Круиз-контроль в авто: принцип работы, как установить своими руками
Содержание:
- Как пользоваться круиз-контролем
- Инструменты и материалы
- Выбор адаптера CAN-шины
- Инструкция по установке и подключению круиз-контроля своими руками
- Разновидности устройства
- Описание схемы круиз-контроля
- Как самостоятельно установить круиз-контроль на автомобиль
- Инструкция по применению
- Подключение к шине, запись пакетов
- Механика и круиз-контроль
Как пользоваться круиз-контролем
Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.
Варианты расположения органов управления круиз-контролем
Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:
Значок КК на приборной панели
- необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства Cruise Control System минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
- активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
- ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/—” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
- после этого машина перейдет в режим Cruise Control, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
- если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “—”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1…2 км/ч, зависит от авто).
В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.
Пример надписей на кнопках: On — включение системы, Off — выключение системы, Set Accel — установка режима/увеличение скорости, Resume — восстановление запомненной ранее скорости, Coast — снижение скорости.
Как пользоваться круиз-контролем
Управление круиз-контролем на Тойота Королла
Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.
В условиях плохой видимости, сильного дождя, снега, мокрой дороги, ее оледенения и прочих неудобствах пользоваться круиз-контролем категорически не рекомендуется!
Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).
Марка | Модели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение) |
---|---|
Киа | Рио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул |
Форд | Фокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт |
Хендай | Крета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната |
Тойота | Королла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер |
Рено | Меган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу |
Лада | Веста, Гранта, Х Рей, Калина |
Опель | Астра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка |
Ниссан | Кашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена |
Пежо | 307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207 |
Мазда | 3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ |
Шкода | Октавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти |
Инструменты и материалы
Прежде чем устанавливать КК, обязательно проверьте на предмет неисправностей все узлы и системы безопасности вашей машины. В противном случае не удивляйтесь, что круиз не включается, либо автомобиль ведет себя неадекватно при попытке перехода на поддержание заданной скорости.
Набор инструментов для выполнения такой задачи будет состоять из:
Кронштейн требуется, если на машине установлен датчик, регулирующий положение педали, отвечающей за набор скорости (педаль газа). Тогда к нему подсоединяется кронштейн. А вот трос в некоторых случаях уже идет в комплекте к круиз-контролю. Потому проверьте комплектацию, а затем уже собирайте все необходимые дополнительные инструменты и материалы.
Поэтапный монтаж
Вообще на монтаж обычно уходит не более 2-3 часов. Некоторые умельцы справляются даже за час. Но учтите, что затем вам предстоит проверить работу системы, исправить выявленные неточности и убедиться в правильности всех настроек.
Поэтапно это выглядит следующим образом:
- Выбор места для КК. Большинство автовладельцев устанавливают оборудование возле топливного фильтра, поскольку так агрегат легко соединяется с тормозным шлангом. Выбирайте любое место, но обязательное сухое и с возможностью подведения к этой точки троса от педали газа. Никаких сильных изгибов быть не должно;
- Подключение к педали газа второго троса. Только не режьте излишки сразу. Для начала установите нужное положение на установленном датчике контроля текущего положения акселлераторной педали специальный кронштейн, и уже после этого отмеряйте требуемую длину тросика. Теперь отрезайте. Второй конец подводится и подключается к самому КК;
- Для правильного подключения системы к машине отыщите проводку от тахометра, к которой подсоединяют универсальный КК. К проводу вашего тахометра нужно подключить проводок зеленого цвета, отходящего от ЭБУ КК. Проводок же красного цвета необходим для соединения со стопами;
- Установки кнопку для включения и выключения системы. Для нее будет отвечать двойной проводок серого цвета. Чтобы кнопка работала правильно, обязательно подключается масса (она проходит по черному проводку);
- Ручка управления КК располагается на руле, потому его предстоит самостоятельно разобрать. При наличии подушек безопасности их нужно заранее отключить и снять. Ручка ставится на руль, и он собирается в обратной последовательности.
