Какие бывают гитары: происхождение, виды

Формы электрогитар

В отличие от своих акустических родственников, электрогитары довольно многообразны. Формы гитар, фото которых вы видите выше, имеют цельный корпус и необычные очертания. Перечислим основные формы:

  • Stratocaster. Основание корпуса у инструмента круглое, а верхняя половина имеет два ярко выраженных изгиба, похожих на рога. Форма грифа гитары очень узкая. На нем расположено 21-22 лада.
  • Telecaster характеризуется достаточно грубым контуром. Гриф изготовлен из кленового дерева.
  • SG. Музыкальный инструмент нельзя перепутать ни с одной гитарой благодаря острым «рогам» в верхней части деки. К низу форма прибора скругляется.
  • Warlock. Данный прибор имеет немного асимметричный корпус и венчается четырьмя острыми конечностями на деке.
  • Superstrat. Гитара с удобным круглым корпусом, сверху дека имеет два рогатых конца.
  • Гитара Les Paul имеет классическую форму, небольшой «рог» с одной стороны и плавный глубокий изгиб. Количество ладов на грифе — 22. Устройство изготовлено из красного дерева, пользуется популярностью у опытных музыкантов.
  • Explorer. Корпус электрогитары напоминает четырехконечную звезду, но, несмотря на необычность формы инструмент довольно удобен с легким длинным грифом.

ГРИФ

Еще одна важная делать при выборе вашей следующей гитары 🙂 Как и при выборе тела — в основном это вкусовщина и личные предпочтения. Только здесь основная роль сводится к удобству и ощущениям, а не к тону и звуку. Различные материалы, формы и ширина. В идеале нужно пробовать, но можно и дистанционно выбрать. 

Некоторые грифы тонкие и узкие, для тех, кто хочет играть быстро и спортивно 🙂 Некоторые широкие и толстые, если у вас большие руки и вы любите комфортно брать сложные аккорды. 

Опять же, это все — личные предпочтения. Например, некоторые музыканты ну не могут играть на узком грифе 🙂

С формой все. Теперь материалы 🙂 Именно грифа. Не накладки. 

Клен

Светлая древесина. Благодаря своей жесткости и стабильности — используется на тонких грифах. Можно встретить почти на всех фендерах 🙂

Махагон

Красное дерево. Тяжелый и мощный 🙂 Отлично подходит для средних и толстых грифов. На большинстве гитар Гибсон — он. 

Палисандр

Очень темный цвет 🙂 Встречается редко, но многие любят из-за очень красивой текстуры. 

Бубинга

Встречается еще более редко, чем палисандр) Очень быстрый отклик низких частот. Идеально подходит для 7,8 и даже 9-струнных гитар!

Многослойные

Многослойный гриф может дать лучшее звучание от каждого дерева. Хотите кленовый гриф, но планируете играть в пониженных строях с толстыми струнами — будут вставки, например, из бабинги 🙂 Ibanez очень любят многослойные грифы.

Гитара для блюза

Блюз (от англ. Blues или Blue Devils — тоска, печаль) – музыкальный жанр, зародившиеся в конце XIX века сообществе Юго-востока США, в среде выходцев с плантаций «хлопкового пояса». Является одним из наиболее влиятельных вкладов афроамериканцев в мировую музыкальную культуру.

Ущемленные в те времена чернокожие жители Северной Америки, постоянно искали способы борьбы со своими «белыми» угнетателями. Блюз стал своего рода протестом, борьбой с системой.

Коробка из под сигар или гитары для бедных

Вообще блюз это олицетворение безысходности, печали и тоски. Но нас больше интересует какие гитары больше всего полюбились блюз-менам. Изначально музыканты игравшие блюз были очень бедные ребята играющие на чем попало и где попало, иногда даже за еду.

Для блюза подходил любой инструмент и как правило это была сломанная, но отремонтированная самим же музыкантом гитара, так же в ход шли гитары самых дешевых фирм (на другие инструменты у темнокожих бедняков просто не было денег). Речь о том, какого сорта дерево применялось в гитарах речи быть и не могло. (кстати, у нас есть статья о видах древесины для электрогитары) Тогда же появились и так называемые сигар-боксгитары.

Сигар-бокс гитара

Самодельные, трехструнные гитары изготавливали из найденной на свалке пустой коробки из под сигар. Сигар-бокс гитары как правило 3х струнные (иногда больше) с открытым строем (например соль ре соль GDG). Играют на такой гитаре при помощи слайда медиатора и пальцев (раскрываем тему подробнее в статье по техникам игры на гитаре). С появлением возможности подключать гитару к усилителю звукосниматели стали устанавливать и на сигар-бокс гитары.

электро-сигар бокс гитара

Обычно блюз играется на чистом звуке или слегка подгруженном (овердрайв) звуке. Для этих целей подходили гитары с не самыми мощными датчиками (синглами). Яркими представителями таких гитар были FenderStratocaster и FenderTelecaster.

Fender StratocasterFender Telecaster

Для блюза очень подходят:

  •  пустотелые (hollowbody) гитары;
  •  гитары с центральным блоком дерева и пустотами по бокам (semi-hollow);
  •  электрогитары с полостями (chamberedbodyguitar).

БиБи Кинг со своей Люсиль

Примечательна модель короля блюза (Би Би Кинга) Gibson Lucille, она имеет полости, но в верхней деке нет резонаторных отверстий. Гитары такой формы в народе называют «банка».

Пустоты в корпусе гитар влияют на тон, делая его особенным и узнаваемым. Но как было сказано выше блюз можно сыграть на чем угодно, яркий пример гитара Джека Вайта Eastwood Airline 59 (корпус которой изготовлен из пластмассы)

ДжэкВайт и Eastwood Airline 59

Виды крепления к корпусу

Как уже было сказано выше, существуют также способы крепления грифа гитары к корпусу инструмента. Как ни странно, это тоже серьезно влияет на звук.

Болченый гриф гитары

Исходя из названия, данный тип грифа крепится к корпусу на болты. Наиболее распространено это в электрогитарах, да и вообще этот способ крепления встречается наиболее часто. Он очень удобен в использовании – при необходимости сменить гриф он просто откручивается, и на его место ставится новый. Однако такая практичность обходится музыканту крайне слабым сустейном – длительностью звучания ноты. При этом данный тип грифа имеет мощный, читаемый тон.

Вклеенный гриф гитары

Такой тип крепления не предполагает наличия каких-либо болтов. В корпусе инструмента вытесывается выемка, в которую ставят гриф, после чего его закрепляют эпоксидной смолой. Такой способ крайне популярен и распространен у гитар среднего и высокого ценового сегмента. Инструменты со вклеенным грифом имеют очень длительный сустейн и мощный тон, за что их и любят все гитаристы.

Сквозной гриф гитары

Этот тип крепления широко распространен среди бас-гитар, и очень редко встречается на обычных. Его главная особенность заключается в том, что брусок вклеен в сам корпус и как бы проходит сквозь него. Это самый дорогой тип грифа, однако он значительно окупает себя прежде всего сильным сустейном и резонансом, который проходит буквально по всему корпусу и остается на долгое время. Именно благодаря этой особенности гриф так популярен на бас-гитарах.

Конструкция

См. также: Конструкция гитары.

Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки.

Верхняя дека

Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска толщиной 2,5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В её очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделённые вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие диаметром 8,5 см.

На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка-струнодержатель. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твёрдых пород (чёрного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передаёт колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн.

Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих её деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперёк деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укреплённой ниже розетки, до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин.

Нижняя дека

Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки, может при распилке выйти две, а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее.

Обечайки

Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам.

Гриф

Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закреплённого выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твёрдого дерева (чёрного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа.

На верхнем конце грифа находится головка. Головка продолжает гриф, расширяясь и отклоняясь назад. Изготавливается из цельного куска дерева, покрывается тонкой пластинкой обычно из палисандра. В головке выпилены 2 продольных отверстия, каждое из которых пересекают три колка с винтовым механизмом.

Различия между гитарами

Инструменты различаются по многим параметрам — корпус, гриф, струны (в том числе их количество), числом ладов, внутренней частью (электро, акустика, полуакустика).

Вестерны отличаются широким, объемным полым корпусом. Классические — меньше. У электро- и бас-гитар — тоньше, уступает по размерам, цельный. Внешний вид, оформление, материалы — отличия заметны визуально, что называется, «невооруженным глазом».

Ширина, резонаторы, способ крепления струн — имеют значение, отличаются на всех моделях. Некоторые грифы узкие — начинающим музыкантам сложно работать и попадать по струнам.

Акустика и электроника — отличаются звучанием, внешне, назначением, стилем игры. Обычно сначала учатся на классических или акустических моделях, затем переходят к электро-, бас-гитарам, полуакустическим.

Определить нужную гитару поможет практика. Начать с моделей, доступных в первую очередь. Отталкиваться лучше от полученного опыта и искать свой вариант.

Держатель струны (кнопка или костыль)

Вот такие вот названия, имеет это приспособление. Мне, кстати, название держатель струны и кнопка нравятся больше, чем костыль. Основное предназначение кнопки — удерживать струны в подставке гитары. Она изготавливается из пластика, но бывают кнопки и из кости, а также изготовленные из дерева. Найти их можно здесь .

Принцип работы данной части гитары, по сути, прост. Вы достаете костыль из подставки (чтобы его достать, его нужно подцепить и потянуть вверх при этом быть осторожным, дабы не испортить подставку и корпус гитары), после того, как вы его извлекли, вы опускаете конец струны в появившееся круглое отверстие в бридже и закрываете его снова кнопкой.

Данный вид удержания струн в подставке инструмента, распространен на акустических гитарах очень широко. На гитарах применяется еще несколько способов крепления струн.

Первый способ заключается в следующем: струны гитары протягиваются непосредственно через саму подставку в просверленные в ней отверстия.

И второй способ, он уже применяется на классических гитарах: Струны протягиваются через бридж гитары в просверленные в нем отверстия и завязываются специальным узлом. Кстати, в первом способе, струны удерживаются за счет специальных круглых колец завязанных на струне.

Разновидность электрогитар Gibson

«Законодателем мод» для электрогитар смело можно назвать компанию Gibson, т.к. помимо классических моделей Les Paul было придумано множество других линеек гитар Гибсон. Например, очень популярна среди любителей тяжелых направлений рок-музыки вид электрогитар с формой под названием Explorer.

Gibson Explorer

Первую версию гитары с таким корпусом представила компания Гибсон в 1958 году. Но публика не приняла ее из-за необычной формы. Выпуск Gibson Explorer возобновился в 1976 году. Позже и другие производители электрогитар стали выпускать свои инструменты с добавкой в названии «Explorer». Подобного вида электрогитар вы можете увидеть в руках Джеймса Хэтфилда (Metallica), Маттиаса Ябса (Scorpions).

Flying V

Этот вид музыкальных инструментов также разработала компания Гибсон. Первый вариант Gibson Flying V появился одновременно с Explorer в 1958 году. Судьбы у этих гитар одинаковые, Flying V так же перестали выпускать до 1967 года. На таких инструментах играют Рудольф Шенкер (Scorpions), Эдди Ван Хален

SG

Следующим шедевром от Гибсон хочу назвать SG. Данная модель считается видоизмененной версией Les Paul, данный вид корпуса упрощает доступ к самым верхним ладам грифа. Началом выпуска первых гитар SG считается 1961 год. На такого вида электрогитарах играют Тони Айомми (Black Sabbath), Ангус Янг (AC/DC).

Для экстремальных стилей выпускаются инструменты со своими особенностями, форма чаще всего как у Stratocaster. Такой вид электрогитар предназначен для игры с дисторшн, который так облюбовали современные металлисты. Перед приобретением достойного инструмента необходимо внимательно ознакомиться с техническими характеристиками, какие звукосниматели имеются и какая система тремоло. Часто используется система Floyd Rose и аналогичные ей.

Вот так же достаточно известные фирмы, славящиеся качеством- ESP, Dean, BC Rich, Paul Reed Smith, Squier.

Более старые статьи:

  • Высота струн на электрогитаре — 16/02/2015 10:28
  • Как поменять струны на электрогитаре. Фото. — 12/02/2015 10:03
  • Струны для электрогитары. Как новичку выбрать струны для электрогитары — 10/02/2015 16:09
  • Что нужно сразу сделать после покупки электрогитары — 17/06/2013 10:40

Виды акустических гитар

Дредноут (вестерн гитара)

Гигант в мире акустик. Славится своим мощным резонаторным звучанием и универсальностью. Название «вестерн» говорит само за себя – используется для игры в стилях кантри, блюз, acoustic rock. Яркий представитель в мире музыки – Amy Macdonald. Иногда представляет трудность для новичков, так как
узкий (некоторым трудно попадать пальцами в струны, так расстояние между ними небольшое). Но если сомневаетесь, с чего бы начать вашу «дворовую» карьеру – старина Дред будет хорошим выбором.

