Gibson les paul
Содержание:
История
Внешние изображения |
---|
Прототипы Les Paul (2009) |
Gibson Les Paul стала результатом сотрудничества корпорации Gibson и джазового гитариста и изобретателя Леса Пола. С выходом на музыкальный рынок в 1950 году гитары Fender Telecaster, началось повальное увлечение публики электрогитарой. В ответ президент Gibson, Тед Маккарти пригласил Леса Пола в компанию в качестве консультанта. Лес Пол был признанным новатором, который экспериментировал с конструкцией гитары в течение многих лет, чтобы улучшить собственную музыку. Фактически, он вручную собрал прототип цельнокорпусной гитары, который он назвал «Бревно» (The Log) и который считается первым цельнокорпусным вариантом испанской гитары (в отличие от гавайской, или лэп-стил гитары). «Бревно» получило своё название от того, что цельной вставкой был сосновый блок, ширина и глубина которого были чуть больше, чем ширина грифа. Несмотря на то, что вскоре появились и другие прототипы и ограниченные серии цельнокорпусных гитар, известно, что в —1946 годах, Лес Пол предлагал своё «Бревно» компании Gibson, однако эта конструкция гитары была отвергнута.
В 1951 году первоначальный отказ превратился в сотрудничество между Gibson и Лесом Полом. Было решено, что новая гитара Les Paul должна быть дорогим качественным инструментом в традициях Gibson. Хотя воспоминания дают разноречивые сведения относительно того, кто и какой вклад внёс в разработку Les Paul, эта гитара была далека от рыночной копии моделей Fender. С 1930-х годов компания Gibson предлагала электрогитары с полым корпусом, такие как ES-150. Эти модели, как минимум, послужили источником множества базовых элементов конструкции нового цельнокорпусного Les Paul, включая более традиционную изогнутую форму корпуса, чем у гитар конкурирующей компании Fender, и вклееное соединение грифа с корпусом, в отличие фендеровского крепления на болтах.
Вклад Леса Пола в разработку его именной гитары остаётся спорным. Книга «50 лет Gibson Les Paul» сводит его вклад к двум пунктам: предложению трапециевидного струнодержателя и выбору цвета (Лес Пол предложил золотой, потому что «гитара будет выглядеть дорого», и чёрный, потому что «на чёрном фоне кажется, что пальцы движутся быстрее», и «выглядит стильно — как смокинг»).
Кроме того, президент Gibson Тед Маккарти утверждает, что компания просто обратилась к Лесу Полу за правом поставить его имя на головке грифа, тем самым увеличив продажи модели, и в 1951 году работники компании Gibson показали ему почти готовый инструмент. Маккарти также утверждает, что конструкторские дискуссии с Лесом Полом сводились к конструкции струнодержателя и установке кленового верхнего слоя на корпус из красного дерева для увеличения плотности и длительности нот, хотя Лес Пол предлагал сделать наоборот. Однако это сделало бы гитару слишком тяжёлой, поэтому предложение Леса Пола было отклонено. С другой стороны, оригинальный Les Paul Custom должен был быть сделан целиком из красного дерева, а Les Paul Goldtop — из красного дерева с кленовым топом. Помимо этого вклад Лес Пола в гитарную линию, носящую его имя, был объявлен косметическим.
Логотип Les Paul на головке грифа |
Les Paul в расцветке «пылающий клён» |
Les Paul в расцветке «пятнистый пылающий клён» |
Например, Лес Пол указывал, что гитара предлагалась в золотой отделке, не только чтобы бросаться в глаза, но и чтобы подчеркнуть высокое качество инструмента. В более поздних выпусках моделей Les Paul включали гитары с отделкой из огненного (в тигровую полоску) и стеганого клёна, тем самым Gibson ещё раз противопоставил себя конкурирующей компании Fender с их автомобильными цветами гитар. Компания Gibson была довольно непоследовательна в подборе дерева, поэтому некоторые владельцы гитар Les Paul Goldtop и Les Paul Custom обдирали с них краску, чтобы открыть красивый рисунок древесины, скрытый под ней.
Новейшие модели Les Paul
Gibson Robot Guitar
Gibson Robot Guitar
В 2007 году компания Gibson объявила о создании компьютеризированной модели Les Paul, получившей название Robot Guitar. Она была выпущена 7 декабря 2007 года. Гитара имела вставленный компьютер в корпус с ручкой master control рядом с регуляторами громкости, которая может вытаскиваться, поворачиваться или прижиматься в зависимости от различных команд к гитаре. Одной из наиболее заметных особенностей является возможность простого использования стандартной настройки. Для этого надо потянуть за регулятор «master control» и побренчать на гитаре, в то время как колки данной модели приспособятся к стандартной настройке. Другое использование регулятора master control заключается в том, что имеется возможность использования гитары под альтернативный строй, такой как drop D. При этом, надо нажимать на регулятор управления, чтобы получился соответственный строй. Новый Les Paul имеет пользовательскую серебристо-синюю расцветку. В то же время продукт активно рекламировался в американской популярной прессе в качестве «первой в мире» модели с подобной системой, когда-либо выпущенной за последние десятилетия.
Gibson Dark Fire
Гибсон объявил о создании новой интерактивной компьютеризированной модели Les Paul, которая производит намного больше звуков. Она была выпущена 15 декабря 2007 года под названием Dark Fire. Гитара имела встроенный в корпус тюнер и микрокомпьютер, которые контролировались при помощи кнопки master control. Кнопка master control позволяла гитаристам настраивать автоматически каждый тон, соответственно и строй даже во время песни, которую они играли. Как и модель Robot, Dark Fire имела функцию настройки, однако по сравнению с Robot игрок мог это делать до 500 раз на одной зарядке аккумулятора, тем самым позволяя колкам приспосабливаться к разным тональностям. Использование технологии тон хамелеона позволило гитаре производить немыслимые звуки. В дополнение к улучшенной и расширенной возможности настройки гитара имеет три различных типа датчиков, в которые входят: Burstbucker (хамбакер), синглы P-90 и пьезоакустический струнодержатель, способствующие органичному смешиванию оригинальных звуков.
Копии Gibson Les Paul
Модели линии Custom Shop
С ростом популярности гитар Les Paul на рынке появились сотни версий копий и реплик гитар. Из-за отсутствия соответствующего законодательства в области нарушения патентного права и ограничения импорта продаж, зарубежные реплики вызвали юридические и финансовые проблемы у корпорации Gibson. Также вызывало беспокойство, что существовали высококачественные копии старых моделей Les Paul (и старых моделей Stratocaster), выпускаемые зарубежными производителями гитар.
Например, в течение 1970-х и в начале 1980-х годов японский производитель Tokai Gakki выпускал превосходные копии старых Les Paul —1959 годов, отмеченные высокими оценками. В 1980 году в ответ на высокий спрос на старые модели, Gibson сам начал предлагать линию Custom Shop, которая являлась точной репродукцией ранних Les Paul, созданных Gibson Guitar Custom.
Epiphone Les Paul
Special-II |
Les Paul 100 |
Ultra II |
Epiphone Les Paul Custom |
Количество моделей Epiphone, принадлежащих компании Gibson, составляет около 20 штук. Они являются наиболее близкими копиями гитар Gibson. Изготовленные за пределами США, модели Epiphone Les Paul были сделаны из наиболее доступной древесины и имеют менее подробную ручную работу, чем у Gibson, и, как следствие, продавались по более низкой цене. Фирма Epiphone принадлежит компании Gibson с 1950 года. После присоединения фирма Epiphone быстро начала делать низкокачественные модели Les Paul на основе конструкций корпорации Gibson.
Epiphone в настоящее время выпускает несколько моделей Les Paul, в том числе Les Paul Special II начального уровня, корпус которой, как правило, изготавливается из липы, а верхняя часть — из фанеры. Гриф закреплён на болтах (с точечными вставками вместо обычных трапециевидных), отсутствует крепление, и имеется упрощённая электроника.
Следующей моделью является Les Paul 100, которая стоит около 300 долларов, имеет аналогичные функции, но имеет стандартную проводку, корпус из красного дерева и более высококачественную расцветку как у Les Paul Standard. Стандартные модели — это Les Paul Standard с ровной или приплюснутой верхней частью. Они стоят 550 и 650 долларов соответственно. Обе модели имеют цельный корпус из красного дерева с фанерной кленовой и резной верхней частью.
Epiphone также выпускает менее распространённые модели Les Paul, такие как Les Paul Goth, Les Paul Goldtop, Les Paul Ultra и Les Paul Ultra II, Les Paul Custom, Les Paul Black Beauty, серии Prophecy, Les Paul Custom Зака Вайлда, модели «Les Paul» Слэша и Les Paul Studio. Самая последняя модель — это Les Paul Gold Top 1959 года Джо Бонамассы.
Интерес к гитарам Les Paul
В 1964 году Кит Ричардс из группы Rolling Stones получил новый Les Paul Sunburst 1959 года. Гитара, оснащённая тремоло системой Bigsby, стала первой моделью Les Paul в Великобритании, «принадлежащей звезде» и оставалась одним из видных инструментов в течение 1966 года. Это было связано с достаточно частым включением гитары в этот период (используя модели, начиная от полу-полых Epiphone и заканчивая различными гитарами, сделанными компаниями Guild и Gibson). Кита Ричардса иногда забывают называть в качестве раннего пост-гитариста Les Paul 1960 года. В 1966 году Эрик Клэптон, а ещё ранее Джордж Харрисон, также признали рок потенциал гитар Les Paul конца 1950-х (в частности, — модели Les Paul Sunburst), и дал им широкую экспозицию. Он начал использовать модели Les Paul под влиянием Фредди Кинга и Хьюберта Самлина, а играл — на своём новаторском альбоме Blues Breakers — John Mayall — With Eric Clapton. В то же время, Майк Блумфилд начал использовать Les Paul Goldtop 1954 года. Эту модель он приобрёл в Бостоне во время гастролей с группой Paul Butterfield Blues, и вместе с ней записал большую часть своей работы на альбоме East-West. Год спустя, он обменял её на Gibson Les Paul Standard гитарного мастера Дэна Эрльюина, с которой он стал самым узнаваемым музыкантом. Одновременно с этим, такие артисты как Питер Грин, Мик Тейлор, Джефф Бек и Джимми Пейдж начали использовать Les Paul Standard конца 1950-х годов. Эти модели 1950-х годов включали крупный, наиболее поддерживающий тон, оригинальные хамбакеры, известные как PAF датчики. Эти датчики были разработаны Сетом Лавером, работавшим на компанию Gibson в 1955 году (патент США 2896491). После изготовления они сразу же появились на гитарах Les Paul в 1957 году. Это нововведение стало стандартным подобранным дизайном для Les Paul, в результате которого, впоследствии, многие другие компании последовали этому примеру. Скопированная электронная версия начинки была изменена, чтобы избежать нарушения патента на компанию Гибсон. У фирмы Gretsch были свои Filtertron датчики, а когда Fender выпустил на рынок свои хамбакеры в 1972 году, они стали радикально отличаться от аналогичных Fender Wide Range. «Стандартные» хамбакеры стали предлагаться другими гитарными производителями только после того, как патент компании Гибсон уже истёк. В основном датчики предлагались такими производителями как DiMarzio и Seymour Duncan.
Благодаря работе и влиянию Ричардса, Харрисона, Клэптона, Блумфилда, Грина, Тэйлора, Бека, и Пейджа в середине 1960-х спрос на гитары Les Paul начал расти. Под влиянием и возросшем давлении со стороны общественности Гибсон вновь возобновил производство Les Paul с одним вырезом в июле 1968 года.
Модели Les Paul в эпоху Норлина (1969—1985)
Gibson S-1 |
Gibson Marauder |
Gibson Sonex |
Gibson Spirit |
Gibson L6-S |
Gibson Les Paul Artist
Следующие годы принесли нового владельца компании Gibson. Во время «Эры Норлина», конструкция корпуса Gibson Les Paul сильно изменилась. В первую очередь изменению подвергся гриф, из-за которого компания Les Paul имела репутацию, связанную с легко ломающимся соединением в нём. Гриф в 1969 году укрепили анкерным стержнем, соединяя его с головной частью, чтобы предотвратить поломку, также уменьшили угол наклона головы с 17 до 14. Для дальнейшего повышения прочности, древесина грифа из цельного куска красного дерева была заменена на трёхкусковую, а затем, в 1975 году, гриф стал делаться из клёна, и так делалось до 1982 года включительно. Корпуса из однослойной древесины махагони были заменены на цельные с добавкой нескольких кленовых частей. Последний верхний слой был сделан из махагони. Это изготовление получило название «мультислойное» (иногда её неправильно называют «блинным корпусом»). Выражение «блинный корпус» на самом деле относится к корпусу, изготовленному из тонкого кленового слоя между двумя платформами махагони с кленовым верхом. Кленовые зёрна были помещены под углом 90 градусов, как и красное дерево. «Блин», как и слои, хорошо видны при взгляде на края гитары. Этот процесс также известен как и «слойное пересечение», и был он создан для прочности и устойчивости к закупориванию и деформации. «Слойное пересечение» прекратилось в 1977 году.
В эту эпоху компания Гибсон также начала экспериментировать с новыми моделями как Les Paul Recording. Эта модель часто избегалась гитарным консерваторами. Они считали, что это «слишком сильная новинка». Les Paul Recording включала низко задерживающие датчики, множество переключателей и кнопок, а также низкоуровневый кабель для совпадения сигнала с усилителем. Менее заметные изменения включали, не ограничиваясь этим, кленовые грифы 1976 года, экранирующие полости датчиков, а также пересечение струнодержателя ABR1 Tune-O-Matic в современном нэшвильском Tune-O-Matic бридже. В 1970-х форма корпуса ‘Les Paul включалась в другие модели Гибсон, в том числе S-1, Sonex, L6-S, а также в другие, которые не следовали классическому Les Paul.
В 1979 году была выпущена серия гитар «Artist» (в неё вошли модели «Les Paul», «RD» и «ES»), имевшие на борту активную электронику от Роберта Муга (compression, expansion and brightness) и стоп-бар TP-6 с микроподстройкой струн. В 1982 году выпуск серии был прекращён.