Инструкция к радиостанции baofeng uv-5r для чайников

Настройка антенны для стационарной рации

Чтобы настроить канал рации стационарного типа, сначала проводят конфигурацию антенны. Для этого лучше всего использовать профессиональный анализатор. Если такового не имеется, применяют КСВ-метр. Работы проводят на чистой и ровной поверхности, вдалеке от металлических или бетонных помех, а также других аналогов диапазона 27 МГц.

Сначала подключают КСВ-метр. Затем производят замеры на каналах и сетках для отображения обширной картинки. Выполняют калибровку КСВ-метра путем установки тумблера на фронтальной панели в режим FWD. На рации выставляется канал № 20 модуляции АМ. Затем активируют и удерживают клавишу разговора, одновременно поворачивая регулятор CAL по часовой стрелке до момента установки указателя прибора в крайнюю правую позицию SET.

Не отпуская кнопку на тангенте, переключают тумблер КСВ-метра в позицию REF. Снимают данные, выданные прибором. После нахождения минимума КСВ, настраивают антенну под требуемую частоту. Если предел ниже или выше необходимой частоты, антенну укорачивают либо удлиняют, соответственно. Замеры повторяют, пока коэффициент КСВ не достигнет показателя 1,5 или менее.

Преимущества и недостатки рации

Преимущества:

  1. Уличные радиостанции прочные и простые в пользовании.
  2. Удобные в тех местах, где покрытие сети сотовых телефонов плохое или недоступно, например в случаях стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
  3. Удобны в ситуациях, когда много людей должны слушать, и только один – говорить.
  4. Обладают малым весом (всего 100–200 г), работают на приличном расстоянии и площади, обычно 5–10 квадратных километров.
  5. Имеют длительное время автономной работы, 20 часов на 3–4 перезаряжаемых или щелочных батареях.
  6. Многоканальные, обычно имеют несколько каналов, от 8 до 25 или более, поэтому их можно легко переключить на другую частоту, если другие люди используют поблизости рации.
  7. Некоторые рации могут также использоваться в качестве домофонов.

Недостатки:

  1. Большинство недорогих раций подвержены помехам и относительно легко прослушиваются, более дорогие цифровые устройства обходят это негативное вмешательство. Пока только военные рации используют надежное шифрование для преодоления прослушивания.
  2. Не предназначены для связи в более длинных диапазонах, для чего понадобится нечто вроде радио CB или мобильного телефона.

Конструкция беспроводного переговорного устройства

Рации – это портативные радиоприемники, которые сообщаются между собой по беспроводной сети с использованием радиоволн одного частотного диапазона. Каждый блок с батарейным питанием содержит передатчик/приемник и антенну для отправки и приема радиоволн, громкоговоритель и микрофон. Когда пользователи разговаривают по рации, они используют кнопку Push-to Talk (PTT).

Громкоговоритель/микрофон работает так же, как и домофон, так как содержит те же самые компоненты (катушку провода, магнит и бумажный или пластиковый конус для подбора или генерации звуков). Можно использовать одно устройство для выполнения этих двух задач, переключая электрическую цепь и реверсируя ток. Более сложные рации, например модель Motorola, содержат отдельные громкоговорители и микрофоны.

Передача информации

Сначала надо дождаться, чтобы в эфире было тихо. Если кто-то уже говорит, то перекрикивать его в радиосвязи бесполезно.

Находим сбоку кнопку  PTT (push to talk — нажми, чтобы говорить), её еще называют “тангента”.

Нажимаем её, ждём секунду (проговариваем про себя число 21 или любое другое двузначное), говорим что хотим сказать, опять ждем секунду, отпускаем тангенту. Эта процедура позволит избежать обрезания фразы в начале и в конце.

Дабы понять собеседнику, что вы окончили передачу информации, и сейчас ваша рация перейдет в режим приема (вы отпустите тангенту), в конце фразы принято говорить “Прием”

— У нас все хорошо, как приняли? Прием.

— Понял, у вас все хорошо, отбой. Конец связи.

В начале сеанса связи хорошо бы убедиться, что собеседник вас слышит и, если вас более двух в рабочей группе, сообщить кого и кто вызывает (сначала позывной того, кого хотят услышать, а потом свой).

— Петя, ответь Васе, как слышишь меня. Прием.

В этот момент Петя понимает, что из клапана его рюкзака раздается какой-то звук. Он вспоминает, что у него есть рация, что наверняка он пропустил сеанс связи. Петя начинает снимать рюкзак и выуживать оттуда рацию. Вася не выдерживает и повторяет.

— Петя, ответь Васе, как слышишь меня. Прием.