Джамбо

Вам скорее известна старая детская игра с мячом, нежели то, что так названа редкая в настоящее время гитара. Звонкие аккорды с глубокой серединой и насыщенными басовыми нотами. Такие классные штуки использовали прежде всего рокеры 80-х годов, когда играли свои песни без сопровождения основной группы. Акустический рок, поп-рок, кантри – это всё про красавца с изящным вырезом от 15-ого лада. Стадионные хиты Рика Спрингфилда и Брюса Спрингстина были записаны с джамбо в руках.

Малый джамбо

Этот товарищ уступает своему старшему собрату в размерах и громкости звучания. Но чего ему не занимать – это мягкости и интеллигентности. Благодаря вырезу катавею, он будто зазывает положить на него руку и сыграть балладу. Чёткий и выразительный звук и широкий дредноутовый гриф идеально подходит для студийной работы. Современные фолковые музыканты часто используют его. Представитель – девичий дуэт First and Kit.

Аудиториум (Auditorium/Orchestra)

Нетрудно догадаться по названию, что инструмент используется для игры в аудиториях – то есть малых и средних концертных залах. Чаще всего применяется для работы в оркестрах. А здесь главное – не наступать на «горло чужой песне». Поэтому басовые и верхние частоты у неё убавлены, да и вообще звучит она несколько тише того же джамбо. Характеризуется 14-ладовым грифом (до корпуса). Жанр – камерная музыка, эстрада, фолк, блюз. Знаменитости – Эрик Клэптон.

Гранд аудиториум

Увеличенный вариант от примера выше, часто в моделях есть вырез катавей.
используют ель (дека), махагон (обечайка) и палисандр (накладка). Корпус чуть меньше, чем у дредноутов. Собранные низкие частоты, средний диапазон ярко выраженный, но не бубнящий. Подходит для исполнения любого жанра. Из современных исполнителей – Тейлор Свифт.

Фолк гитара

Фридрих Мартин усовершенствовал корпус классической гитары, чтобы на неё можно было натягивать металлические струны. Сейчас под фолком подразумеваются гитары самых разных форм и размеров. В основном – это уменьшённая копия вестерна. Как нетрудно догадаться, на ней исполняют преимущественно фолковую музыку. Также это отличный вид гитар для начинающих. Представитель — Боб Дилан.

Трэвел гитара

Эта малютка отлично подходит для любителей взять с собой верную подругу на природу и в дальний путь. Размерами она походит на укулеле – чаще не более 80 см. в длину и весом около килограмма. Звучание не самое богатое и громкое, но для романтической баллады у костра такой верный спутник подойдёт.

Парлор (Parlor)

Изящный корпус небольшого размера часто заставляет относить такой инструмент к женскому. На самом деле никаких гендерных предрассудков у него нет. Но звучание лучше всего подходит к мягким поп-балладам или романсам. Опять же пригодится для туристических походов, благо звучание сочнее, чем у трэвэл. Звёзды – Ian Anderson.

Семиструнная «Русская»

От шестиструнки кардинально отличается строй – ре-си-соль-ре-си-соль-ре. Была популярна до революции в Царской России. Используется как для исполнения классических произведений, так и для джипси музыки. Артисты – Владимир Высоцкий.

Верхняя дека

Верхняя дека является главной и самой важной частью, которая отвечает за качественный звук всего инструмента! Как правило, верхняя дека акустической гитары изготавливается из ели. Связанно это, прежде всего с тем, что характеристики данной породы древесины, являются наиболее подходящими для изготовления инструмента

Во-первых, эта порода дерева не является редкостью и произрастает во многих странах, соответственно стоимость производства будет приемлемой! А во-вторых — звуковые характеристики данной породы говорят сами за себя. Звучание, которое позволяет произвести ель будет четким, ярким и звонким!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector