Ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (рэс и вчу)

Содержание:

Техническая документация

Разработка технической документации не относится к процедуре оценки соответствия лишь на первый взгляд. Однако, и к ней предъявляются серьёзные требования, особенно в технических регламентах ЕАЭС.

Как минимум, Технические условия на продукцию — обязательный документ, необходимый для подачи заявки на сертификацию продукции. Также серьёзные требования предъявляются и к этикетке, и к инструкции по эксплуатации, как к основным (если не сказать единственным) средствам информирования потребителя о свойствах и характеристиках продукции.

Мы предоставляем услуги как проверки уже имеющейся на продукцию технической документации, так и разработку её с нуля.

Соответствие техническим регламентам ЕАЭС

Разрешительный порядок ввоза (Решение ЕЭК №30)

Соответствие средств связи (126-ФЗ «О связи»)

Пожарная безопасность (123-ФЗ)

Транспортная безопасность (Постановление №969)

Соответствие стандартам РФ (Постановление №982)

Единые санитарные требования (Решение КТС №299)

Добровольная сертификация

Разработка и экспертиза технической документации

Остались вопросы?

Не уверены, какие документы необходимо оформлять на Вашу продукцию? Получите консультацию наших
специалистов:

Знаете, какие документы Вам нужны, и хотите узнать сроки и стоимость? Оставьте заявку на расчёт:

Похожая продукция

По техническим регламентам

Аккумуляторы и элементы питания

Детские игрушки

Косметика и бытовая химия

Легкая промышленность для взрослых

Лёгкая промышленность для детей и подростков

Мебель

Оборудование для связи

Пищевая продукция

Пожарная безопасность

Системы безопасности

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Строительные материалы

Химическая промышленность

Электрооборудование и электроника

Реестр аккредитованных лиц

Самый главный реестр. Именно сюда занесены все компании и индивидуальные предприниматели, имеющие аккредитацию на подтверждение соответствия продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС. Нас главным образом интересуют сертификационные органы и испытательные лаборатории.

Проверка потенциального партнёра по реестру аккредитованных лиц — первое, что необходимо сделать заявителю. С большой степенью вероятности, партнёр в этом реестре найдётся (если нет — бегите сразу). Стоит ли говорить, что статус должен быть «Действует», и никакой другой.

Не забудьте уточнить область аккредитации потенциального партнёра, покрывает ли она полностью продукцию? Особенно важно, если список позиций сертифицируемой продукции предполагается широкий.

Насторожитесь, если аккредитация очень «молодая» (меньше года), но учтите, что это только косвенный признак, который нужно рассматривать в контексте многих других (например, можно ещё сходить к потенциальному партнёру на переговоры и поиграть в сертификационное буллшит-бинго). Есть немало новых органов и лабораторий, которые только недавно получили аккредитацию, но подходят к вопросу ответственно.

Как мы уже говорили, данный реестр администрируется Росаккредитацией, и в нём более актуальная информация именно по российским компаниям. Если ищете орган в ЕАЭС, но не в России, то обращайтесь к реестрам на Публичном портале ЕЭК, а лучше всего — к национальным реестрам той страны, где ищете партнёра.

Если Вы обращаетесь не в орган, а в сертификационный центр или агентство, то перед началом работы обязательно уточните, какой орган будет выдавать документ о соответствии. И, разумеется, проверьте этот орган по реестру аккредитованных лиц.

Реестр нотификаций ФСБ

А точнее, это «Единый реестр нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих». И администрирует этот реестр ЕЭК.

ФСБ же является уполномоченным в России согласующим органом, ответственным за регистрацию нотификаций в этом реестре. Если быть совсем точным, не ФСБ, а Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Данный реестр интересен тем, кто собирается ввозить в Россию различное оборудование и устройства, содержащие в себе средства шифрования. Импортёры смотрят, ввозилось ли уже такое оборудование, если да — то можно ввозить своё без оформления новой нотификации, указав данные уже имеющейся.

Если это про Вас, то будьте внимательны, потому что даже в рамках одной модели могут быть разные характеристики шифрования (а значит, и сослаться на уже имеющуюся нотификацию не получится, надо будет делать новую).

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 23 сентября 2014 г. № 06ПА-62367 “Об импорте ультразвукового медицинского оборудования”

14 ноября 2014

В Роскомнадзор поступила информация из Федеральной таможенной службы о фактах выдачи организациями радиочастотной службы заключений о соответствии технических характеристик ввозимого на территорию Российской Федерации ультразвукового медицинского диагностического оборудования техническим характеристикам и условиям использования, утверждённым решениями Государственной комиссии по радиочастотам.

В заключениях такого рода организации радиочастотной службы указывают, что ввозимое оборудование не является ни радиоэлектронным средством, ни высокочастотным устройством, и следовательно, его импорт осуществляется без получения лицензии Минпромторга России.

Роскомнадзор разъясняет, что порядок ввоза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств из-за границы на территорию Российской Федерации определён «Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения (далее соответственно — РЭС, ВЧУ), в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров», утверждённым решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕвразЭС) от 16.08.2012 № 134.

В соответствии с п. 2.16 «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами» (Перечень), утверждённого указанным Решением Коллегии ЕвразЭС, высокочастотные устройства, оборудование и аппаратура промышленного, научного и медицинского назначения, включающие в себя высокочастотные генераторы, ограничены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон) радиочастотным спектром называют совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Регламентом радиосвязи МСЭ радиочастотный спектр ограничен диапазоном частот от 3 кГц до 3000 ГГц (том 1, статья 2). Таким образом, частота электрических сигналов генератора, входящего в состав ультразвуковой диагностической аппаратуры, находится в диапазоне радиочастотного спектра, генератор является высокочастотным и подпадает под определение высокочастотного устройства.

В соответствии с Законом высокочастотные устройства — это оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области электросвязи.

Ультразвуковые диагностические аппараты, ультразвуковые сканеры и подобное оборудование имеют код Таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) 9018120000 — аппаратура ультразвукового сканирования.

Группа ТН ВЭД ТС 9018, в которую входит указанная аппаратура — это приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения.

Одним из основных узлов любого ультразвукового диагностического аппарата является ультразвуковой преобразователь, который входит в состав датчика (зонда). Ультразвуковой преобразователь выполняет функцию преобразования электрических сигналов в механические (ультразвуковые) колебания с последующим излучением их в биологические ткани. В качестве ультразвуковых преобразователей в современных аппаратах используются пьезоэлементы (обычно пьезокерамика), обладающие свойством пьезоэффекта. Пьезоэлементы преобразуют электрические сигналы, поступающие из электронного блока прибора, в ультразвуковые сигналы. То есть в составе ультразвукового диагностического аппарата имеется генератор электрических сигналов.

Таким образом, все товары группы ТН ВЭД ТС 9018, включающие в себя высокочастотные генераторы, ограничены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, за исключением ВЧУ, использующих полосы радиочастот или радиочастоты согласно приложению к п. 2.16 Перечня при условии, что мощность высокочастотных устройств не превышает 5 Вт.

 
 
А.А. Панков

Нормативная база

И РЭС, и ВЧУ — это оборудование, которое генерирует радиоволны в любом виде. Отличие в том, что радиоэлектронные средства используют радиоволны для связи (рации, радиостанции, передатчики…), а высокочастотные устройства — не для связи (СВЧ, индукционные печи, медицинское и промышленное оборудование). Что является РЭС и ВЧУ — сообщает список в
, там же указываются и соответствующие коды ТН ВЭД ЕАЭС.

Для данного оборудования национальным (!) законодательством установлены определённые требования (в том числе, к электромагнитной совместимости устройств, ЭМС). И проверку на соответствие оборудования этим требованиям проводит уполномоченный национальным же законодательством федеральный орган. И по результатам проверки выдаёт документ, установленный также национальным законодательством.

Законодательство ЕАЭС лишь указывает регламент действий, и в нём используется формулировка «уполномоченный орган», а какой конкретно орган уполномочен проводить те или иные процедуры — устанавливает национальный закон.

В России требования к РЭС и ВЧУ установлены Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ), а подтверждением соответствия занимается Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ»), по результатам проверки он выдаёт то самое Заключение ГРЧЦ.

А в Белоруссии, например, подтверждением соответствия занимается Республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью БелГИЭ.

В свою очередь, по результатам проверок Роскомнадзор ведёт единый реестр РЭС и ВЧУ, соответствующих этим требованиям. Когда в Радиочастотном центре какое-то оборудование проходит проверку на подтверждение соответствия — запись об этом оборудовании появляется в реестре Роскомнадзора.

Важно! Не путайте реестр Роскомнадзора с реестром Евразийской экономической комиссии!

  • . Это национальный реестр РФ, он пополняется на основе проверок Радиочастотного центра, в нём указаны устройства, которые технически можно использовать на территории РФ.

  • . Это реестр ЕАЭС, его ведёт Евразийская экономическая комиссия. В нём указаны устройства, которые можно ввозить на территорию ЕАЭС без лицензии.*

* Нюанс в том, что в этом реестре ЕЭК указана достаточно специфическое оборудование лишь некоторых производителей, которые имеют преференции на поставку этого оборудования в ЕАЭС. И, как правило, у производителей есть некоторые условия насчёт того, кто может стать импортёром. Как продукция появляется в этом реестре — известно лишь членам профильных комитетов ЕЭК.

Как можно понять, в первом реестре содержится оборудование, которое просто можно ввозить в РФ (но нужна лицензия), во втором — оборудование, которое можно ввозить в ЕАЭС без лицензии.

А ещё всё в том же Решении ЕЭК №30, в Положении о ввозе РЭС и ВЧУ, в Приложении №2 существует
.

Отличие этого перечня от реестра ЕЭК следующее: при наличии продукции в реестре, на таможне необходимо показывать выписку из этого реестра («подтверждаю, что эта продукция входит в реестр и не подлежит лицензированию»), а при наличии продукции в перечне, на таможне не надо показывать вообще никаких документов.

Плюс, в реестре содержатся конкретное оборудование (наименование, марка, модель, изготовитель, страна производства), а в перечне описаны лишь характеристики устройств (например: радиостанции, работающие в полосе радиочастот 433,075 — 434,790 МГц, с выходной мощностью передатчика не более 10 мВт).

Письмо Федеральной таможенной службы от 16 марта 2012 г. № 1-11/12157 «О разрешительных документах для целей ввоза РЭС и ВЧУ»

24 мая 2012

В Таможенном союзе установлены ограничения на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее — РЭС и ВЧУ), включенных в раздел 2.16 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 (далее — Единый перечень).

В соответствии с пунктами 3 и 5 Положения к разделу 2.16 Единого перечня «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров» (далее — Положение) ввоз РЭС и ВЧУ в условиях, отличных от импорта, а также их ввоз физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях) осуществляются на основании заключений (разрешительных документов), выдаваемых органом в области связи, определенным государством — членом Таможенного союза.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1567-р федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешительных документов для ввоза РЭС и ВЧУ, включенных в раздел 2.16 Единого перечня, являются Роскомнадзор, Минобороны России и ФСО России.

В соответствии с письмом Роскомнадзора от 01.03.2012 № 01ИО-04670 полномочия по выдаче разрешительных документов, предусмотренных пунктами 3 и 5 Положения, возложены на центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 368) и не передавались территориальным подразделениям Роскомнадзора или каким-либо другим органам, организациям и предприятиям.

В связи с изложенным при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза РЭС и ВЧУ в условиях, отличных от импорта, а также при их ввозе физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях) необходимо:

а) обеспечить принятие при таможенном декларировании (выставление требований на представление) в качестве разрешительных документов, предусмотренных пунктами 3 и 5 Положения, документов, выдаваемых исключительно центральным аппаратом Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также документов, выдаваемых Минобороны России и ФСО России в части своей компетенции;

б) исключить принятие при таможенном декларировании (выставление требований на представление) документов, выдаваемых Государственной комиссией по радиочастотам, территориальными подразделениями Роскомнадзора, ФГУП «РЧЦ ЦФО» и т.п., в качестве разрешительных документов, предусмотренных пунктами 3 и 5 Положения.

Заместитель руководителя генерал-майор таможенной службы Р.В. Давыдов

В каких случаях обязательная сертификация необходима

Обязательную сертификацию товаров проводят в случаях, предусмотренных нормативными актами России. Процедура регламентируется законами, государственными стандартами, санитарными правилами, нормами безопасности и т.д. Установлен перечень групп товаров, которые должны сертифицироваться в обязательном порядке. Он регулярно пересматривается, и из него периодически исключают отдельные виды товаров, которые обычно переносят в перечень товарных групп, которые в обязательном порядке подлежат декларированию соответствия. В таких случаях в качестве регламентирующего документа выступает декларация соответствия.

Обязательная сертификация продукции не может быть заменена добровольной. В обязательном порядке сертифицируются товары, способные влиять на здоровье людей или окружающую среду. Списки товаров, подлежащих обязательному подтверждению безопасности и качества, регулярно пересматриваются соответствующими органами. Наличие подтверждающих качество и безопасность продукции документов может проверяться специальными контролирующими органами, к тому же эти документы наряду с другими необходимы для таможенного оформления товаров.

Итоговым документом подтверждения соответствия продукции требованиям безопасности и качества является сертификатсоответствия. Если продукция подлежит обязательной сертификации, то наличие этого документа проверяется таможенными и другими контролирующими органами. При таможенном оформлении товара, который подлежит обязательному подтверждению качества, необходимо предоставлять кроме таможенной декларации документы о сертификации и, в определенных ситуациях, санитарно-эпидемиологическое заключение.

Технические регламенты ЕАЭС

Главная и самая распространённая система технического регулирования в Евразийском экономическом союзе, именно в ней оформляется больше всего разрешительных документов. В техрегламентах ЕАЭС существует 3 основные формы оценки соответствия, подразумевающие оформление соответствующего разрешительного документа на продукцию:

  1. Декларирование
  2. Сертификация
  3. Государственная регистрация

Все требования к продукции собраны в конкретных технических регламентах: в них указано, какая продукция под них подпадает, и в какой форме / по какой схеме проходит процедура оценки соответствия.

Каких-то универсальных подходов нет, всё разнится от техрегламента к техрегламенту. Например, в ТР ТС 008 единственная форма оценки соответствия — сертификация, а в ТР ЕАЭС 037 — декларирование (но может быть заменена сертификацией). В тексте ТР ТС 007 указаны 3 перечня продукции (подлежащая государственной регистрации, сертификации, декларированию), а в ТР ЕАЭС 043 — один перечень, в котором указана вся подпадающая под него продукция с указанием не только форм, но и конкретных схем оценки соответствия.

Если продукция подпадает под несколько технических регламентов, то она обязана пройти процедуру обязательной оценки соответствия по ним всем. И получить, как следствие, разрешительный документ (или документы), в котором будет указано, что она требованиям всех этих техрегламентов соответствует. Только после этого на продукцию можно будет нанести знак обращения на рынке ЕАЭС.

Обзор документа

Некоторые радиоэлектронные средства (РЭС) и высокочастотные устройства (ВУ) ограничены ко ввозу на территорию Таможенного союза (ТС).

Если данные РЭС и ВЧУ ввозятся в условиях, отличных от импорта, а также физлицами для личного пользования (в некоммерческих целях), то требуются заключения (разрешительные документы). Они предоставляются органом в области связи, определенным государством-членом ТС. В России выдавать такие документы уполномочены Роскомнадзор, Минобороны России и ФСО России.

Полномочия по выдаче указанных документов возложены на центральный аппарат Роскомнадзора и не передавались его территориальным подразделениям, другим органам, организациям и предприятиям.

Поэтому в качестве разрешительных документов принимаются только те, которые получены от центрального аппарата Роскомнадзора, выданы Минобороны России и ФСО России в части своей компетенции. Не принимаются и нельзя требовать документы, предоставленные Государственной комиссией по радиочастотам, территориальными подразделениями Роскомнадзора, ФГУП «РЧЦ ЦФО» и т. п.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обзор документа

Организации радиочастотной службы выдают заключения о соответствии технических характеристик ввозимого в Россию ультразвукового медицинского диагностического оборудования требованиям ГКРЧ. При этом в заключениях указано, что названная аппаратура не является ни радиоэлектронным средством, ни высокочастотным устройством (ВЧУ). Следовательно, импортируется без лицензии Минпромторга России.

Роскомнадзор разъясняет данную ситуацию.

В составе УЗИ аппарата имеется генератор электрических сигналов. Он является высокочастотным и подпадает под определение ВЧУ. ВЧУ — это оборудование или приборы, которые предназначены для генерирования и использования радиочастотной энергии в т. ч. в медцелях. Исключение — применение в области электросвязи.

ВЧУ, оборудование и аппаратура промышленного, научного и медназначения, включающие в себя высокочастотные генераторы, ограничены к ввозу на территорию Таможенного союза (ТС).

Частота электрических сигналов генератора, входящего в состав УЗИ аппаратуры, находится в диапазоне радиочастотного спектра от 3 кГц до 3 ТГц.

УЗИ оборудование — это аппаратура УЗИ сканирования. Она входит в группу ТН ВЭД ТС 9018.

Таким образом, все товары указанной группы ТН ВЭД ТС, которые имеют высокочастотные генераторы, ограничены к ввозу в ТС. Исключение — ВЧУ мощностью не более 5 Вт, использующие определенные полосы радиочастот или радиочастоты (установлены решением Коллегии ЕЭК от 16.08.2012 N 134).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Федеральной таможенной службы от 13 апреля 2010 г. № 01-11/18255 “О ввозе радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского назначения”

3 июня 2010

ФТС России в целях единообразного применения договорно-правовой базы таможенного союза в части применения установленного порядка ввоза радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского назначения (далее — РЭС (ВЧУ)) сообщает следующее.

Ввоз на территорию Российской Федерации РЭС (ВЧУ), включенных в раздел 2.16 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень товаров), осуществляется при соблюдении ограничений, установленных Положением о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров (далее — Положение).

Единый перечень товаров и Положение утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 19.

Положением предусмотрены два вида документов, подтверждающих соблюдение установленных Положением ограничений и являющихся основаниями для ввоза на таможенную территорию РЭС (ВЧУ):

лицензия, выдаваемая в Российской Федерации территориальными подразделениями Минпромторга России, — при ввозе без обязательства об обратном вывозе (импорт);

заключение (разрешительный документ), выдаваемое в Российской Федерации подразделениями Роскомнадзора (Радиочастотной службы), — при ввозе в условиях, отличных от импорта, в том числе при временном ввозе.

Пунктом 4 Положения определены условия ввоза РЭС (ВЧУ) без необходимости оформления указанных документов.

Кроме того, раздел 2.16 Единого перечня товаров содержит исключения из РЭС (ВЧУ), ограниченных к ввозу, с указанием кодов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС).

Обращаем внимание на таможенное оформление и таможенный контроль ввозимых на территорию Российской Федерации РЭС (ВЧУ), в том числе:

РЭС (ВЧУ), которые поименованы в разделе 2.16 Единого перечня товаров как исключения, код которых в соответствии с ТН ВЭД ТС отличен от указанных в разделе 2.16 Единого перечня товаров;

товаров, являющихся оборудованием или приборами, предназначенными для генерирования радиочастотной энергии, но не использующей ее в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях.

Если к РЭС (ВЧУ) предусмотренные Положением ограничения не применяются, то в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057, под номером 1 в графе 31 грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) заявляются соответствующие сведения и в пятом слева подразделе графы 33 ГТД должна быть проставлена буква «С» (свободно от применения запретов и ограничений).

При этом заявленные в ГТД сведения должны быть подтверждены. Для этого может использоваться:

информация, содержащаяся в сопроводительной технической документации (вид, наименование, область применения РЭС (ВЧУ), такие технические характеристики, как полосы радиочастот, на которых работает техническое средство, мощность передатчика, стандарт для устройств малого радиуса действия (Bluetooth, Wi-Fi) и WiMAX и др.);

иные документы и сведения, подтверждающие характеристики ввозимых товаров, в том числе РЭС (ВЧУ), например, заключения организаций, аккредитованных на проведение соответствующих экспертиз.

В противном случае в соответствии со статьей 153 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы проводят дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации (в том числе проводят экспертизу в соответствии с главой 36 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Заместитель руководителяФТС России Т. Голендеева

Письмо Федеральной таможенной службы от 13 апреля 2010 г. № 01-11/18255 “О ввозе радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского назначения”

Текст письма опубликован в газете «Таможенный вестник», 2010 г., N 10

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как проверить подлинность документов на квартиру

Как проверить подлинность документов на квартиру

В интернете много статьей на тему: как проверить “чистоту” квартиры. Авторы перепечатывают друг у друга списки проверяемых документов. Но никто из них не пишет, как проверяется подлинность предоставленных документов.

Мошенники, занимающиеся афёрами в сфере недвижимости, знают, какие документы должны быть на руках. Соответственно они могут изготовить “липу”. Качество подделки будет зависеть от усердия мошенников, поэтому стоит знать, как выявить обман.

1. Проверка выписки из ЕГРН

Недавно я столкнулся с “липовой” выпиской из ЕГРН, которая была заказана через риэлторские “каналы”.

Проверить подлинность данной выписки я смог на специальном сервисе: “Сервис проверки выписок из ЕГРН”. Этот сервис работает на сайте Росреестра по Москве http://www.mosregistr.ru. К сожалению сайт не всегда работает чётко, как и главный сайт Росреестра.

Введя дату выдачи выписки, её номер, кадастровый номер объекта, вы получите сведения о том, осуществлялась ли выдача данной конкретной выписки.

Рекомендация! Получайте выписку самостоятельно, без помощи посредников. В случае судебного разбирательства по квартире, будет иметь огромное значение, получили ли вы выписку законным способом.

2. Проверка свидетельства о государственной регистрации права

Сейчас оно не выдаётся, однако, на руках у граждан находится огромное количество свидетельств выданных ранее.

Всегда просите предъявить вам оригинал данного документа.

Бланки свидетельств менялись достаточно часто, а в 2015 году свидетельства вообще начали выдаваться на белом листе.

Я не буду писать о том, что свидетельство должно содержать вкрапления разноцветных нитей или водяные знаки, хочу лишь отметить, что до момента передачи каких либо денег или подписания юридически значимых документов, стоит заказать самостоятельно выписку из ЕГРН и проверить соответствие данных о собственнике и недвижимости указанных в егрн и в свидетельстве. Это будет лучшая проверка данного документа.

3. Проверка нотариально удостоверенных документов

Законодательство о нотариате запрещает разглашать нотариусам, и.о. и помощникам нотариусов, сведений о нотариальных действиях.

Однако, получить ответ относительно факта совершения нотариального действия, если у вас есть, допустим, данные нотариального действия, вполне возможно.

В безусловном порядке можно получить у нотариуса сведения при наличии лица совершившего нот. действие. Поэтому если вам предъявили: нотариально удостоверенной договор, согласие, брачный контракт и т.д., рекомендую вам обратиться к нотариусу, удостоверившему данные документы, совместно с лицом владеющим этими документами.

Также существует реестр доверенностей http://reestr-dover.ru. Где всегда можно проверить отмену доверенности или факт её удостоверения.

4. Проверка правоустанавливающего документа, договора купли-продажи, акта и расписки

Рассмотрим в качестве примера представленный вам договор купли-продажи. Данный документ будет напечатан, в конце подписан продавцом и покупателем, также содержит штамп, печать, подпись регистратора, отметку о регистрации права собственности и регистрационный номер записи.

В 2013 году отменили регистрацию самого договора купли-продажи квартиры, на договорах до этой даты должно стоять две печати, одна о регистрации сделки, другая о регистрации права собственности.

Важно, договор купли-продажи нежилого помещения никогда не подлежал регистрации, поэтому на таких договорах ставилась только одна печать. Естественно, что подлинность подписи сторон и сам штамп проверить простому обывателю достаточно сложно, поэтому рекомендую:

Естественно, что подлинность подписи сторон и сам штамп проверить простому обывателю достаточно сложно, поэтому рекомендую:

2) заказать дубликат договора купли-продажи в Росреестре, это может сделать только собственник, поэтому нужно совместно с ним обратиться в МФЦ для заказа данного документа, если у вас есть сомнения относительно его подлинности.

5. Выписка из домовой книги и справка об отсутствии долгов

Рекомендую присутствовать при получении данных документов собственником в уполномоченных организациях. Это позволит избежать подлога.

Данные документы выдаются в момент обращения. Если они будут получены при вас, вопроса об их подлинности не возникнет.

О том, как проверить паспорт на подлинность читайте в этой статье – “Как распознать “липовый” паспорт при покупке квартиры”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector