Выбор внешние фотовспышки и какие они бывают
Содержание:
- Общая характеристика
- Заполняющая вспышка
- Синхронизация вспышки с фотоаппаратом
- Популярные модели
- Выдержка синхронизации
- Режимы работы фотовспышки
- TTL – управление вспышкой
- Использование рссеивателей
- Три класса вспышек
- Устройство и принцип работы
- Беспроводное управление вспышкой
- Лучшие модели 2018
- Ручная настройка мощности
- Куда направить вспышку?
- Питание
- Популярные модели фотовспышек для Canon
- Недостатки встроенной фотовспышки
- Как избежать моргания?
Общая характеристика
Для начала разберемся, какими основополагающими характеристиками должны обладать внешние осветительные устройства.
Прежде всего, это ведущее число, которое показывает, на каком максимальном расстоянии вспышка способна осветить предмет.
Поэтому, чем большее значение ведущего числа указано в паспорте аксессуара, тем лучше.
Вторая не менее важная особенность – это система экспозамера, позволяющая камере выставить необходимую мощность вспышки.
Существует три способа осуществления экспозамера: в ручном, автоматическом и автоматическом TTL режиме.
Многие модели оснащены сразу тремя режимами, что дает возможность снимать при любых условиях.
Третья характерная черта – контроль и направление светового потока за счет вращения головки.
- Четвертая – наличие зум-рефлектора, который увеличивает дистанцию до снимаемого объекта, при использовании фотоаппарата с зум-оптикой.
- Пятая особенность – широкоугольный рассеиватель на светодиодах.
- Шестая – возможность выступать в роли ведущей/ведомой вспышки.
- Седьмая – разнообразность питания устройства (аккумулятор + батарейки).
Заполняющая вспышка
Заполняющей называется вспышка, используемая для подсветки теней, в то время как объект уже освещён внешним источником света.
Важнейшая область применения заполняющей вспышки – это съёмка при ярком солнечном свете. Днём с огнём? Зачем использовать вспышку, когда и без неё светло? Ответ прост: чтобы смягчить контраст.
Солнечный свет, особенно в середине дня, очень резок, а вспышка позволяет вам, проэкспонировав снимок по светам, осветлить при этом тени, которые без вспышки вышли бы совершенно чёрными. Когда контраст чрезмерен, подсветка теней с помощью вспышки или рефлектора жизненно необходима. В противном случае лица людей на фотографии будут напоминать маски. Если вы снимаете против света, то подсветка не даёт лицу провалиться во тьму. Рефлектор не всегда под рукой, зато вспышка встроена почти в каждую камеру.
Кроме того, вспышка добавляет блик в глаза модели, что делает взгляд более живым.
Заполняющая вспышка может быть полезна и в помещении, например, когда человек стоит напротив окна. Со вспышкой вы можете запечатлеть и человека, и интерьер, и пейзаж за окном.
Не лишней заполняющая вспышка бывает и при съёмке пейзажей, поскольку даёт возможность проявить детали в тенях переднего плана, сохраняя при этом света нетронутыми.
Во многих случаях вполне достаточно вспышки, встроенной в фотоаппарат, однако дополнительная накамерная вспышка мощнее, перезаряжается более оперативно и не расходует батарею камеры.
Заполняющая вспышка не должна быть очевидной. Изображение должно выглядеть естественно, что требует от фотографа умеренности и даже деликатности в обращении со вспышкой. Как правило, не стоит использовать вспышку на полной мощности, и даже на той мощности, которая предлагается автоматикой камеры. Я почти всегда применяю отрицательные значения компенсации вспышки. Обычно это -1 EV для людей и -1,7 EV для природы, хотя поправка может существенным образом меняться в зависимости от условий съёмки.
Основная трудность использования заполняющей вспышки в солнечный день состоит в том, что мощности вспышки может оказаться недостаточно, т.к. она вынуждена конкурировать с исключительно ярким солнечным светом. Вклад вспышки в общую экспозицию часто оказывается слишком мал по сравнению с внешней экспозицией.
Если вспышка работает на пределе своих возможностей, то изменить соотношение двух экспозиций можно только уменьшив внешнюю экспозицию. Как? Очевидно, что уменьшение диафрагмы нам не поможет, ведь так мы одновременно с внешней экспозицией убавим и экспозицию вспышки. Единственный выход – сократить выдержку, но при этом мы натолкнёмся на существенное ограничение, обусловленное выдержкой синхронизации.
Синхронизация вспышки с фотоаппаратом
Шаг 1 Включите фотоаппарат и выберите один из ручных режимов (PASM).
Нажмите кнопку Q на задней панели камеры, найдите на экране значок вспышки.
Выберите вспышку, нажав кнопку Set. На экране появится три значка. Пользователю предлагается выбрать один из трех вариантов настройки вспышки: normal flash firing, easy wireless flash и custom wireless flash. Выберите вариант easy wireless flash.
Если вдруг вы не нашли на экране значок вспышки после нажатия кнопки Q, воспользуйтесь Меню. Нажмите на кнопку Меню и последовательно переходите по значкам, пока не найдете управление вспышкой. Как правило, эта команда находится на первой странице меню (красный значок камеры). Раскройте список и выберите Easy Wireless.
Выберите строку «1 канал» (который назначен по умолчанию).
Шаг 2 Поднимите встроенную вспышку вашего фотоаппарата, иначе система синхронизации с внешней вспышкой не будет работать.
Шаг 3 Пришло время установить вспышку на том же канале, что и фотоаппарат. На некоторых моделях, таких как Speedlite 270 EX II, для этого есть физический переключатель. В других моделях, таких, как, как 430 EX II, для настроек используется экран. Итак, теперь возьмите вспышку. Чтобы установить её в качестве ведомого устройства, нажмите и удерживайте кнопку zoom. Появится мигающая пиктограмма «вспышка» и надпись «off». Перейдите в режим slave, покрутив колесико. Нажмите кнопку sel/set. Убедитесь, что в настройках вспышки и фотоаппарата выбран одинаковый номер канала.
Вы должны увидеть, как на передней панели вспышки мигает огонек, это означает, что она готова к приему сигнала.
Современные вспышки для Canon работают по E-TTL технологии. Это означает, что камера делает оценочный замер и вспышка выдаёт серию импульсов небольшой мощности, сливающихся в один растянутый по времени. Для оценочного замера используется экспонометрическая система фотокамеры.
Шаг 4 Расположите вспышку там, где это необходимо, в пределах прямой видимости камеры. Делайте фотографии и экспериментируйте с местом расположения вспышки. Вы даже можете держать ее в руках.
Шаг 5 Чтобы добавить еще одну вспышку в конфигурации, просто установите для нее тот же канал, что и для первой вспышки, и она будет давать импульс в синхронизации с первой вспышкой.
Популярные модели
Как можно убедиться, спектр вспышек, представленных на рынке, крайне велик: от самых простых до технически сложных устройств. Немного скажем о наиболее популярных и востребованных моделях вспышек. Первая модель, которая заслуживает внимания пользователей – Canon Speedlite 600EX II-RT.
Если говорить о ее особенностях, то следует сказать, что данная вспышка является обычной и имеет крепление типа «башмак». Ведущее число здесь составляет 60 метров, а время перезарядки от 3.3 секунды. Модель оснащена поворотной головкой и имеет дисплей, что оснащается подсветкой, а также диффузор широкоугольного типа.
Еще одна модель, заслуживающая внимания – Nikon Speedlight SB-5000. Она отличается высочайшей точностью и быстротой и подходит только для камер производителя Nikon. Здесь присутствует крепление типа «башмак».
Ведущее число в этой модели – 28 метров. Nikon Speedlight SB-5000 оснащена дисплеем, а также поворотной головкой. Здесь также присутствует подсветка автофокуса.
Еще одна довольно интересная модель – Sony HVL-F43M. Ее особенность в том, что это одна из наиболее мощных вспышек, представленных на рынке. Ее прочный корпус гарантирует ее высокое качество и долговечность. Она оснащена креплением типа «башмак».
Оснащена дисплеем, а также головкой поворотного типа и позволяет обеспечить высококачественный пилотный свет. За питание устройства будут отвечать 4 AA-батарейки. Их будет вполне достаточно для обеспечения качественной и производительной работы данного устройства.
Выдержка синхронизации
Выдержка синхронизации вспышки – это самая короткая выдержка, которая может быть использована при съёмке со вспышкой.
Выдержки короче, чем выдержка синхронизации, определяемая технической характеристикой вашей камеры, не могут быть использованы вместе со вспышкой. Почему? Причина в особенности конструкции механического шторно-щелевого затвора зеркальных фотоаппаратов.
Затвор представляет собой две шторки, которые могут скользить параллельно плоскости сенсора или плёнки. Исходно сенсор полностью закрыт первой шторкой. При спуске затвора первая (передняя) шторка под действием пружины сдвигается в сторону, открывая матрицу. По завершению экспозиции матрица закрывается второй (задней) шторкой. Затем сомкнутые шторки синхронно возвращаются в первоначальное положение.
Шторки скользят очень быстро, но всё-таки не мгновенно. Если требуется обеспечить короткую выдержку, задняя шторка начинает движение ещё до того, как передняя его закончит. В результате, при высоких скоростях затвора, матрица освещается через щель между шторками, которая пробегает вдоль кадра. Т.е. различные области кадра экспонируются последовательно, а не одномоментно.
Если вспышка сработает во время столь короткой выдержки, то проэкспонированной окажется лишь часть кадра, а именно та его область, над которой находилась в момент импульса щель, образованная шторками затвора.
Таким образом, выдержка синхронизации – это самая короткая выдержка, при которой вся площадь матрицы оказывается открытой одновременно. Лимитирующий фактор здесь – скорость движения шторок затвора.
Очевидно, что чем короче выдержка синхронизации, тем лучше. У профессиональных зеркальных фотоаппаратов выдержка синхронизации вспышки составляет 1/250 с. У младших зеркальных камер – 1/180-1/200 с. Цифровые компактные камеры с электронным затвором могут иметь выдержку синхронизации порядка 1/500 с.
Важность короткой выдержки синхронизации становится очевидной при использовании заполняющей вспышки в солнечную погоду. Как бы странно это не звучало, но именно короткая выдержка позволяет нам получить от вспышки импульс достаточной яркости
Чтобы уравновесить солнечный свет, мощность вспышки должна быть очень велика. Как же увеличить вклад вспышки в общую экспозицию, если она и так работает на полную мощность? Повышать ISO бессмысленно, т.к. подобным образом вы увеличите чувствительность сенсора не только к свету вспышки, но и к внешнему свету, что приведёт к передержке. Это потребует уменьшения диафрагмы, что отбросит нас на исходную позицию, ведь малая диафрагма снова уменьшит общую яркость.
Можно открыть диафрагму пошире – это увеличит яркость вспышки, однако же, и внешняя экспозиция будет увеличена. Чтобы теперь убавить только внешнюю экспозицию нужно уменьшить выдержку, но уменьшать её далее выдержки синхронизации нельзя, и ваша камера не даст вам этого сделать.
Фотоаппарат, имеющий более короткую выдержку синхронизации, позволяет использовать большие диафрагмы, что увеличивает яркость вспышки, сохраняя при этом корректную внешнюю экспозицию. Т.е. короткая выдержка синхронизации даёт вам возможность смещать соотношение экспозиции вспышки и внешней экспозиции в пользу вспышки.
Короткая выдержка синхронизации увеличивает полезную дистанцию вспышки, а при неизменной дистанции позволяет вспышке работать на меньшей мощности, что ускоряет перезарядку и продлевает жизнь батарейкам.
Иногда ограничения, налагаемые выдержкой синхронизации, можно обойти. Для этого существует т.н. высокоскоростная синхронизация (FP или HSS).
В режиме высокоскоростной синхронизации вспышка испускает серию импульсов малой мощности, превращаясь, таким образом, как бы в источник постоянного, а не импульсного света. С постоянным же светом вы вольны использовать любую выдержку по вашему усмотрению. Такая возможность может показаться весьма заманчивой, но на деле недостатки высокоскоростной синхронизации перевешивают, на мой взгляд, её достоинства. Во-первых, мощность вспышки, работающей в режиме высокоскоростной синхронизации, ощутимо падает, уменьшая тем самым рабочую дистанцию. Во-вторых, энергопотребление сильно возрастает, требуя частой замены батареек. В третьих, увеличивается время перезарядки. Причина всего этого в том, что поскольку только узкая полоска сенсора в каждый момент времени освещается вспышкой в процессе экспозиции, большая часть света вспышки пропадает впустую. Словом, высокоскоростная синхронизация вещь неплохая, но она является всего лишь суррогатом полноценной выдержки синхронизации.
Режимы работы фотовспышки
Выбирая вспышку для Canon или любого другого фотоаппарата, всегда обращайте внимание на количество режимов работы. Чем их больше, тем больше будет возможностей у вас, как у фотографа
Большинство профессиональных устройств работают в следующих режимах:
- M – ручной, позволяет принудительно задать мощность вспышки. Многие хорошие фотографы снимают именно в ручном режиме, не доверяя автоматическим настройкам;
- TTL – синхронизация с фотоаппаратом, мощность и экспозиция вспышки автоматически выставляются в зависимости от соответствующих настроек объектива;
- MULTI – режим стробоскопа, при котором аксессуар срабатывает не один раз, а несколько. Фотограф сам выставляет количество срабатываний и их мощность. Такой режим хорош для съемки движущихся объектов;
- светоловушка – вспышка срабатывает при улавливании светового импульса от другой вспышки. Незаменимый режим, если вы используете несколько устройств одновременно;
- синхронизация со встроенной вспышкой – тут все понятно без объяснений;
- радиоуправление – полезная функция для студийных моделей. Передатчик радиосигнала или радиосинхронизатор может быть установлен прямо на фотоаппарат и подключаться сразу к нескольким устройствам, что позволяет получить на снимке сложные световые эффекты;
- предварительный импульс – пробная вспышка для анализа освещенности, после которой устройство автоматически выставляет нужные параметры;
- подавление «красных глаз» — режим, которым сейчас оснащаются практически все качественные устройства.
TTL – управление вспышкой
TTL означает «через объектив» и эта система замера имеется практически на каждой цифровой камере. Canon имеет свой алгоритм, называемый E-TTL, а Nikon свой, называемый I – TTL. Общим является то, что в обоих случаях в камере размещаются специальные датчики, измеряющие освещенность сцены, цветовую температуру и т.д. через объектив, установленный на камере.
Затем камера обрабатывает данные и уведомляет фотографа, если снимаемая сцена слишком светлая или темная для данной комбинации выдержки, диафрагмы и ISO. В автоматических и полуавтоматических режимах камера делает коррекцию параметров сама. В ручном режиме М коррективы вносит уже сам фотограф.
Информация об освещенности сцены также передается и вспышке с поддержкой TTL, в результате чего рассчитывается мощность импульса. Мощность импульса можно регулировать автоматически или вручную. Даже в полностью автоматическом режиме съемки вы можете настроить мощность вспышки в определенном соотношении с окружающим освещением, в зависимости от результатов TTL-замера. Это настройка компенсации экспозиции на самой вспышке.
Использование рссеивателей
Направить вспышку в лоб объекту съёмки можно только если на неё установлен специальный рассеиватель. Существуют разного рода рассеиватели. Они могут быть из полупрозрачного пластика, это более компактный вариант и часто используемый или более громоздкие, сделанные из специального тряпочного материала, но более эффективные.
Как вы понимаете, речь идет о рассеивателях на внешнюю вспышку!
Как он крепится? Все опять элементарно просто. Пластиковый, имеет вид колпачка, который крепится на край фотовспышки. Что касается тряпочного, он также одевается на переднюю часть фотовспышки и специальными зажимами крепится за заднюю ее часть. После установки рассеиватели держатся достаточно устойчиво, что не вызывает дискомфорт при фотографировании.
Три класса вспышек
Перед тем, как выбрать фотовспышку, нужно определиться с тем, модель какого из трех существующих классов вам нужна:
- Бюджетные – самые дешевые (1000-1500 грн) и самые бедные по количеству функций вспышки. От встроенных в фотоаппарат отличаются только большей мощностью, поэтому подойдут только тем, кто хочет слегка улучшить контрастность и резкость своих фото.
- Полупрофессиональные – мощнее и функциональнее бюджетных, основное отличие от предыдущего класса состоит в том, что головку полупрофессиональной вспышки можно повернуть в любом направлении. Стоят такие модели тоже дороже – от 2000 грн.
- Профессиональные – характеризуются большой мощностью, широким набором настроек, возможностью разворота на 180 градусов и другими полезными функциями. Кстати, к профессиональной вспышке можно подключить внешний аккумулятор, чтобы она не сажала батарею фотоаппарата. Цена профессиональных вспышек может варьироваться от 5000 до 20000 грн или даже больше.
Особняком стоит такой вид вспышек, как макровспышки или кольцевые. В то время, как другие модели навешиваются сверху на фотоаппарат или устанавливаются на отдельный штатив, эта разновидность закрепляется прямо на объективе. Зачем это нужно? Для макросъемки, чтобы свет точно попал даже на самый мелкий объект.
Устройство и принцип работы
Схема, на которой основано действие практически любой электронной маленькой фотовспышки очень проста и состоит из основных частей – устройства запуска газоразрядной лампочки и конденсатора накопления. Трансформация электроэнергии в световую осуществляется благодаря газовой лампе импульсного типа, создающей разряд. Обычно она делается в качестве герметичной прозрачной трубки, выполненной из стекла кольцевой, прямой либо дугообразной формы, что заполнена газом.
Для заполнения чаще всего применяется ксенон. В ее торцевых частях обычно находится пара электродов, что выполнены из тугоплавких материалов. К ним подключают источник напряжения большой мощности – конденсатор накопления. В нем запасается энергия, что при разряде трансформируется в свет. Еще один электрод импульсной ламы являются поджигающим. Обычно он создается из проволоки либо в виде мастичной полоски токопроводящего типа.
Устройство запуска представляет собой повышающий трансформатор автоматического типа, у которого на первичную обмотку через синхроконтакт устройства разряжается пускоконденсатор, что имеет не очень большую емкость. А на выводе обмотки высоковольтного типа, подключенной к электроду поджигающего типа вышеупомянутой лампы, формируется потенциал большого напряжения переменного типа размером в пару тысяч вольт.
А работает переносная современная модель электронной фотовспышки так, что сначала конденсатор накопительного типа, что был заряжен до напряжения до 400 вольт, подсоединяется к лампе с газом.
Для этого при полном открывании затвора, при активации синхроконтакта высоковольтный импульс, что подается ламповый электрод поджига, производит ионизацию газа внутри и становится причиной начала разряда конденсатора накопления через вспышку-лампу. Разряд длится всего лишь пару мгновений, но его сопровождает интенсивная световспышка, после чего напряжение на конденсаторе снижается, разряд исчезает.
Потом конденсатор накопления еще раз заряжается, при следующей импульсной подаче на поджигающий электрод лампа снова готова дать световспышку. Такой принцип работы имеют практически все существующие фотоустройства, что присутствуют как в категории простых, так и премиум-класса.
Беспроводное управление вспышкой
Самое интересное начинается, когда вспышка используется вне камеры. Многие накамерные вспышки поддерживают беспроводное управление. Отсутствие каких-либо кабелей позволяет размещать вспышку практически в любом месте. Беспроводное управление не только дает фотографу огромную гибкость в работе, но и обеспечивает надежное срабатывание вспышки, исключает возможность случайного отсоединения, запутывания кабеля и опрокидывание оборудования.
Есть различные способы дистанционного управления вспышками, но современные вспышки и камеры используют более продвинутые алгоритмы с множеством сложных функций, контролируемых прямо из камеры. Этот контрольный блок называется Master (Canon) или Commander (Nikon). Только топовые вспышки имеют этот блок. Младшие модели могут работать только как накамерные вспышки. либо как ведомые при беспроводном управлении.
Ведомое устройство может управляться различными способами: оптическим, инфракрасным или по радиоканалу. Самые продвинутые устройства, в том числе большие студийные вспышки, поддерживают все три способа, а также и четвертый – с помощью синхрокабеля.
Для управления другими вспышками нужна одна, поддерживающая режим Master или Commander, а остальные вспышки должны быть совместимыми с этой системой управления. Ведомые вспышки должны быть установлены в режим Slave. Если используются другие вспышки, в зависимости от марки, их срабатывание можно вызвать различными способами, например, оптическим или по радиоканалу с использованием PocketWizard или других радиотриггеров.
Беспроводная система с использованием вспышек Canon или Nikon может контролировать достаточно много вспышек. Как правило, по 4 вспышки в группе, максимум 3 группы в режиме TTL. В ручном режиме количество ведомых вспышек может быть и больше.
Фотограф Joe McNally известен использованием сложного освещения и безумного количества небольших вспышек для достижения потрясающих эффектов. Он даже как-то использовал около 50 вспышек для освещения легких самолетов и небольших групп.
Беспроводные вспышки можно размещать где угодно относительно камеры, что значительно расширяет творческие возможности фотографа. Ограничения беспроводной системы обусловлены принципом ее действия. Например, оптические и инфракрасные системы должны работать в пределах прямой видимости, особенно на открытом воздухе, где нет поверхностей, например, стен. от которых может отражаться сигнал.
Расстояние также является ограничивающим фактором для инфракрасных и оптических систем. Например, при расстоянии около 18 м сигнал будет уже слишком слабым. Радиосистемы лишены этих недостатков и не требуют прямой видимости. Ведомую вспышку с приемником можно разместить хоть на другом конце футбольного поля. Платой за расширенные возможности радиотриггеров является высокая цена.
Есть более экономичные варианты для оптических и радиосистем поджига вспышек. Например, можно купить Vivitar 285HV и светосинхронизатор-приемник Wein примерно за 110$. Дополнительные Canon 430EX II или Nikon SB-600 будет стоить 270$.
Дешевыми альтернативами PocketWizard являются системы RadioPopper JX или совсем недорогой Cactus V2, котрые можно купить на e-Bay.
От переводчика: есть более современные, дешевые и надежные радиосинхронизаторы. Для TTL – систем это фирмы Pixel и Photixx, для обычного управления в ручном режиме это фирмы Yongnuo и Cactus. Я пользуюсь набором Pixel King, стоимостью примерно 150$.
Лучшие модели 2018
При выборе вспышки для Nikon, Canon и любого другого фотоаппарата нельзя не оглядываться на флагманов в данной сфере. Конечно, однозначно лучшей модели для каждого фотоаппарата и всех типов съемки нет, поэтому мы отобрали лучших представителей в различных категориях.
- Canon Speedlite 430EX III-RT – одна из самых компактных и бюджетных моделей на рынке профессиональной фототехники. Может похвастаться ведущим числом 43 метра, наличием поворотной головки, автоматического зума и трех режимов работы. К минусам можно отнести отсутствие подсветки дисплея и невозможности подключения внешнего источника питания. Цена модели около 4000 грн.
- Nikon Speedlight SB-700 – хороший вариант для уличной фотосессии, оснащен поворотной головкой, может выступать в качестве ведомой и ведущей вспышки, есть автоматический и ручной зум. Увы, эта модель подходит только для фотоаппаратов Nikon, да и цена у нее немалая – 7500 грн.
- Nissin Di-700 – главная фишка этой модели – беспроводное управление. Кроме того, она автоматически выставляет угол освещения в зависимости от фокусного расстояния, оснащена широкоугольным диффузором, а поворотная головка может двигаться не только на 360 градусов по горизонтали, но и на 97 градусов по вертикали. Выступать может только в качестве ведомой вспышки. Стоит устройство примерно 5700 грн.
- YongNuo Speedlite YN-560 IV – универсальная фотовспышка, которая подключается не только к различным моделям камер, но также устанавливается на штатив или закрепляется на горизонтальной поверхности. Меню гаджета может вызвать недоумение у тех, кто ни разу до этого не работал со вспышками от данного производителя, но к нему быстро привыкаешь. Цена – 6500-7000 грн.
- Samsung ED-SEF15A – одна из самых миниатюрных моделей на рынке, весит всего 80 грамм. Из этого достоинства вытекают и недостатки – отсутствие поворотной головки и дисплея, невысокая мощность. Цена – 3800 грн.
Сравнить цены на различные модели фотовспышек можно в каталоге Price.ua.
Ручная настройка мощности
Ручная регулировка мощности вспышки является самой утомительной, но она, также как и ручной режим камеры предлагает самый точный контроль мощности. Топовые вспышки имеют регулировку с шагом 1/3 ступени, начиная от мощности 1/128 и до 1/1, а также зуммирование от 14 до 105 мм (Canon) или 200 мм (Nikon). Преимуществом ручной регулировки является также постоянная мощность импульса. После настройки вспышка будет выдавать один и тот же импульс с одинаковым углом покрытия.
Типовые настройки мощности, по возрастанию: 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, 1/128.
Ручная регулировка позволяет фотографу иметь постоянные настройки, даже если окружающее освещение изменилось. Также появляется возможность использовать выдержку, чтобы регулировать соотношение естественного света и света от вспышки, рассматривая их как два различных источника. Несмотря на то, что фотограф может изменять выдержку на 2 или 3 ступени, количество света от вспышки останется неизменным, так как экспозиция импульсного источника регулируется не выдержкой, а диафрагмой.
Эта фотография была сделана с ручными настройками вспышки, так как свет от офтальмоскопа полностью сбил с толку TTL систему. Конечно, меняя настройки компенсации экспозиции, я бы получил в итоге нормальный кадр, но это было бы гораздо дольше, с большим количеством ошибок. Помните, что TTL – вспышка настраивается относительно экспозиции, измеренной вашей камерой.
Кроме того, в ручном режиме вы не привязаны к 5 ступеням доступной коррекции экспозиции вспышки в режиме TTL. Иногда даже +2 или +3 ступени недостаточно, чтобы пересилить мощность солнца. Это справедливо для небольших вспышек, со студийными все не так плохо.
На фото ниже я использовал две вспышки 580ЕХ II, чтобы перебить свет солнца в полдень. Солнце было таким ярким, что даже использование двух вспышек с компенсацией экспозиции +3 и зуммированием на 105 мм оказалось недостаточным. В этих случаях диапазона компенсации экспозиции не хватает. Я переключил их в ручной режим и поставил мощность 1/1. Миссия выполнена.
Куда направить вспышку?
Этот вопрос возникает сразу после её установки, при условии, что вспышка внешняя. Встроенная не сгодится по одной простой причине: она может «стрелять» только прямо, что не есть хорошо. Цвета с ней часто уходят в холодные тона, передний план оказывается слишком ярким, если сравнивать его с задним, появляются жесткие тени, вероятно появление эффекта «плоского лица».
Это справедливо и для внешней вспышки, если фотографировать в лоб. Но на ней присутствуют поворотные механизмы, которые и позволяют добиться нужных нам результатов.
Направить пучок света можно в потолок или стену. Так делают многие фотографы, но они все, как один, могут поведать вам о следующих нюансах: поверхность, на которую направляется вспышка, не должна быть слишком тёмной. Если цвета на потолке отличные от белого, серого и подобных светлых цветов, то существует большая вероятность, на объекте фотографирования получить цвет потолка. Например, если цвет потолка голубой, свет отражающийся от вспышки, так же окрасится в голубоватый оттенок и объект съемки получится в голубых тонах.
Для потолка также важна высота: чем он ниже, тем ярче будет свет. Если эти правила не соблюдены, то снимаемый объект не будет освещён как нужно, либо свет окажется неестественным. Для работы с высокими потолками можно использовать рассеиватель, о котором я расскажу немного позже.
Следует помнить и о знаменитом оптическом законе: угол падения равен углу отражения. Снимая в помещении со вспышкой, помнить о нём нужно будет всегда. Именно он даёт понять, почему не нужно направлять вспышку строго вертикально вверх в некоторых случаях. Она должна быть немного наклонена вперёд, но не так, чтобы смотреть прямо на объект. В большинстве случаях, оптимальным вариантом будет наклон вспышки, примерно 45 градусов.
Питание
Звуковое подтверждение заряда (писк во время зарядки) — не сколько баг, а фича. Позволяет на слух определить степень остатка заряда батарей, ибо графический указатель дисплея малоинформативен.
Canon 430EX рассчитана на использование аккумуляторов или батарей типа АА. 4 аккумуляторов АА, емкостью в 2500мАч хватает примерно на 300 срабатываний. Если рассчитываем использовать большее время, то лучше носить с собой запасные батарейки. Батарейки Energizer того же типа «вытягивают» примерно 100-120 срабатываний.
Реалии: за время 2 часов съемки выпускного, с использованием высокоскоростной синхронизации, Canon 430EX высадила полностью заряженные аккумуляторы 2500мАч, 4 батареи Energizer и остановилась на пачке 4х NoName ашан-типа батарейках только благодаря тому, что мероприятие закончилось.
Может, мне так повезло, однако…
Популярные модели фотовспышек для Canon
С отличительными характеристиками ознакомились, теперь рассмотрим самые популярные модели, подходящие к фотоаппарату Canon 600d, 650d, 60d, 6d, 550d, 1100d, 500d, 70d, 1000d и всем остальным.
Пойдем по нарастающей:
Speedlite 270EX II, считается бюджетным вариантом, предназначенным для новичков.
Технические характеристики: ведущее число – 27; ручной экспозамер из меню камеры; наличие зум-рефлектора; быстрая перезарядка; вращающаяся головки вспышки.
Speedlite 430EX, полупрофессиональная вспышка, сошедшая с полок магазина. Единственный способ приобретения – с рук.
Характеристики: ведущее число – 43; дисплей с подсветкой; автоматический экспозамер, подстраиваемый под возможности камеры; поворотная головка; наличие ручного и автоматического выбора угла освещенности.
Speedlite 430EX II – усовершенствованная модель от 430EX.
Изменения коснулись скорости перезаряда, в связи с чем появилась возможность снимать целыми сериями. Более новая модель из этой серии 430EX III-RT. На сегодняшний день эта модель очень популярна и продаваема.
Speedlite 580EX II – хорошая вспышка следующего поколения.
Ведущее число — 58. Она отличается бесшумностью и высокой скоростью перезаряда. Помимо этого, устройство защищено от попадания влаги и пыли, что позволяет работать в совершенно непредсказуемых условиях.
Speedlite 600EX RT и 600EX II-RT – Здесь уже речь идет о профессиональных вспышках.
Ну здесь уже не, о чем говорить, в ней собрано все самое лучшее, что есть. Защищена от пере нагрева. Стабильная. Рабочая лошадка. Никогда не подведет!
Помимо привычных вспышек существуют, специализированные для макросъемки, например, кольцевая Macro Ring Lite MR-14EX II.
Управление лампами позволяет настроить свет под определенный случай.
MR-14EX II может использоваться совместно с другими источниками света.
Недостатки встроенной фотовспышки
Почти в каждом фотоаппарате есть встроенная или выдвижная вспышка. Зачем же нужна еще одна? Дело в том, что встроенная (выдвижная) версия во многом уступает внешней:
- Она создает только фронтальное освещение, из-за чего изображение получается плоским, теряются свет и тень, теряется объем изображения и не редко пересвечивается объект съемки;
- Поскольку вспышка зафиксирована в корпусе фотоаппарата, сложно осуществить художественную задумку без использования дополнительного освещения. Помимо этого, невозможно контролировать ее мощность. Все это препятствует воплощению задуманного;
- При съемке людей, часто появляется эффект красных глаз. Несмотря на то, что это не такая большая проблема, она все же отнимает время на настройку фотоаппарата или корректировку снимка в фоторедакторах;
- Встроенное освещение имеет небольшой радиус действия, что позволяет фотографировать предметы, расположенные лишь в нескольких метрах от фотокамеры. Снимать большие или далеко расположенные объекты с таким светом бесполезно;
- Поскольку вспышка встроена в фотоаппарат, питается она от аккумулятора камеры. При частом ее использовании, батарея садится в разы быстрее.
Как избежать моргания?
Неприятной особенностью определения экспозиции вспышки с помощью TTL замера является оценочная предвспышка, срабатывающая перед спуском затвора. Временной интервал между предварительным и основным импульсами вспышки невелик, но его бывает достаточно, чтобы человек с хорошей реакцией успел моргнуть аккурат к моменту собственно съёмки. Домашние животные ещё в большей степени подвержены этому эффекту.
Существует два способа борьбы с закрытыми глазами на снимках.
Первый способ очевиден, но несколько трудоёмок – переключить вспышку в ручной режим, исключающий предварительные импульсы, а мощность вспышки подобрать эмпирически.
Второй способ доступен не на всех фотоаппаратах. Некоторые модели позволяют присвоить кнопке Fn или AE-L/AF-L функцию блокировки вспышки (Flash Lock). Блокировка вспышки работает следующим образом: после нажатия на кнопку, вспышка даёт оценочный импульс, а камера рассчитывает экспозицию вспышки и запоминает её значение; теперь при спуске затвора вспышка срабатывает моментально, с заранее рассчитанной рабочей мощностью и безо всяких предвспышек. Пока съёмочный ракурс и расстояние до объекта не меняются, экспозиция вспышки может оставаться заблокированной.