Теперь проверьте работоспособность всей системы. Если возникают сложности, повторно пройдитесь по каждому этапу. Возможно, вы где-то допустили ошибку или упустили какой-то важный момент.
Если же все хорошо, то настает время для дорожных испытаний. Выезжайте на пустую длинную дорогу и начинайте со скорости не более 40 километров в час. Будьте готовы, что в любой момент придется брать управление на себя, если круиз не сработает.
При успешных испытаниях могу лишь поздравить вас с завершением процедуры установки.
Watch this video on YouTube
Всем спасибо за внимание! Не забывайте оставлять комментарии и задавать вопросы! Мы всегда с удовольствием на них ответим!
Выбор адаптера CAN-шины
Первым делом понадобится CAN интерфейс для компьютера. Детальный обзор возможных решений есть например здесь, цены варьируются от десятков до сотен долларов. По устройствам у нас относительно доступны:
- Адаптеры в сборе с алиэкспресса. Их не пробовал, по слухам довольно много брака и софт видимо только под Windows.
- Arduino шилды на MCP2515/MCP2551, в основном клоны дизайна от seeed в любом магазине ардуинной тематики. Но совмещать такой шилд надо не с Arduino (я так и не смог заставить связку работать на воспроизведение с нужной скоростью), а с Raspberry Pi. В приложении ниже .
- USB адаптер CANHacker Baby, разработка Artemka86. Выгодно отличается от вариантов с алиэкспресса отличной поддержкой «из первых рук» от разработчика (проверено лично, Артём подходит к делу с душой). Также плюсом является поддержка стандартного протокола LAWICEL совместимого с широким набором софта.
Софта разного тоже много (за обзором опять сюда). Самый простой вариант — Linux c из SocketCAN, за который спасибо инженерам Volkswagen. Большой плюс SocketCAN в стандартизации — любое USB устройство с поддержкой протокола LAWICEL (pdf) видится системой как обычный сетевой интерфейс. Таким образом избегаем привязки к вендор-специфическому софту конкретного устройства. У текущей версии CANHacker есть небольшая несовместимость со стоковыми can-utils по работе с USB, поэтому берём патченную версию отсюда. Raspberry Pi с CAN шилдом работает со стоковым пакетом can-utils из Raspbian OS без проблем.
Инструкция по установке и подключению круиз-контроля своими руками
Это устройство установлено не на всех автомобилях с завода, например, на некоторых моделях Лада он отсутствует. Установку системы на Ладу можно выполнить своими руками (автор видео — Juzef Gorodecki).
Пользуются популярностью два вида универсальных комплектов с Е-газом:
- Jet Cruise. Управляется с помощью брелока. Благодаря системе дроссельная заслонка удерживается в заданном положении. Скорость зависит от рельефа местности.
- Drivenge. Управление осуществляется подрулевым переключателя. В режиме круиз-контроля система контролирует положение дроссельной заслонки, зависящее от рельефа дороги.
Установка комплекта Drivenge состоит в установке блока и рычага управления. Блок устанавливаем под панелью или сиденьем. Рычаг с кнопками управления устанавливается на рулевом кожухе слева или справа. Для установки следует высверлить необходимые отверстия. Подключение осуществляется с помощью разъемов в разрыв педали газа.
Четыре провода подключаем следующим образом:
- черного цвета на «массу» (к любой детали кузова);
- красного цвета к замку зажигания;
- желтого цвета к датчику скорости;
- коричневого цвета к датчику педали тормоза.
Если установлена механическая коробка передач, то зеленый провод нужно подключить к педали сцепления. Если автоматическая, то провод не нужно никуда подключать.
Цена вопроса
Можно сэкономить на установке устройства, если самостоятельно приобрести комплект и установить его согласно инструкции.
Разновидности устройства
Различают два вида рассматриваемых устройств, которые именуются пассивные и адаптивные. Первый вариант являет собой классическую систему, которая применяется на авто с разными типами КПП длительный промежуток времени. Главная функция пассивных устройств кроется в поддержании определённой скорости движения.
Адаптивный вид является наиболее интересным и востребованным, поэтому разберёмся с каждым видом по-отдельности.
Пассивный круиз-контроль и его особенности
Пассивный вид круиз-контроля имеет простейшую конструкцию, и применяется такое изделие преимущественно для поддержания определённой скорости во время передвижения на трассах и автомагистралях. В конструкцию пассивного устройства входят следующие конструктивные элементы:
- Блок управления. Основное устройство, которое выполняет расчёты во время движения авто при активации опции.
- Датчики.
-
Привод дроссельной заслонки или сервопривод.
Функционирует устройство достаточно просто. Для этого нужно выехать за город на трассу с хорошим дорожным покрытием. Использовать данную опцию не рационально, как в городском движении, так и за городом по трассам с некачественным дорожным покрытием (при наличии выбоин и прочих дефектов на дорогах, а также на грунтовках). Как только авто развивает определённую скорость, которая является оптимальной для данного участка, выполняется включение круиз-контроля (вручную).
После включения этой опции за скорость передвижения отвечает микропроцессор, располагающийся в блоке управления. Датчики определяют скоростной режим транспортного средства, а также положение дроссельной заслонки, и передают информацию в управляющий модуль. При изменении условий передвижения, чему могут служить подъёмы и спуски, датчики подают соответствующие сигналы.
Как только изменяется тип трассы при движении на подъём или спуск, датчики подают сигналы в блок управления. Блок анализирует сигналы, после чего подаёт команду сервоприводу, и происходит закрытие или открытие дроссельной заслонки.
Адаптивный круиз-контроль и его особенности
Адаптивный вид круиз-контроля являет собой новое поколение устройства. Такой тип устройства применяется на современных авто, и предназначается не только для поддержания определённого скоростного режима, но ещё и для учёта дорожной ситуации. Учёт дорожной ситуации осуществляется при помощи вспомогательных устройств: датчики, радары и камеры.
Применение адаптивного круиз-контроля даёт возможность привязать своё транспортное средство к движущемуся впереди автомобилю. Учитывается скорость движущегося впереди автомобиля, а также соблюдается безопасная дистанция, на основании чего блок контроля управляет транспортным средством.
Расположение и обзор датчиков адаптивного круиз-контроля
Если движущийся впереди автомобиль изменит скорость, то датчики подадут в ЭБУ соответствующие сигналы. Блок проанализирует сигналы, и примет решение о снижении или увеличении скорости. Если впереди нет ТС, то устройство подаёт сигнал о наборе скорости до необходимого значения, после чего поддерживает её.
Адаптивный круиз-контроль обозначается как ACC. Такой вид системы устанавливается на автомобили с завода. Стоимость такой системы достаточно высока, что обусловлено использованием дорогостоящих датчиков, камер и радара. В устройстве используется и современный блок управления, способный вычислять не 2 функции, а несколько десятков. В зависимости от модели устройства, оповещение водителя об аварийной ситуации впереди может осуществляться, как путём подачи визуальных сигналов, так и звуковых.
Немаловажно отметить и тот факт, что адаптивная система круиз-контроля функционирует в паре с ABS антиблокировочной системой и ESP. Если не будет функционировать одна из этих систем, то активировать круиз-контроль будет невозможно
Включать круиз-контроль адаптивного вида рекомендуется тогда, когда за городом автомобили движутся с равномерной скоростью.
Отображение системы адаптивного круиз-контроля на бортовом компьютере автомобиля
Если в конструкции ТС отсутствует адаптивный тип круиз-контроля, то монтаж его не имеет оправданного смысла. Эта система хотя и является более совершенной и современной, но для поездок за городом вполне хватает пассивного устройства.
Описание схемы круиз-контроля
Для примера возьмем новую «Ладу», в которой не предусмотрено наличие механической системы круиз-контроля.
Контролировать скорость движения будут такие составляющие конструкции:
- Модуль контроля или управляющий блок — своеобразный компьютерный микропроцессор, месторасположение которого находится в отсеке мотора.
- Дроссельный привод электрического или пневматического типа. Это зависит от того, какой тип системы подачи горючего используется. Этот привод и узел дросселя соединяются воедино.
- Переключатель — устройство, которое имеет выход к рулю, центральной консоли или участку, где расположен контрольный щиток. Предназначение вышеуказанного переключателя — активировать и деактивировать систему.
- Виды контролеров. Разное количество датчиков в этой системе объясняется тем, что все зависит от производителя и бренда. Может быть обеспечено как скоростное вращение колеса, так и контроль скорости вращающихся колес и дроссельного элемента.
Если в новой «Ладе» установить систему круиз-контроля, то узел будет интегрироваться внутрь системы, отвечающей за управление определенным транспортным средством.
Как самостоятельно установить круиз-контроль на автомобиль
Для самостоятельной установки КК вам понадобятся:
- установочный комплект круиз-контроля;
- электрическая схема вашего автомобиля;
- проводка для КК соответствующая вашему автомобилю или подходящие разъемы и монтажный провод;
- датчик электронной педали газа (только для автомобилей с механическим управлением дроссельной заслонкой);
- тройник и шланг, диаметр которых равен диаметру шланга вакуумного усилителя тормозов (только для КК с вакуумным сервоприводом);
- предохранитель, ток которого на 50 процентов больше, чем указан в паспорте блока управления КК;
- тестер;
- дрель;
- набор ключей;
- набор отверток разной длины и толщины;
- различные гайки и болты для крепления сервопривода и управляющего блока;
- изолента;
- умение читать схемы, соединять провода, выполнять сложные слесарные работы.
С помощью схемы найдите провод, передающий сигналы датчика АБС. Если на вашем автомобиле его нет, то провод, передающий сигналы электронного спидометра. Если и его нет, то провод тахометра, датчика положения коленчатого вала, распределительного вала или управления электронным зажиганием. С этого провода на контроллер КК будут поступать данные о скорости движения автомобиля или работе двигателя, по которым он и определит, необходимо добавить или уменьшить подачу топлива.
После этого найдите провод, подключенный к датчику тормозов, включающему стоп-сигналы. С этого провода контроллер КК будет получать сигнал, отключающий его работу. Затем найдите провод от датчика электронной педали газа. Если у вас механическая педаль, то подключите к ней датчик. Найдите провод, подающий сигнал включения зажигания на контроллер инжектора, электронное зажигание или топливный клапан дизельного двигателя. К этому проводу необходимо подключить блок управления КК. Для подключения сервопривода найдите провод генератора или питания катушек зажигания.
Найдите на передней панели место для установки кнопок и индикатора КК. В подкапотном пространстве найдите место для установки сервопривода. Расстояние от него до дроссельной заслонки не должно превышать 2/3 длины его тросика. Найдите место для установки управляющего блока. Желательно его ставить в салоне под передней панелью.
- Отключите аккумулятор.
- Закрепите сервопривод и управляющий блок. Если у вас есть штатная проводка, то проложите ее так, чтобы провода не болтались и подключите к соответствующему разъему и подключите предохранитель. Если штатной проводки нет, соберите ее, ориентируясь на схему автомобиля и распиновку контактов управляющего блока, а также подключите разъем к штатной проводке. Установите предохранитель.
- Подключите проводку к блоку управления КК и сервоприводу.
- После этого обязательно проверьте, все ли вы подключили правильно.
- Если все нормально, заводите двигатель, разгоняйте автомобиль и проверяйте работу круиз-контроля.
Внимание
Учитывайте следующее – самостоятельное подключение блока управления КК к любому типу АКПП требует глубоких познаний и опыта. Если вы умеете это делать, то описание вам не нужно. Если не умеете, то не пытайтесь подключать. Результатом будет испорченный блок управления или АКПП.
Инструкция по применению
Как известно, круиз-контроль — это прерогатива автомобиля, который работает с автоматической коробкой передач. Действительно, на машине с «автоматом» управляться с круиз-контролем будет значительно проще — достаточно нажать педаль газа, ускорить свой автомобиль до необходимой скорости и зафиксировать скоростной режим при помощи кнопки на подрулевом рычаге или приборной панели.
Однако, как бы удивительно это ни звучало, на рынке представлен целый ряд моделей с МКПП, где также работает круиз-контроль. На механике такая система имеет несколько особенностей, выражающихся в нюансах его использования во время поездок.
Как же пользоваться круиз-контролем? Как он работает, и что необходимо знать о подобных системах? Давайте разбираться.
Первый переключатель — это рычаг включения круиз-контроля. Его следует перевести из одного крайнего положения в другое, система активируется и будет готова работать в заданном режиме. Тут же на бортовом компьютере автомобиля загорается соответствующий индикатор, а на приборной панели — иконка, изображающая спидометр с ограниченной шкалой. Нередко есть возможность этой же клавишей сбрасывать показания установившейся скорости и деактивировать систему.
Еще один переключатель — это подстройка режима работы и клавиша фиксации текущей скорости. Так, на автомобилях с МКПП необходимо выбрать нужную передачу, разогнать машину и нажать кнопку фиксации. Текущая скорость отобразится на приборной панели, и машина будет поддерживать ее автоматически уже без помощи водителя.
Если по каким-то причинам необходимо скорректировать скорость, а круиз-контроль уже активирован, то нет необходимости сбрасывать текущие показания и разгонять или тормозить машину самостоятельно. Достаточно перемещать вверх или вниз переключатель, отвечающий за фиксацию текущей скорости. При этом на приборной панели значение фиксированной скорости будет изменяться в большую или меньшую сторону, а машина мгновенно ускоряться до заданного значения.
Особенностью работы круиз-контроля на автомобилях с МКПП является невозможность системы самостоятельно переключать передачи. Иными словами, при подстройке скорости придется выбирать передачу самостоятельно, а при разгонах осуществлять управление трансмиссией вручную: в остальном, различий от систем на АКПП нет.
Подключение к шине, запись пакетов
С подключением к индивидуальному узлу на стенде всё просто: соединяем контакт CAN-High адаптера с CAN-High автомобильного узла, CAN-Low — c CAN-Low. По стандарту между CAN-High и CAN-Low должно быть 2 замыкающих резистора по 120 Ом, на практике обычно всё работает на довольно широком интервале сопротивлений, у меня например одно на 110 Ом.
На автомобиле замыкающий резистор не нужен (они там уже стоят, чтобы шина сама по себе работала). В зависимости от модели авто, возможно придется повозиться с физическим доступом к проводке шины. Самый удобный вариант — разъём , он обязателен на всех легковых автомобилях, выпущенных в Европе с начиная 2001-2004 года и находится не дальше 60 см от рулевого колеса. На Cee’d разъём слева под рулём, за пластмасовой крышкой блока предохранителей.
Распиновка OBD-II стандартизована и включает шину CAN (CANH на 6 контакте, CANL на 14). Нам повезло, корейцы пошли по пути наименьшего сопротивления и вывели C-CAN, на которой висят все важные узлы, прямо на диагностический разъём:
В результате на Cee’d можно прослушать весь внутренний трафик, ничего в авто не разбирая. Когда машина не твоя, а знакомые пустили повозиться — большой плюс. Но такая халява не везде. У Volkswagen например служебная CAN изолирована от OBD шлюзом, поэтому подключаться пришлось бы примерно так:
Подключив все контакты, поднимаем сетевой интерфейс:
Проверяем, что сеть работает и данные принимаются (включив зажигание):
И наконец, если всё нормально, можно записывать лог:
Здесь нужно запустить двигатель, т.к. усилитель руля включается на собственно усиление только при работающем двигателе, а нам на стенде надо, чтобы он усиливал.
Механика и круиз-контроль
Не все имеют возможность купить автомобиль вроде Тойота Камри последнего поколения, где устанавливается адаптивный круиз-контроль вместе с автоматической трансмиссией. Кому-то досталась и обычная Веста на ручке. Но все равно оборудовать авто функцией поддержания заранее заданной водителем скорости очень хочется.
Неправильно считать, что подключение к машинам на механике круиза это нечто фантастическое и невозможное. Если разобраться и как следует постараться, функция появится практически на любом автомобиле. Только вы должны для начала решить, нужна вам такая система, либо никто ею в действительности пользоваться не будет. Не спешите тратить деньги на то, что вам не понадобится. Хотя окончательное решение в любом случае принимать вам. Ваш автомобиль — ваши правила.
Некоторые системы, такие как ГЛОНАСС, уже предусмотрены на многих авто в штатной заводской комплектации. А вот камеры заднего вида или те же автомобильные навигаторы часто приходится покупать и монтировать отдельно. Вопрос их необходимости в машине такой же актуальный, как и в случае с круиз-контролем.
Не спорю, что схема подключения КК на машины с АКПП намного проще. Автопроизводители еще с завода предусмотрели возможность установки системы. А потому для подключения достаточно купить оборудование и поставить согласно штатным местам.
А вот когда мы говорим про МКПП, здесь дела обстоят несколько сложнее. Если КК не предусмотрен заводом, все равно поставить девайс можно. Для этого своими руками или руками мастеров монтируется универсальное оборудование. Опытные автовладельцы советуют отдавать предпочтение немецким системам. Их цена выше, но зато вы получаете агрегат повышенной надежности. Переплата себя оправдывает. Только при покупке тщательно проверяйте все комплектующие и возможность вернуть товар, если он не подойдет.
Технически вам предстоит установить дополнительный кронштейн и подвески к педали газа специальный трос, обеспечивающий возможность поддержания скорости на заданных значениях. Плюс монтируется кнопки снизу дефлектора для управления. Но она будет выключаться всякий раз, когда вы будете давить на педаль газа. А потому придется повторно нажимать кнопку для активации круиза.
Вероятность полноценной работы
В функциональном плане установленный на машину КК мало чем будет отличаться от аналогичной системы на автомобилях с АКПП. Потому не сложно разобраться, как включить или как пользоваться новшеством.
Вопрос только в том, для чего нужен вам круиз. Некоторые только со временем понимают, что это была ошибка ставить на машину такую систему. Если вы регулярно передвигаетесь по шоссе и трассам, где можно длительное время держать одну скорость, то дополнительный рычаг, отвечающий за круиз-контроль, точно не помешает. А вот при езде по городу в условиях плотного трафика и постоянных остановок круиз теряет свою актуальность и становится совершенно ненужным элементом.
Это как в случае с предпусковыми подогревателями для двигателя. Водители понимают, что они им совершенно не нужны, поскольку такие системы актуальны лишь для наиболее суровых климатических регионов с холодной зимой. Хотя против тех же противотуманных фар ничего не имею. Реально полезный помощник при плохой видимости на дороге.
Если вам нужен КК, его можно поставить довольно быстро. При этом управление не будет вызывать никаких сложностей. Уточните в автосервисе, можно ли установить круиз конкретно в вашем случае. Но практика показывает, что это возможно практически на любом авто.
Но также учтите, что здесь есть свои нюансы. А именно:
- Выезды в подъем. При таком движении в подъем машина не будет самостоятельно переходить на пониженную передачу при КК на механике. Это придется делать вручную;
- Чтобы заехать в горку на 5 передаче, нужно нажимать самостоятельно педаль газа. Иначе в подъем вы не выберитесь;
- При постепенном снижении текущей скорости движения машины (в том же подъеме) КК автоматически будет «вырубаться» на отметке 40 километров в час;
- Если есть кнопка RES, сбросить скорость водитель может за счет нажатия на нее 2 раза. Если ее нет, потребуется жать на педаль газа и определять новую требуемую скорость для КК пусковой кнопкой.
Как видите, свои нюансы здесь есть. Но они не критичные.
Потому все чаще можно встретить в сети видео инструкции, где гаражные мастера рассказывают об особенностях самостоятельной установки дополнительного оборудования. В случае с круиз-контролем я бы советовал обращаться к проверенным специалистам и в сертифицированные мастерские.