Петя наконец-то достал рацию.

— Петя в канале, слышу тебя хорошо. Прием.

На практике часто слово «ответь» опускают и вызов абонента звучит как «Петя Васе».

Настройка канала для дальнобойщиков

Процесс занимает пару минут. После установки в автомобиль необходимо настроить рацию «Мегаджет» на волну дальнобойщиков. На территории России используется частота 27,135 МГц, как в Европе и большинстве стран мира. В некоторых – 27,130 МГц, например, в Финляндии, Польше. Номер у канала должен быть 15. Это облегчает настройку на их волну.

Для того, чтобы вам не пришлось долго изучать инструкцию, расскажем об упрощенном варианте:

  1. Включите режим 240 каналов (комбинация AM/FM – ON).
  2. Выберите режим «AM».
  3. Перейдите на российскую сетку, набрав комбинацию «DW/M – ON».
  4. На экране должна отобразиться буква «С».
  5. Выберите канал 15.

Настройка закончена.

Это упрощенный вариант. Различия могут заключаться только в модификациях радиостанций.

Независимо от частотной сетки, номер канала всегда 15.

Megajet Mj-150

Расскажем об этой модели подробнее. Она более популярна, ее продажа осуществляется во многих профильных торговых точках.

На российском рынке версия появилась в 2013 году. В ней сочетаются лучшие качества моделей 100 и 300. Мощность станции 8-10 Вт. Дальность связи – 10 км на трассе, до 7 км – в городских условиях. Инструкция на русском языке.

В комплекте идут саморезы и держатель. Кнопки переключения каналов подсвечиваются. Шумоподавителей два, они регулируемые. Оформлена в виде моноблока из качественного, приятного на ощупь материала. Устойчива к вибрации.

Крышка съемная, крепится шурупами. Динамик расположен в нижней части корпуса. Гарнитура имеет разъем 4 пина. Есть возможность подключения внешнего громкоговорителя. В наличии 2 ручки регулировки и 5 кнопок. Имеет 200 каналов. Российская и Европейская частотные сетки переключаются одним нажатием.

MegaJet MJ-3031M Turbo

Рация MegaJet MJ-3031M Turbo.

Одна из самых популярных моделей в линейке компании Nextron. Сочетает набор характеристик при высокой мощности передатчика (до 20 Вт).

Имеет защиту от перегрева благодаря большому радиатору. Присутствует функция сохранения настроек при выключенном питании. Автоматическое подавление шумов высокого качества. Диапазон частот расположен в пределах от 25,615 до 28,305 МГц.

Передняя панель отделана «под дерево», органично вписывается в интерьер кабины грузовика. Цветной дисплей станции отличается высокой контрастностью. Присутствует фазовая подстройка частоты, что позволяет установить ее наиболее точно. Функционал включает в себя все характеристики младших моделей.

Как настроить рацию портативного типа?

Любительские переносные радиостанции работают в диапазоне 433-434 МГц. Они не нуждаются в регистрации центром радиочастот, поэтому настроить их довольно просто. Если вы планируете увеличить мощность устройства, перед приобретением узнавайте о возможности использования съемной антенны. Еще один важный момент – агрегация раций между собой. Для этого необходимо на каждом аппарате выставить одинаковые номера и субкод.

После проведения указанных манипуляций, выбранные устройства будут слаженно работать между собой. Для общения нужно просто нажать и удерживать клавишу активации разговора. После отпускания кнопки устройство переходит в режим ожидания сигнала от другой рации. Важным моментом в настройке портативного аппарата является выбор индивидуального сигнала для опознания (позывного). В его роли может выступать любой цифровой или буквенный код, имеющий уникальное происхождение для выбранной системы связи.

Где же они применяют?

Си-Би рации обладают довольно широким применением. Они являются достаточно надежными и доступными средствами связи, которые позволяют обеспечить взаимодействие магазина со складом, грузовым автотранспортом и так далее. Применяются Си-Би рации и на маломерном флоте — катерах и яхтах. При этом дальность работы на воде значительно растет за счет того, что отсутствуют серьезные препятствия.

Наибольшее применение Си-Би диапазон нашли как представители подвижной связи. В качестве примера можно привести устройства, установленные в автомобилях. С портативными устройствами немного сложнее. Дело в том, что Си-Би диапазон обладает длиной волны в 11 метров. И идеальная для него антенна должна быть размером около 2,7 м. На портативных устройствах их приходится укорачивать в 10-20 раз. Как результат – довольно большой вес, низкий коэффициент полезного действия при передаче данных компактной антенне и невысокая эффективность амплитудного шумоподавления. Но благодаря довольно значительной длине волн Си-Би антенна может работать даже при наличии существенных препятствий. Она хорошо подходит для пересеченной местности и лесов.

Установка антенны для рации

Антенна радиостанции можно закреплять на магнит и на кронштейн. При установке на кронштейн антенна контактирует с кузовом машины, что позволяет улучшить приём и передачу сигнала. Правильная установка и хорошая масса создают условия локации, улавливающей радиоволны за счёт всей поверхности крыши. Но жёсткость крепления увеличивает риск переломать антенну ветками деревьев, потолком гаража или автомойки, например. Это существенный минус крепления на кронштейн. Ко всему прочему не каждый автовладелец захочет сверлить крышу машины ради качественного приёма радиоволн.

Антенна, закреплённая на магните, легко устанавливается и снимается, не повреждая кузов. Даже ударяясь о препятствие, антенна не сломается, а упадёт набок. Магнит не позволит ей двигаться даже на высокой скорости, даже со встречным ветром.

Надо понимать: антенны для радиоприёмников и раций – это отличающиеся устройства, которые друг друга заменять не могут. Например, ALAN ML-145, которая слывёт лучшей в своём классе — обладательница штатного четырёхметрового провода. И если обычно антенны устанавливаются на крышах машин, прямо в центре, то здесь длина провода может позволить её установку прямо на кузове, в его задней части. Лёгкий метод – пропускать проводку к полке багажника под задней дверью. Более сложно — протащить проводку через отверстия задней двери, предварительно распаяв штекер, под обшивкой крыши до левой передней стойки, опустив по ней к рации.

Установив, антенну калибруют с помощью специального прибора.

Сделать это лучше в ближайшем радиоцентре:

  • самостоятельно добиваться качественного приёма очень сложно,
  • имеется риск повредить рацию большим коэффициентом стоячей волны.

Остаётся установить выносной динамик. Он необходим, потому что штатные могут иметь малую мощность, а выносные обладают высокой громкостью и чистотой звука. Их можно установить на переднюю панель, если там уже нет крепления для телефона. Или под рулевую колонку, около кнопок стеклоподъёмников, в подголовник водительского кресла. Некурящие автовладельцы могут приспособить его в карман для пепельницы.

Если и после всей проделанной работы качество аудиопередачи покажется всё-таки недостаточным, то это может означать, что автовладелец вошёл в аудиовкус и у него началась череда доработок до абсолюта.

Багажник Пежо — установка на крышу
Установка МКПП вместо АКПП самостоятельно
Подогреватель тосола, установка подогревателя своими руками
Как правильно прикуривать автомобиль — рекомендации
Установка метана на автомобиль
Радиатор Пежо — снятие и установка, замена радиатора охлаждения
Привод на Пежо — снятие и установка

Современные средства связи позволяют поддерживать контакт на расстоянии, независимо от погоды, сотового покрытия или типа местности. Это стало возможным благодаря радиоволнам разных частот. Для корректной работы прибора необходимо знать, как настроить рацию. Стоит отметить, что на рынке представлен широкий выбор устройств, ориентированных на универсальное использование или более узкую специализацию (автомобильные, охотничьи, железнодорожные радиостанции).

Настраиваем антенну на рацию: инструктаж

Итак, приступим к настройке:

  1. Для начала в разрыв между антенной и рацией подключаем КСВ-метр. Стрелку выставляем на отметку «0», включаем прибор и нажимаем кнопку передачи на радиостанции или тангенте. Стрелка сразу переместится на показатель настоящего КВС. В данном случае действует правило – чем ниже, тем лучше. 1,2 или 1,1 – это идеальные показатели. 1,3 еще может быть. Если показатели выше, ваша передача пострадает. Причину ищите либо в самой антенне, либо в проводе, либо в передатчике радиостанции.
  2. Настраиваем рацию. Делать это необходимо на определенную сетку (как правило, С). К примеру, если работать с 19 и 15-м каналами, то настраивать необходимо «серединный» — 17-ый. Не забывайте: после того, как вы настроите канал, переместив хоть на чуток магнитное основание, вы рискуете сбить все настройки КВС. Чтобы этого не произошло, заранее определитесь с местом, где будет установлена антенна для рации.
  3. Регулируем антенну. Для начала у основания антенны ослабьте винтики, затем поднимайте штырь из катушки или опускайте его внутрь. В некоторых видах антенн регулировка осуществляется путем «откусывания» лишней длинны штыря. Но не забывайте о том моменте, что если штырь антенны слишком сильно поднять вверх, то встречный порыв ветра может вырвать его во время движения авто.

Совет для тех, кто еще только собрался покупать антенну: если катушка и штырь продаются отдельно друг от друга, не верьте ни в какие убеждения продавцов, что антенна настроена. Настраиваться она должна на вашу рацию и будучи закрепленной прямо на вашем авто. Если же штырь уже в катушке, то, вероятнее всего, антенна прошла настройку на сетку С и можно ее покупать без опаски.

В момент покупки требуйте у продавца настройку КСВ. Антенна не настроенная может при передаче вывести рацию из строя. А это уже не есть хорошо.

История создания рации

В 1937 году канадский ученый Дональд Хингс (1907–2004) изобрел радиостанцию, первоначально называемую радиостанцией с двусторонним движением. Примерно в то же время свое изобретение запатентовал американский изобретатель Альфред Гросс (1918–2000). Оба изобретения были разработаны для военного использования во время Второй мировой войны. Изобретатели продолжали работать над усовершенствованием своих моделей всю свою жизнь.

Гроссу приписывают изобретение пейджеров, которые были популярным способом связи, прежде чем мобильные телефоны стали общепринятыми. Хингс разработал многочисленные усовершенствования для радио, радиолокационных, магнитных наземных, съемочных устройств и оборудования для измерения загрязнений воздуха. Всего у него 39 различных изобретений, запатентованных в США.

Собираем антенну

Итак, для создания нам понадобится:

Сантехническая пластиковая муфта. Подойдет с диаметром в 50-55 сантиментов.
Разъем SO-239.
Сантехнические заглушки, соразмерные с подобранной ранее муфтой.
Винт-кольцо в количестве трех штук.
Три гайки и шесть шайб.

В муфте заглушку для крепления делаем в 6 миллиметров и для разъема на 16 мм. Затем можно подсоединить или собрать балун. Мы представим, что покупать не хочется. Поэтому берем ферритовое кольцо, у которого проницаемость 600, кусок провода с сечением в 0,5-1 мм. Провод складываем втрое и начинаем наматывать на кольцо. После того, как готова полноценная катушка Си-Би антенны, обмотка фиксируется с помощью изолирующей ленты или хомутов. Монтируем балун в заготовку, после чего припаиваем разъем. Конструкция почти готова. Осталось отмерить необходимое количество проводов для лучшей антенны, чтобы закрепить их на заготовке. Толщина здесь роли не играет. Как пример – можно взять три метра по 1,5 мм. Кстати, хотя программа и подсчитала, что оптимально – 2,57, лучше взять немного с запасом. Поэтому и три метра. Спаиваем все — и наша антенна готова.

Выбор устройства для дальнобойщиков

Лучшее радио CB для дальнобойщиков — Uniden BEARCAT 880 Bearcat CB Radio. Uniden — очень уважаемый бренд в мире радио CB и одна из их самых современных моделей, которая поставляется со многими мощными функциями.

Настроить рацию на дальнобойщиков очень просто. Радио CB обеспечивает 40-канальную работу и микрофон с шумоподавлением, который позволяет эффективно устранять фоновый шум.

Uniden добавил дополнительный длинный микрофонный шнур и обеспечивает динамическое управление шумоподавлением. Возможно, одной из наиболее привлекательных особенностей будет режим боковой полосы (SSB), который редко встречается на малых CB-радиостанциях. Четкое подключение возможно, и для еще большей свободы радио может быть сопряжено с беспроводным микрофоном.

Благодаря доступному погодному каналу NOAA, с этим радио CB можно получать обновления при изменении погодных условий, красочный дисплей, который обеспечивает высокий уровень видимости благодаря семицветной подсветке. Чтение и настройка настроек Bearcat – очень простые, поэтому водитель сможет лучше сосредоточиться на дороге.

Блокировка Роскомнадзором

10 апреля 2017 года Роскомнадзор (далее РКН) инициировал процедуру ограничения доступа к информационным ресурсам Zello Inc. Госрегулятор потребовал от компании предоставить некоторые технические данные работы мессенджера для включения его в госреестр организаторов распространения информации. Эти сведения необходимы спецслужбам РФ для прослушивания разговоров пользователей.

Представители Zello Inc. не только отказали РКН в предоставлении данных, но и опубликовали письмо от госрегулятора, а также написали об этом пост в своем блоге.

Спустя время РКН все же заблокировал мессенджер, но оказалось, что в работе приложения пользователи сбоев не ощутили. Правда, со временем РКН начал ограничивать доступ ко все большему количеству IP-адресов, используемых Zello. Это заметно сказалось на работе приложения. Аудитория стала резко сокращаться.

Причина такой жесткой блокировки в том, что дальнобойщики использовали Zello для координирования действий во время забастовок против введения системы дорожных сборов «Платон».

Сегодня пользоваться голосовым мессенджером можно в паре с VPN-приложением. По этой причине в России у Zello всего 10 % мировой аудитории (и рост не наблюдается).

Zello – удобное приложение для обмена голосовыми сообщениями. Оно популярно среди дальнобойщиков, потому что у мессенджера большая аудитория, благодаря которой удается оперативно отслеживать ситуацию на дорогах. Пользоваться Zello на территории РФ можно только через VPN, так как в России этот сервис заблокирован РКН.

Детальная информация видна на видео:

Настройка рации Baofeng

Ниже представлены рекомендации по настройке рации «Баофенг». У модели типа UV 5R по умолчанию рабочая частота составляет 2,5 кГц. Стандартные корректировки сопоставимы с аналогичными рекомендациями для большинства портативных радиостанций. Программирование симплексных каналов прибора состоит из следующих шагов:

  • Сначала осуществляют переход в режим VFO A.
  • Затем при помощи клавиши Band выбирают пункт VHF.
  • В основном меню активируют значок ‘27’ , после чего нажимают опцию menu.
  • Далее информацию сохраняют в свободной ячейке памяти, которую можно найти при помощи клавиш UP/DOWN.
  • Избранный диапазон фиксируют посредством повторной активации кнопки меню.
  • Выход осуществляется через нажатие клавиши Exit.

Для настройки рации UV 5R в части каналов с репитерным сдвигом производят следующие манипуляции:

  • Переходят в режим VFO A.
  • Выбирают опцию UHF или VHF при помощи клавиши Band.
  • Сохраняют подходящую приемную частоту.
  • В разделе «меню» находят значок ‘27’, после чего снова входят в меню.
  • Выбирается свободная ячейка памяти.
  • Итоговый выбор подтверждается еще одним нажатием клавиши «меню».
  • Для выхода используется кнопка EXIT.
  • Еще раз производится активация «меню», где выбирается значок ‘27’, после чего дважды нажимают «меню».

Настройка канала

У Baofeng UV-5r два режима: режим ручного ввода частоты и режим выбора записанных заранее каналов. Переключаются они оранжевой кнопкой. Все кнопки на передней панели могут быть . Для разблокировки нажмите и подержите «#».

Режим ввода частоты. Если он стоит, то вы увидите на экране ряды страшных цифр (частоту) — как на фото выше. Клавиатурой радиостанции вы можете ввести туда что угодно (но лучше в рамках 433.075-434.775 или 446.006-446.093 — это разрешенные в РФ диапазоны для гражданского общения). Капитан очевидность подсказывает, что если выставить одинаковые цифры на двух радиостанциях, то по ним можно будет общаться.

Режим записанных каналов. Если он включен, то справа появятся номера ячеек памяти в которые записаны эти каналы.

Клавиатура прибора тогда будет работать для выбора ячейки памяти. Как на пульте от телевизора.

Клавиши и будут работать для «пролистывания» ячеек памяти.

Работать вы будете со строкой напротив которой расположен треугольничек (на фото вверху  это нижняя строка). происходит синей кнопкой.

Если вы не лазили в радиостанцию её прошивать, то там будут каналы записанные производителем-китайцем. Тогда этот режим вообще вам бесполезен.

Если радиостанция не ваша, владелец мог записать в эти ячейки что угодно — это его дело и плод его фантазии. Тут та же аналогия с пультом от телевизора: на кнопке 5 у вас дома может быть канал СТС, а у ваших друзей на той же кнопке канал НТВ.

При прошивке можно дать ячейке памяти любое понятное имя и записать сразу частоту с субтоном (о субтонах читай тут). Если в настройках самой радиостанции включить отображение имени ячейки, то на экране будут понятные слова, а не страшные цифры. (На фото вверху я назвал 86 морской канал «SEA 86», а 61 канал сетки LPD «LPD61» — это проще, чем помнить наизусть частоты этих каналов)

Если вы знаете, что записано в выбранной ячейке памяти, то вторую радиостанцию можно настроить на него в режиме ввода частоты.

Перед тем как разделиться, проверьте работает ли каждый прибор на приём и на передачу. Скажите в каждую радиостанцию что-то и услышьте это в других. Если вы набрали одинаковую частоту на всех радиостанциях, но одна из них работает только в одну сторону, то скорее всего на одной из них включен субтон (на экране будут буквы DCS или СТ) — отключите их или сделайте одинаковыми на всех радиостанциях (10-13 пункты меню).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector