Бриг-001-стерео

«В гараже и на коленке»

Анатолий Маркович Лихницкий родился в 1936 году в Ленинграде. С детских лет у Лихницкого было два увлечения — классическая музыка (которая постоянно звучала в доме) и радиолюбительство. Последнее увлечение определило его дальнейшую судьбу. Он окончил факультет биомедицинской кибернетики в Северо-Западном политехническом институте, а затем около десяти лет работал в лаборатории по изучению слуха в Институте физиологии им. Павлова АН СССР под руководством члена-корреспондента АН СССР Г.В. Гершуни. Вот тогда-то Лихницкий и начал работу над проектом, который принесёт ему (в кругах радиолюбителей) громкую, практически всемирную славу. По воспоминаниям самого изобретателя, дело обстояло так: «Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для воспроизведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два её образца на пределе наших возможностей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонтировать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался всё достать, а отдельные детали и узлы изготовить на производстве». Этот, казалось бы, авантюрный и обречённый на неудачу проект был, как ни странно, довольно быстро осуществлён благодаря таланту Лихницкого и Страхова, их энтузиазму, а также большому «количеству спирта и водки, самой надёжной валюты того времени» (на эти драгоценные жидкости умельцы выменяли дефицитные элементы, недоступные в открытой продаже). В итоге были созданы две акустические системы — «выше человеческого роста, объёмом 400 литров каждая, со скошенными стенками, — задемпфированные изнутри тремя слоями рубероида; проигрыватель, смонтированный на стальной плите толщиной 15 мм; диск из латуни массой около 10 кг и тонарм из буковых реек, похожий на фюзеляж довоенного самолёта». Эта самодельная аудиосистема имела неслыханную для советской техники чистоту звучания. По оценке самого Лихницкого, наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усилитель на транзисторах с фантастическими (для того времени) параметрами; достижимая мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения не более 0,1%, полоса частот от 5 до 50000 Гц. Успех с усилителем объяснялся применением изобретённых Лихницким в 1967 году «троек» — особой схемы выходного каскада, которая впоследствии была использована в усилителе «Бриг». Можно сказать, что конструктор сумел взаимокомпенсировать недостатки одних элементов за счёт недостатков других! Это позволило создать высококлассное устройство на несовершенных элементах. Изготовление музыкального центра в буквальном смысле слова происходило в гараже и на коленке. Как вспоминал Лихницкий: «Никогда не забуду, как мы обклеивали их изнутри рубероидом — с использованием расплавленного битума на лужайке перед гаражом и затем перевозили к месту назначения. Вообразите себе ящик, напоминающий гроб, только гораздо большего размера, водруженный на крышу крохотного «Запорожца», который медленно (чтобы не сломать рессоры) плывёт по улицам города со стороны крематория. Прохожие все как один столбенели и оставались так, пока мы не исчезали из поля зрения». Окружающие воспринимали Лихницкого и Страхова как чудаков — ещё бы, проделать такой титанический труд ради создания каких-то музыкальных колонок! И это вместо того, чтобы заниматься карьерой, защищать диссертацию и т.п. Однако их усилия, как оказалось, не пропали даром.

Хайфайщик советского разлива

Следует пояснить, что Hi-Fi — это сокращение слов High Fidelity (что можно перевести как высокая точность воспроизведения звука) — уровень воспроизведения аудиозаписи, который позволяет слышать музыку во всём своём богатстве и красоте, то есть с минимумом искажений, что совершенно невозможно для рядовой звуковоспроизводящей техники. Подобная Hi-Fi-аппаратура создавалась в послевоенное время в Западной Европе и Японии для меломанов, готовых потратить на неё большие деньги (аппаратура подобного класса в принципе дорогая — сегодня при всем прогрессе техники цена на такие аудиосистемы начинается от 1000 долларов). В СССР подобных систем не было и, в общем-то, быть не могло. На Западе подобные устройства производились в расчёте на богатых любителей музыки (ну или на богатых любителей престижа — многие толстосумы покупали такие аудиосистемы, чтобы продемонстрировать свой статус). В Стране Советов соответствующая целевая аудитория просто отсутствовала. Не менее важным фактором являлось то, что передовые технические разработки в большинстве случаев относились к военно-промышленному комплексу или к аэрокосмической отрасли. Это было применимо и к электронике (которая вообще не была сильной стороной СССР) — элементы для бытовой электроники, в частности для аудио, делались в СССР из рук вон плохо. Поэтому в то время производство в СССР хорошей звуковоспроизводящей аппаратуры считалось не только не нужным, но и просто невозможным, так как качественные элементы электроники, существующие в СССР, использовались только для оборонки и были недоступны для гражданской продукции. Из-за отсутствия мотивации у советской власти производство аппаратуры высокой точности воспроизведения в СССР так никогда бы и не появилось. Однако усилиями энтузиастов ситуацию удалось (неожиданно для всех) изменить. Решающую роль при этом сыграл Анатолий Лихницкий, который в 1970 году начал работу по созданию идеального усилителя (ключевого элемента аудиосистемы), соответствующего лучшим образцам зарубежного Hi-Fi.

Характеристики

  • выходная номинальная мощность: 2×50 Вт (при нагрузке 8 Ом, только для второй версии; для первой и третьей — при нагрузке 4 Ом);
  • номинальный диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ± 0,7 дБ: 20…25 000 Гц;
  • коэффициент гармоник в диапазоне частот 40…16 000 Гц: 0,1 %;
  • коэффициент интермодуляционных искажений: 0,15 %;
  • переходное затухание между каналами в диапазоне 250-10000 Гц: 40 дБ;
  • отношение сигнал/взвешенный шум относительно номинальной выходной мощности для линейного входа: 86 дБ;
  • потребляемая мощность: 150 Вт;
  • габаритные размеры: 452 × 372 × 118 мм;
  • масса: 15 кг.

Описание и конструкция

Усилитель предназначен для высококачественного усиления музыкальных или речевых программ с магнитного или пьезоэлектрического звукоснимателя, тюнера, магнитофона, микрофона и других источников сигналов.

В усилителе имеется регулировка громкости и ] (ВЧ и НЧ), возможность ограничения АЧХ с помощью фильтров ВЧ и НЧ; имеется система мягкого включения, исключающая щелчки при включении или выключении, защита от короткого замыкания (КЗ) нагрузки, световая индикация включения сети и перегрузки каналов. К усилителю можно подключить четыре акустических системы с сопротивлением от 4 до 8 Ом, и стереофонические головные телефоны.

Бриг-001, вторая ревизия, без макинтоша

За всё время производства усилитель претерпевал изменения, всего было три версии (ревизии):

Первую можно отличить по наличию входа микрофона и подстройки его уровня в верхней панели. Фанерный кожух (макинтош) был обклеен шпоном и имел покрытие рояльным лаком. Внутри имеет отличия в плате усилителя мощности, незначительные отличия в блоке питания и в схеме защиты.

Вторая ревизия уже вместо входа микрофона имела второй вход для электропроигрывателя с магнитным звукоснимателем, положение «Выкл.» в селекторе выходов и были добавлены два режима в предварительном усилителе[какие?]. Изменилось написание модели на передней панели. Фанерный кожух обклеен шпоном ценных пород дерева с матовым покрытием лаком не ниже II класса.
Первая и вторая ревизии имели усилитель мощности с выходными транзисторами КТ808А (реже 2Т808А) — популярными транзисторами, используемыми во многих советских усилителях тех времён. Во второй ревизии в усилитель мощности в дифференцирующем каскаде применены операционные усилители К574УД1А (с полевыми транзисторами на входе) для улучшения характеристик и для уменьшения количества элементов на плате. Также применена схема «плавного старта» с применением реле, включающим питание 220 В сначала через резисторы, потом напрямую.

Третья ревизия отличается визуально наличием индикаторов перегрузки на передней панели. Схема усилителя была переработана для улучшения качественных показателей усилителя, ведь квазикомплиментарная схема уже не соответствовала стандартам начала 80-х годов, усилитель проигрывал по характеристикам новым усилителям, выпускаемым промышленностью СССР, а также зарубежными производителями. Схема была модернизирована, в усилителе мощности были применены кремниевые транзисторы КТ819ГМ и КТ818ГМ, упразднена схема плавного старта из-за отсутствия необходимости в ней (по неподтвержденной информации: во второй ревизии она была нужна для защиты транзисторов оконечного каскада от выхода из строя во время переходного процесса при включении). Незначительные изменения в блоке питания, также плата усилителя мощности стала единой для левого и правого каналов, а не разделенной на две платы. На задней панели вместо стандартных европейских разъёмов типа ОНЦ-ВН-1-2/16-Р («точка тире») для подключения клонок появились винтовые клеммы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector