Гибридный усилитель для наушников на 12au7 + irf610

Примечания

  1. ↑ , p. 13.
  2. ↑ , p. 6.
  3. ↑ , p. 9.
  4. ↑ , p. 1.
  5. ↑ , p. 4.
  6. Brosnac, D. The Amp Book: A Guitarist’s Introductory Guide to Tube Amplifiers. — Bold Strummer, 1987. — P. 34. — ISBN 9780933224056.
  7. Falla, J. How to Hot Rod Your Fender Amp: Modifying Your Amplifier for Magical Tone. — 2011. — ISBN 9780760338476.: «Fender’s move to the 7025/12AX7…»
  8. , с. 10, 198.
  9. ↑ , p. 237.
  10. , p. 8.
  11. ↑ , p. 7.
  12. , p. 14.
  13. ↑ , p. 5.
  14. Kevin Deal. . Upscale Audio (2014).
  15. Kevin Deal. . Upscale Audio (2014).
  16. Kevin Deal. . Upscale Audio (2014).
  17. ↑ , p. 128.
  18. ↑ . Philips (1970).
  19. ↑ , с. 29—31.
  20. ↑ , pp. 117—118.
  21. , pp. 117—118, 119.
  22. ↑ , p. 129.
  23. Blencowe, M. . Merlin Blencowe (2013).
  24. , p. 46.
  25. Джонс, М. Ламповые усилители = Valve Amplifiers, 3rd edition / пер. с англ.; под общ. научной ред. к.т.н. доц. Иванюшкина Р. Ю.. — М. : ДМК-пресс, 2007. — С. 302. — 760 с. — ISBN 5970600202.
  26. , p. 124.
  27. ↑ , p. 150.
  28. ↑ , p. 244.
  29. , p. 245—246.
  30. ↑ , p. 42.
  31. , pp. 40—41.
  32. , pp. 41—45, 51.
  33. , pp. 50—52.
  34. ↑ , pp. 22—23.
  35. ↑ , p. 236.
  36. , p. 229, 236.
  37. ↑ , p. 15.
  38. ↑ , pp. 136—137.
  39. ↑ , p. 204.
  40. ↑ , p. 199, 201.
  41. , p. 200.
  42. , p. 200—201.
  43. ↑ , p. 202.
  44. , p. 22.
  45. , с. 11, 239.

Примечания

  1. . Mullard (1961). Дата обращения 29 мая 2018.
  2. . Mullard (1961). Дата обращения 29 мая 2018.
  3. ↑ , p. 3.
  4. , с. 6.
  5. Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
  6. Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
  7. , с. 4—5.
  8. General Electric. (1955). Дата обращения 27 ноября 2017.
  9. ↑ , p. 4.
  10. . Philips (1956). Дата обращения 26 ноября 2017.
  11. . Mullard (1957). Дата обращения 26 ноября 2017.
  12. Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
  13. Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
  14. ↑ , p. 6.
  15. ↑ , с. 55.
  16. , с. 304—305.
  17. , с. 299—302.
  18. , с. 315—316.
  19. RCA. (1961). Дата обращения 27 ноября 2017.
  20. General Electric. (1964). Дата обращения 27 ноября 2017.
  21. , с. 328—329.
  22. . New Sensor Corp. / Svetlana USA (2000). Дата обращения 29 ноября 2017.
  23. , с. 59.
  24. , с. 302—304.
  25. , с. 9.
  26. Mullard. (1958). Дата обращения 27 ноября 2017.
  27. , с. 9, 598.
  28. ↑ , p. 5.
  29. Коротко о новом. Горизонт-723. — Радио. — 1977. — № 5. — С. 59.
  30. Ельяшкевич С.А., Кишиневский С. Э. Блоки и модули цветных телевизоров. — М. : Радио и связь, 1982. — С. 54—55. — 192 с.
  31. Сотников, С. К. Ремонт и регулировка цветных телевизоров УЛПЦТ(И)-59/61-II. — М. : Радио и связь, 1986. — С. 56—58. — 64 с.
  32. Adam Perlmutter. . Reverb.com (13 июня 2016). Дата обращения 27 ноября 2017.
  33. Brian May, Johm Oram, The Guitarist staff. . Guitarist magazine (13 июня 2016). Дата обращения 27 ноября 2017.
  34. ↑ , «When they deployed their AC30 on their 1960 instrumental hit Apache…».
  35. , «Top musicians of the day in London used the AC15…».
  36. , «John Lennon used an AC15…».
  37. , «As the Fab Four became more popular, they needed more powerful amps…».
  38. Lou Carlozo. . Reverb.com (1 июня 2017). Дата обращения 27 ноября 2017.
  39. Keith Richards, Alan Perna. . Guitarworld (6 января 2016). Дата обращения 27 ноября 2017.
  40. , pp. 30—31.
  41. , pp. 31—32.
  42. ↑ , p. 8.
  43. , с. 37, 139, 157.
  44. , p. 454.
  45. ↑ , p. 452.
  46. , p. 172-173.
  47. Пониманский, В. «Симфония» // Радио. — 1965. — № 5. — С. 33.
  48. , с. 148.
  49. Вилциньш, Я. Радиола «Ригонда-102» // Радио. — 1971. — № 7. — С. 34.

Типовые режимы работы

Philips и Mullard рекомендовали использовать EL84 в однотактных УНЧ — в триодном и пентодном, и в двухтактных УНЧ — в триодном, пентодном и ультралинейном включении (с подключением экранирующих сеток к отводам от 20 % либо 43 % первичной обмотки выходного трансформатора. На практике ультралинейное включение эпизодически применялось и в однотактных УНЧ (например, в радиолах рижского радиозавода «Ригонда» и производных от них моделях других советских заводов). Из-за высокого уровня нелинейных искажений выходные каскады на EL84 обычно охватываются петлёй общей отрицательной обратной связи; глубина ООС должна быть не менее 7. При меньших её значениях ООС не улучшает, а ухудшает звучание, порождая неприемлемо много неблагозвучных высших гармоник.

Показатель Единицыизмерения Однотактный усилитель Двухтактный усилитель
Триодный режим Пентодный режим Триодный режим Ультралинейный режим Пентодный режим
Отвод от 43 %первичной обмотки Отвод от 20 % первичной обмотки
Напряжение питания В 250 250 250 250 300 250 300 250 300 250 300
Сопротивление катодного смещения каждой лампы Ом 560 560 390 270 390 270 270 270
Ток анода каждой лампы мА 20 24 28 40 28 40 31 36
Ток экранирующей сетки каждой лампы мА 3,5 4
Оптимальное сопротивление нагрузки (между двумя анодами) кОм 10 10 6 8 6 8 8 8
Среднеквадратическое напряжение возбуждения (между двумя сетками) В 16,5 20 16,8 16 17 18,3 16 20
Максимальная выходная мощность Вт 3,4 5,2 10,1 11 14,4 15,4 11 17
Коэффициент нелинейных искажений на максимальной выходной мощности 2,5 % 2,5 % 0,72 % 0,7 % 0,85 % 1,17 % 3 % 4 %
Ток, потребляемый каждой лампой на максимальной выходной мощности мА 21,5 26 47 45 55 48,5 45 57

Типовая конфигурация ультралинейного двухтактного каскада на EL84 (Mullard 5-10, GEC 912+)

Фиксированное смещение EL84 недопустимо: в этом режиме миниатюрная лампа, работающая на пределе допустимой мощности, склонна к тепловому разгону. Абсолютно все типовые решения предполагают автоматическое смещение лампы катодным резистором, шунтированным по переменному току электролитическим конденсатором — таким образом, по постоянному току смещение является автоматическим, а по переменному — по сути фиксированным.

Ёмкость шунтирующего конденсатора в исторических конструкциях 25…50 мкФ (что соответствует частотам среза 50…100 Гц), в современных усилителях порядка 470 мкФ (частота среза примерно 5 Гц). Дальнейшее снижение частоты среза нежелательно — оно усугубляет искажения из-за сдвига рабочей точки при перегрузке усилителя. Mullard и GEC рекомендовали использовать в каждом плече двухтактной схемы собственные, независимые цепи катодного смещения — что снимает необходимость подбора ламп по току покоя. На практике производители использовали и одиночные цепи катодного смещения: например, в радиоле 1964 года «Симфония» применялась одиночная RC-цепь, в модифицированом варианте «Симфонии» она была дополнена балансирующим потенциометром, а в асимметричном выходном каскаде «Ригонды-102» конструкторы применили общий катодный резистор без шунтирующего конденсатора.

Оптимальная величина сопротивлений между сетками и общим проводом — 470 кОм, разделительных конденсаторов на входе усилителя — 0,1 мкФ (частота среза входного ФНЧ 3 Гц). Традиционная величина антизвонных резисторов в цепях управляющих сеток — 4,7 кОм; необходимость в этих резисторах определяется монтажом усилителя. В типовых конструкциях Mullard и GEC антизвонные резисторы величиной 47 Ом включались и в цепи экранирующих сеток. Вероятно, помимо основной функции эти резисторы также снижают нелинейные искажения ценой незначительного снижения выходной мощности. Во многих серийных устройствах (усилители Leak, радиолы «Симфония») эти резисторы отсутствовали.

Комментарии

  1. Выпуск серийных K2-W начался в январе 1953 года. Производство было отлажено в 1952 году, а принципиальная схема была отлажена ещё в 1940-е годы.
  2. Компания National Union, основанная в 1929 году при участии капитала RCA, и производившая лампы по заказам RCA, GE и Westinghouse, в описываемое время уже угасала. В 1954 году её электровакуумное производство перешло под контроль Sylvania, в 1960 году бренд National Union прекратил существование.
  3. В сдвиг цифр внутрь буквенного кода (ECC83 → E83CC) обозначал особо высококачественный вариант базовой лампы. Электрически ECC83 и E83CC были идентичны.
  4. Абсолютные максимальные значения — предельные величины эксплуатационных параметров и условий окружающей среды для любого экземпляра данного типа, которые нельзя превышать ни при каких обстоятельствах, даже в самых тяжёлых условиях эксплуатации. Производитель, декларирующий абсолютные максимальные значения, не принимает на себя ответственность за последствия возможных отклонений в характеристиках ламп, напряжения питания и сигналов и так далее.
  5. Средние расчётные предельные значения — предельные величины режима эксплуатации и условий окружающей среды для образцовой лампы данного типа. Производитель, декларирующий такие показатели, принимает на себя ответственность за работоспособность лампы в этом режиме при любых нормальных отклонениях в характеристиках ламп, напряжения питания и сигналов и так далее.
  6. Абсолютное максимальное значение при протекании любого ненулевого тока. Для полностью запертой лампы предельно допустимое напряжение равно 550 В.
  7. Инфракрасные светодиоды непригодны из-за слишком малого, а синие и светодиоды — из-за слишком большого, несовместимого с областью нормальных режимов 12AX7, падения напряжения на диоде.
  8. Равновесный потенциал гридлика слабо зависит от напряжения на аноде — столь слабо, что им можно пренебречь. Основной фактор разброса — конструктивные различия ламп, работающих в недокументированном режиме
  9. Бленкоу оговаривает, что это верно лишь для частот, не превышающих 1 кГц. На частотах свыше 1 кГц внутреннее сопротивление транзисторного ГСТ падает, что ведёт к росту нелинейных искажений
  10. Эффект Миллера порождает входного и выходного фильтров. Чем больше ёмкость нагрузки, тем меньше её полное сопротивление на высоких частотах, и соответственно тем меньше коэффициент усиления на высоких частотах. Но чем ниже коэффициент усиления — тем ниже миллеровская ёмкость, и тем выше частота среза входного фильтра. Частоты среза двух полюсов «разбегаются» в разные стороны. Реализовать фильтр второго порядка на миллеровской ёмкости триода невозможно.
  11. Третья составляющая шума — дробовой шум тока сетки — в типичных применениях 12AX7 отсутствует.
  12. Точнее, плотность дробового шума обратно пропорциональная крутизне анодно-сеточной характеристики. Для каждой конкретной лампы крутизна монотонно возрастает по мере роста анодного тока.

Литература

  • Бергельсон, И. Г. и др. Приёмно-усилительные лампы повышенной надёжности. — М. : Советское радио, 1962. — 648 с.
  • Зельдин, E. A. Зарубежные приёмно-усилительные лампы. — М. : Энергия, 1973. — 104 с.
  • Кацнельсон Б. В., Ларионов А. С. Отечественные приёмно-усилительные лампы и их зарубежные аналоги. — М. : Энергоиздат, 1981. — 456 с.
  • Рехвиашвили Ю. Г., Бачинский А. А. Радиоприёмники, радиолы, магнитофоны, радиограммофоны. — М. : Связь, 1967. — 330 с.
  • Barbour, E. EL84: The Baby With Bite // Vacuum Tube Valley. — 1997. — № 8. — P. 3-7.
  • Fliegler R., Eiche J. Amps!: The Other Half of Rock ‘n’ Roll. — Hal Leonard Corporation, 1993. — ISBN 9780793524112.
  • General Electric Company. An Approach to Audio Amplifier Design. — London : Chapman and Hall, 1957. — 126 p.
  • Jones, M. Valve Amplifiers (3rd edition). — Newnes / Elsevier, 2003. — ISBN 0750656948.
  • Kittleson, C. EL84: Listening Impressions // Vacuum Tube Valley. — 1997. — № 8. — P. 8-9.
  • Mullard Limited. Mullard Circuits for Audio Amplifiers. — London : Mullard Limited, 1963. — 120 p.
  • Tarquin, B. Guitar Amplifier Encyclopedia. — Skyhorse Publishing, Inc., 2016. — ISBN 9781621535010.
  • Tolinski, B. Play It Loud: An Epic History of the Style, Sound, and Revolution of the Electric Guitar. — Knopf Doubleday, 2016. — ISBN 9780385541008.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector