Гибридный усилитель для наушников на 12au7 + irf610
Примечания
- ↑ , p. 13.
- ↑ , p. 6.
- ↑ , p. 9.
- ↑ , p. 1.
- ↑ , p. 4.
- Brosnac, D. The Amp Book: A Guitarist’s Introductory Guide to Tube Amplifiers. — Bold Strummer, 1987. — P. 34. — ISBN 9780933224056.
- Falla, J. How to Hot Rod Your Fender Amp: Modifying Your Amplifier for Magical Tone. — 2011. — ISBN 9780760338476.: «Fender’s move to the 7025/12AX7…»
- , с. 10, 198.
- ↑ , p. 237.
- , p. 8.
- ↑ , p. 7.
- , p. 14.
- ↑ , p. 5.
- Kevin Deal. . Upscale Audio (2014).
- Kevin Deal. . Upscale Audio (2014).
- Kevin Deal. . Upscale Audio (2014).
- ↑ , p. 128.
- ↑ . Philips (1970).
- ↑ , с. 29—31.
- ↑ , pp. 117—118.
- , pp. 117—118, 119.
- ↑ , p. 129.
- Blencowe, M. . Merlin Blencowe (2013).
- , p. 46.
- Джонс, М. Ламповые усилители = Valve Amplifiers, 3rd edition / пер. с англ.; под общ. научной ред. к.т.н. доц. Иванюшкина Р. Ю.. — М. : ДМК-пресс, 2007. — С. 302. — 760 с. — ISBN 5970600202.
- , p. 124.
- ↑ , p. 150.
- ↑ , p. 244.
- , p. 245—246.
- ↑ , p. 42.
- , pp. 40—41.
- , pp. 41—45, 51.
- , pp. 50—52.
- ↑ , pp. 22—23.
- ↑ , p. 236.
- , p. 229, 236.
- ↑ , p. 15.
- ↑ , pp. 136—137.
- ↑ , p. 204.
- ↑ , p. 199, 201.
- , p. 200.
- , p. 200—201.
- ↑ , p. 202.
- , p. 22.
- , с. 11, 239.
Примечания
- . Mullard (1961). Дата обращения 29 мая 2018.
- . Mullard (1961). Дата обращения 29 мая 2018.
- ↑ , p. 3.
- , с. 6.
- ↑ Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
- ↑ Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
- , с. 4—5.
- General Electric. (1955). Дата обращения 27 ноября 2017.
- ↑ , p. 4.
- . Philips (1956). Дата обращения 26 ноября 2017.
- . Mullard (1957). Дата обращения 26 ноября 2017.
- ↑ Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
- Allan Wyatt. . The National Valve Museum (2013). Дата обращения 26 ноября 2017.
- ↑ , p. 6.
- ↑ , с. 55.
- , с. 304—305.
- , с. 299—302.
- , с. 315—316.
- RCA. (1961). Дата обращения 27 ноября 2017.
- General Electric. (1964). Дата обращения 27 ноября 2017.
- , с. 328—329.
- . New Sensor Corp. / Svetlana USA (2000). Дата обращения 29 ноября 2017.
- , с. 59.
- , с. 302—304.
- , с. 9.
- Mullard. (1958). Дата обращения 27 ноября 2017.
- , с. 9, 598.
- ↑ , p. 5.
- Коротко о новом. Горизонт-723. — Радио. — 1977. — № 5. — С. 59.
- Ельяшкевич С.А., Кишиневский С. Э. Блоки и модули цветных телевизоров. — М. : Радио и связь, 1982. — С. 54—55. — 192 с.
- Сотников, С. К. Ремонт и регулировка цветных телевизоров УЛПЦТ(И)-59/61-II. — М. : Радио и связь, 1986. — С. 56—58. — 64 с.
- ↑ Adam Perlmutter. . Reverb.com (13 июня 2016). Дата обращения 27 ноября 2017.
- ↑ Brian May, Johm Oram, The Guitarist staff. . Guitarist magazine (13 июня 2016). Дата обращения 27 ноября 2017.
- ↑ , «When they deployed their AC30 on their 1960 instrumental hit Apache…».
- , «Top musicians of the day in London used the AC15…».
- , «John Lennon used an AC15…».
- , «As the Fab Four became more popular, they needed more powerful amps…».
- Lou Carlozo. . Reverb.com (1 июня 2017). Дата обращения 27 ноября 2017.
- Keith Richards, Alan Perna. . Guitarworld (6 января 2016). Дата обращения 27 ноября 2017.
- , pp. 30—31.
- , pp. 31—32.
- ↑ , p. 8.
- , с. 37, 139, 157.
- , p. 454.
- ↑ , p. 452.
- , p. 172-173.
- ↑ Пониманский, В. «Симфония» // Радио. — 1965. — № 5. — С. 33.
- , с. 148.
- Вилциньш, Я. Радиола «Ригонда-102» // Радио. — 1971. — № 7. — С. 34.
Типовые режимы работы
Philips и Mullard рекомендовали использовать EL84 в однотактных УНЧ — в триодном и пентодном, и в двухтактных УНЧ — в триодном, пентодном и ультралинейном включении (с подключением экранирующих сеток к отводам от 20 % либо 43 % первичной обмотки выходного трансформатора. На практике ультралинейное включение эпизодически применялось и в однотактных УНЧ (например, в радиолах рижского радиозавода «Ригонда» и производных от них моделях других советских заводов). Из-за высокого уровня нелинейных искажений выходные каскады на EL84 обычно охватываются петлёй общей отрицательной обратной связи; глубина ООС должна быть не менее 7. При меньших её значениях ООС не улучшает, а ухудшает звучание, порождая неприемлемо много неблагозвучных высших гармоник.
Показатель | Единицыизмерения | Однотактный усилитель | Двухтактный усилитель | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Триодный режим | Пентодный режим | Триодный режим | Ультралинейный режим | Пентодный режим | ||||||||
Отвод от 43 %первичной обмотки | Отвод от 20 % первичной обмотки | |||||||||||
Напряжение питания | В | 250 | 250 | 250 | 250 | 300 | 250 | 300 | 250 | 300 | 250 | 300 |
Сопротивление катодного смещения каждой лампы | Ом | 560 | 560 | 390 | 270 | 390 | 270 | 270 | 270 | |||
Ток анода каждой лампы | мА | 20 | 24 | 28 | 40 | 28 | 40 | 31 | 36 | |||
Ток экранирующей сетки каждой лампы | мА | 3,5 | 4 | |||||||||
Оптимальное сопротивление нагрузки (между двумя анодами) | кОм | 10 | 10 | 6 | 8 | 6 | 8 | 8 | 8 | |||
Среднеквадратическое напряжение возбуждения (между двумя сетками) | В | 16,5 | 20 | 16,8 | 16 | 17 | 18,3 | 16 | 20 | |||
Максимальная выходная мощность | Вт | 3,4 | 5,2 | 10,1 | 11 | 14,4 | 15,4 | 11 | 17 | |||
Коэффициент нелинейных искажений на максимальной выходной мощности | 2,5 % | 2,5 % | 0,72 % | 0,7 % | 0,85 % | 1,17 % | 3 % | 4 % | ||||
Ток, потребляемый каждой лампой на максимальной выходной мощности | мА | 21,5 | 26 | 47 | 45 | 55 | 48,5 | 45 | 57 |
Типовая конфигурация ультралинейного двухтактного каскада на EL84 (Mullard 5-10, GEC 912+)
Фиксированное смещение EL84 недопустимо: в этом режиме миниатюрная лампа, работающая на пределе допустимой мощности, склонна к тепловому разгону. Абсолютно все типовые решения предполагают автоматическое смещение лампы катодным резистором, шунтированным по переменному току электролитическим конденсатором — таким образом, по постоянному току смещение является автоматическим, а по переменному — по сути фиксированным.
Ёмкость шунтирующего конденсатора в исторических конструкциях 25…50 мкФ (что соответствует частотам среза 50…100 Гц), в современных усилителях порядка 470 мкФ (частота среза примерно 5 Гц). Дальнейшее снижение частоты среза нежелательно — оно усугубляет искажения из-за сдвига рабочей точки при перегрузке усилителя. Mullard и GEC рекомендовали использовать в каждом плече двухтактной схемы собственные, независимые цепи катодного смещения — что снимает необходимость подбора ламп по току покоя. На практике производители использовали и одиночные цепи катодного смещения: например, в радиоле 1964 года «Симфония» применялась одиночная RC-цепь, в модифицированом варианте «Симфонии» она была дополнена балансирующим потенциометром, а в асимметричном выходном каскаде «Ригонды-102» конструкторы применили общий катодный резистор без шунтирующего конденсатора.
Оптимальная величина сопротивлений между сетками и общим проводом — 470 кОм, разделительных конденсаторов на входе усилителя — 0,1 мкФ (частота среза входного ФНЧ 3 Гц). Традиционная величина антизвонных резисторов в цепях управляющих сеток — 4,7 кОм; необходимость в этих резисторах определяется монтажом усилителя. В типовых конструкциях Mullard и GEC антизвонные резисторы величиной 47 Ом включались и в цепи экранирующих сеток. Вероятно, помимо основной функции эти резисторы также снижают нелинейные искажения ценой незначительного снижения выходной мощности. Во многих серийных устройствах (усилители Leak, радиолы «Симфония») эти резисторы отсутствовали.
Комментарии
- Выпуск серийных K2-W начался в январе 1953 года. Производство было отлажено в 1952 году, а принципиальная схема была отлажена ещё в 1940-е годы.
- Компания National Union, основанная в 1929 году при участии капитала RCA, и производившая лампы по заказам RCA, GE и Westinghouse, в описываемое время уже угасала. В 1954 году её электровакуумное производство перешло под контроль Sylvania, в 1960 году бренд National Union прекратил существование.
- В сдвиг цифр внутрь буквенного кода (ECC83 → E83CC) обозначал особо высококачественный вариант базовой лампы. Электрически ECC83 и E83CC были идентичны.
- Абсолютные максимальные значения — предельные величины эксплуатационных параметров и условий окружающей среды для любого экземпляра данного типа, которые нельзя превышать ни при каких обстоятельствах, даже в самых тяжёлых условиях эксплуатации. Производитель, декларирующий абсолютные максимальные значения, не принимает на себя ответственность за последствия возможных отклонений в характеристиках ламп, напряжения питания и сигналов и так далее.
- Средние расчётные предельные значения — предельные величины режима эксплуатации и условий окружающей среды для образцовой лампы данного типа. Производитель, декларирующий такие показатели, принимает на себя ответственность за работоспособность лампы в этом режиме при любых нормальных отклонениях в характеристиках ламп, напряжения питания и сигналов и так далее.
- Абсолютное максимальное значение при протекании любого ненулевого тока. Для полностью запертой лампы предельно допустимое напряжение равно 550 В.
- Инфракрасные светодиоды непригодны из-за слишком малого, а синие и светодиоды — из-за слишком большого, несовместимого с областью нормальных режимов 12AX7, падения напряжения на диоде.
- Равновесный потенциал гридлика слабо зависит от напряжения на аноде — столь слабо, что им можно пренебречь. Основной фактор разброса — конструктивные различия ламп, работающих в недокументированном режиме
- Бленкоу оговаривает, что это верно лишь для частот, не превышающих 1 кГц. На частотах свыше 1 кГц внутреннее сопротивление транзисторного ГСТ падает, что ведёт к росту нелинейных искажений
- Эффект Миллера порождает входного и выходного фильтров. Чем больше ёмкость нагрузки, тем меньше её полное сопротивление на высоких частотах, и соответственно тем меньше коэффициент усиления на высоких частотах. Но чем ниже коэффициент усиления — тем ниже миллеровская ёмкость, и тем выше частота среза входного фильтра. Частоты среза двух полюсов «разбегаются» в разные стороны. Реализовать фильтр второго порядка на миллеровской ёмкости триода невозможно.
- Третья составляющая шума — дробовой шум тока сетки — в типичных применениях 12AX7 отсутствует.
- Точнее, плотность дробового шума обратно пропорциональная крутизне анодно-сеточной характеристики. Для каждой конкретной лампы крутизна монотонно возрастает по мере роста анодного тока.
Литература
- Бергельсон, И. Г. и др. Приёмно-усилительные лампы повышенной надёжности. — М. : Советское радио, 1962. — 648 с.
- Зельдин, E. A. Зарубежные приёмно-усилительные лампы. — М. : Энергия, 1973. — 104 с.
- Кацнельсон Б. В., Ларионов А. С. Отечественные приёмно-усилительные лампы и их зарубежные аналоги. — М. : Энергоиздат, 1981. — 456 с.
- Рехвиашвили Ю. Г., Бачинский А. А. Радиоприёмники, радиолы, магнитофоны, радиограммофоны. — М. : Связь, 1967. — 330 с.
- Barbour, E. EL84: The Baby With Bite // Vacuum Tube Valley. — 1997. — № 8. — P. 3-7.
- Fliegler R., Eiche J. Amps!: The Other Half of Rock ‘n’ Roll. — Hal Leonard Corporation, 1993. — ISBN 9780793524112.
- General Electric Company. An Approach to Audio Amplifier Design. — London : Chapman and Hall, 1957. — 126 p.
- Jones, M. Valve Amplifiers (3rd edition). — Newnes / Elsevier, 2003. — ISBN 0750656948.
- Kittleson, C. EL84: Listening Impressions // Vacuum Tube Valley. — 1997. — № 8. — P. 8-9.
- Mullard Limited. Mullard Circuits for Audio Amplifiers. — London : Mullard Limited, 1963. — 120 p.
- Tarquin, B. Guitar Amplifier Encyclopedia. — Skyhorse Publishing, Inc., 2016. — ISBN 9781621535010.
- Tolinski, B. Play It Loud: An Epic History of the Style, Sound, and Revolution of the Electric Guitar. — Knopf Doubleday, 2016. — ISBN 9780385541008.