Тест усилителя для наушников schiit vali 2: много звука из одной лампы

Коварство серебра

На этот раз я, пожалуй, отступлю от классического приема в аудиожурналистике, и не буду долго и со смаком рассуждать об особенностях саунда конкретных музыкальных записей. Ибо и вокал Emeli Sande, и контрабас Christian McBride, и многочисленные гитары Joe Bonamassa в один голос (фигурально выражаясь, конечно же) констатировали присутствие совершенно четкого музыкального почерка.

Посеребренные интерконнекторы сделали звучание жестковатым

Заключается он в отличном (для данного ценового диапазона) тональном балансе на средних частотах, поджарых по телосложению, но не слишком резвых по скорости басах, и неожиданно острых, внятных и детализированных верхах.

Одним словом, от «классической лампы» характер саунда достаточно далек. Особенно это ощущается на знакомых до каждого шелеста платья аудиофильских альбомах джазовых вокалисток. Создается странное ощущение: по понятиям высококлассных полупроводниковых систем, плотность и динамика на НЧ, как и разрешение по всему диапазону, рекордов явно не бьют. С другой стороны, внятность артикуляции, точность передачи тембров и разборчивость на ВЧ значительно лучше, чем можно было бы ожидать от лампы за такие (или раза в полтора-два большие) деньги.

С учетом вышесказанного, Sennheiser HD 650 поначалу показались мне лучшим компаньоном для Vali 2. Они выдают несколько более увесистые басы, от чего суммарный тональный баланс получается немного теплее и куда гармоничнее. Отсутствие напористых акцентов на шипящих и верхних нотах делает вокал ближе и проникновеннее, и мысль о том, что ты слушаешь именно ламповый усилитель, уже не кажется странной.

С переходом на винил саунд потеплел еще более заметно. Вертушка звучала мягко и пластично, верхние частоты оказались на удивление легкими и прозрачными. Басов не прибавилось, зато сибилянты и ударная медь отрабатывались настолько чисто и ненавязчиво, что я заподозрил неладное.

Активная электроника линейного блока питания смонтирована на плате

Дело в том, что к фонокорректору усилитель был подключен плетеным межблочником Kimber Kable. Стоило им же заменить посеребренные интерконнекторы между Vali 2 и ЦАПом Schiit Modi Multibit, а затем вернуть родной чисто медный провод в наушники AKG К712 Pro, как статус-кво между двумя сетапами оказался практически восстановлен. На «цифре» звук тоже стал заметно менее жестким и резким. «Семьсот двенадцатые» все равно звучали чуть суше HD 650, но зато заметно прозрачнее и динамичней.

…а массивный трансформатор вынесен к розетке

Однако даже после избавления от серебра, для лампового аппарата Vali 2 продолжал звучать островато, заливая мне в уши массу мелких подробностей — важных и не очень. Плохо это или хорошо, зависит от начальных ожиданий слушателя. В педантичной детальности и умеренной акцентированности высоких в принципе ничего плохого нет, особенно если такой стиль воспроизведения правильно сочетается с характером остального сетапа.

Но если хочется услышать классический ламповый звук со всеми его характерными особенностями, то, пожалуй, стоит попробовать поменять 6BZ7 на другую лампу. Благо схемотехника позволяет установить в Vali 2 чуть ли не любой двойной триод с цоколевкой 6DJ8, например — 6922, ECC88 или 2492. Главное, чтобы напряжение накала было 6 В, а его ток не превышал 600 мА. У меня в близкой досягаемости такая лампа нашлась только одна, и как назло ею оказался ECC88 Genalex Gold Lion, любимый многими электрогитаристами именно за короткий шлейф гармоник, то есть за хорошую скорость и не акцентированную «ламповость». То есть за все то, от чего как раз и хотелось отстроиться.

А кто у нас певец?

Напоследок хочется высказать некоторые субъективные замечания по поводу использования компьютера в качестве источника сигнала. Естественно, что собирать схему №3 или №5 для того, чтобы подключить к выходу звуковой карты типа ESS688 особого смысла не будет — разницу в качестве звука не будет слышно из-за особенностей этой весьма старой «звучалки».

Данные схемы просто напрашиваются на работу с картами типа SB Live! и более поздними моделями. Конечно, если у вас в компьютере стоят девайсы, создающие кучу наводок при обращении к ним – качественную музыку придется слушать только в минуты отдыха.

Другой вопрос –— как слушать музыку в наушниках? Лично я использую набор Winamp+DFX. Может, мне просто не встречалось других проигрывателей, качество которых меня устроило? Наверное…

Но дело вот в чем: включите эквалайзер, визуализацию установите в виде анализатора спектра — «тонкие полоски» с максимальным качеством кадров в секунду, «огненный» стиль (когда на пиках верхушки полосок становятся красными). И что вы увидите? Скорее всего, практически все полоски одновременно будут доставать до максимальной отметки… (Интересно, многие ли считают это нормой?)

А теперь попробуйте левый ползунок («preamp» — «предварительное усиление») немного сдвинуть вниз, так, чтобы до верхней отметки цветные полоски доставали только иногда.

Если у вас хорошая акустика и битрейт записи не ниже 160, разницу почувствуете сразу (громкость звука понизится, но это легко компенсировать регулятором громкости). В случае, когда разницу в изменении качества звучания услышать не удается — вы, вероятно, уже давно пользуетесь наушниками при езде в общественном транспорте (прослушивание музыки сокращает дорогу, но при этом сильно ухудшает слух).

Если вы считаете, что при воспроизведении музыки все частоты должны звучать одновременно и на полную громкость — вынужден вас разочаровать. В этом случае такой сигнал не будет иметь к музыке никакого отношения, и в радиотехнике для него даже есть специальное название — «белый шум». Подобной смесью частот проверяют, сколько времени могут выдержать динамики без необратимых механических (и прочих) повреждений. Расслышать при этом все ньюансы звучания инструментов вряд ли получится… Так что, если для вас самое главное при прослушивании музыки — громкость, даже усилители вышего класса могут не оправдать возлагавшихся на них надежд.

Между прочим, изготовление высококлассных усилителей для личного пользования не менее увлекательное занятие, чем разгон процессоров и видеокарт. По крайней мере, мне так кажется…

Чутких вам ушей!

Сделай сам усилитель за 500 рублей →
← Классы усилителей

Схема простого 100 Вт HI-FI УМЗЧ

Схема очень проста и состоит из пары входных транзисторов MPSA56 (BC556), драйверов на BD139 и BD140 и дополнительных выходных транзисторов 2SK1058 и 2SJ162. Это дорогие компоненты, но замена на более дешевые не рекомендуется.

В покое тока цепи составляет около 210 мА. Это связано с тем, что УНЧ до уровня примерно 8 Вт в классе А, а по мере роста в класса В переходит работа. В результате обеспечивается прослушивание с очень низким уровнем искажений. Выпрямительный мост состоит из диодов по 3 А. Схема построена на фильтрующих конденсаторах 2 x 4700 мкФ / 63 В. Это для одного канала. Для двух каналов используем два отдельных источника тока с двумя трансформаторами. Если же берем один трансформатор, то он должен иметь около 5 А тока.

Простая конструкция печатной платы предназначена для подключения к четырем монтажным отверстиям и крепления непосредственно на радиатор. МОП-транзисторы также облегчат работу сборки на печатной плате, они будут прочно собраны на металле и иметь оптимальную конструкцию для теплообмена усилителя, что является большим преимуществом.

  1. Сигнальный вход и шасси J1, J2.
  2. Колонки подключены между J3 и J7.
  3. Трансформатор 35 В в соединении J6, J4, J5.

Усилитель также имеет модульную структуру, допустимо его собрать мостом, соединяющим две нагрузки 8 Ом, тогда усилитель мощности выдаст 250 Вт моно. Для этого входной сигнал первого усилителя соединен с J1 и J2, вторым усилителем J1 и J2 посредством короткого замыкания, а первый, второй наконечник J8, J3 усилителя подключен к выходу динамика. В этом случае необходимо подключить два выходных разъема динамика усилителя: J3 и J7. В этом случае лучше выбрать выходной предохранитель на 8 А.

А это батарейки…

Был в «Ералаше» такой весьма популярный сюжет про миниатюрные говорящие часы с батарейками в виде двух здоровых чемоданов. Его точно стоит освежить в памяти всем будущим владельцам Ayon HA-3. С этой точки зрения им повезло куда больше: к усилителю прилагается только один блок питания и такого же точно размера, как и сам усилитель (без учета габаритов ламп и трансформаторов, конечно). Под усилитель придется выделить целую полку, либо водрузить их друг на друга, получив в итоге высокую пирамиду.

Черный прямоугольник слева — блок питания

Внешне блок питания ничем особенно не примечателен: прямоугольный кусок алюминия с таким же скруглением углов, как и у прочих компонентов Ayon, и скрытым где-то на днище выключателем питания. Внутри располагается плата фильтрации входящего напряжения, большой тороидальный трансформатор, пара трансформаторов на Ш-образном железе, платы с выпрямителями, схемами стабилизации и фильтрации, включая приличных размеров «банки» электролитических конденсаторов. Одним словом, корпус заполнен под завязку, и организовано все действительно серьезно. Каждый каскад усилителя имеет собственные стабилизированные линии питания для сигнальной части и накала ламп. Отдельно питаются и вспомогательные схемы.

Входной и выходной кабели питания

Вынос блока питания в еще один корпус имеет неоспоримый плюс не только благодаря тому, что обеспечивается надежное экранирование, но еще и благодаря виброразвязке усилительной части и трансформаторов питания. Этот эффект можно усилить, применив дополнительные виброразвязывающие опоры вместо штатных ножек.

Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?


Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать — всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.

Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.

Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого. Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты. В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.

Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому — уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.

Составляющие

Если вы не хотите использовать качественный конденсатор, то можно применить К73-16. Он подойдет, если рабочее напряжение будет больше 350 вольт. Но качество звука будет заметно хуже. Также для такого напряжения подойдут электролитические конденсаторы. К усилителю нужно подключить осциллограф С1-65 и подать сигнал, который пройдет от генератора звуковой частоты. При начальном подключении нужно установить входной сигнал около 10 мВ. Если вам нужно узнать коэффициент усиления, нужно будет использовать выходное напряжение. Чтобы подобрать среднее соотношение между низкими и высокими частотами, необходимо подобрать емкость конденсатора.

Фото лампового усилителя Hi-End вы можете увидеть ниже. Для этой модели были использованы 2 лампы с октальным цоколем. К входу подключен двойной триод, который включен параллельно. Оконечный каскад для этой модели собран на лучевом тетроде 6П13С. В этом элементе вмонтирован триод, который позволяет получить хорошее звучание.

Чтобы настроить и проверить работоспособность собранного устройства, необходимо использовать мультиметр. Если вы хотите получить более точные значения, то следует применять звуковой генератор с осциллографом. Когда вы взяли соответствующие приборы, можно переходить к настройке. На катоде Л1 указываем напряжение около 1,4 Вольт, это получится сделать, если будете использовать резистор R3. Ток выходной лампы необходимо указывать 60 мА. Чтобы сделать резистор R8, необходимо установить параллельно пару резисторов МЛТ-2. Другие резисторы можете применять разных типов. Следует отметить довольно важный компонент – разделительный конденсатор С3. Он не зря был упомянут, поскольку данный конденсатор оказывает сильное влияние на звук прибора. Поэтому лучше использовать фирменный радиоэлемент. Другие элементы С5 и С6 – пленочные конденсаторы. Они позволяют увеличить качество передачи различных частот.

Блок питания, построенный на кенотроне 5Ц3С, стоит найти. Он соответствует всем правилам построения прибора. Самодельный ламповый усилитель мощности класса Hi-End будет иметь качественный звук, если вы найдете данный элемент. Конечно, в ином случае стоит искать альтернативу. В этом случае вы можете использовать 2 диода.

Для лампового усилителя Hi-End можно использовать соответствующий трансформатор, который применялся в старой ламповой технике.

Схема

Принципиальная схема усилителя для наушников представлена на рисунке:

Увеличение по клику

Так как оба канала идентичны, рассмотрим работу одного из них. Входной сигнал поступает через разъём К2 на регулятор громкости P1. С движка потенциометра сигнал подаётся на неинвертирующий вход операционного усилителя  IC1A, к выходу которого подключен драйвер LME49600 IC3. Резисторы R5, R1, R2 образуют цепь общей отрицательной обратной связи и определяют коэффициент усиления схемы.

Так как наушники имеют разную чувствительность и сопротивление, для некоторых моделей усиления схемы может оказаться недостаточно. Тогда следует установить джампер JP1, что повысит коэффициент усиления с двух до шести.

В схеме нет разделительных конденсаторов, все каскады связаны по постоянному току. Поэтому для исключения постоянной составляющей на выходе (от помех и наводок, флуктуаций питания и других причин) в схему добавлен интегратор на элементе IC1B.

Электролитические конденсаторы есть только в цепях питания и отсутствуют на пути прохождения сигнала. Это обеспечивает минимальные искажения и отсутствие фазовых сдвигов.

Измерения, проведенные на испытательном стенде, подтверждают превосходные характеристики схемы. По результатам прослушивания усилитель показал великолепное качество звучания.

Схема блока питания усилителя представлена на рисунке:

Увеличение по клику

Схема типовая и дополнительных пояснений не требует. Как и в предыдущей конструкции, благодаря использованию топовых микросхем с малой чувствительностью к качеству питающего напряжения, блок питания удалось сделать простым и дешёвым, на типовых интегральных стабилизаторах напряжения.

О лампах усилителя

В качестве предварительной лампы использовались популярные импортные триоды ECC83 с низким энергопотреблением. Они имеют большое усиление (около 100), большое внутреннее сопротивление и небольшой анодный ток. Для питания нитей накаливания можно использовать два напряжения — 6,3 В или 12,6 В. Для подачи 12,6 В напряжение накаливания должно подаваться на ножки 4 и 5 (подключены последовательно). Если есть доступное напряжение 6,3 В, подключаем накалы параллельно, замыкая выводы 4 и 5 и прикладывая напряжение также к контакту 9. Лампа ток потребляет 150 мА при напряжении 12,6 В или 300 мА при напряжении 6,3 В.

В качестве оконечной лампы использовался низковольтный двойной триод советского производства 6H13C. Эта лампа содержит в красивом стеклянном баллоне два триода мощностью около 13 Вт каждый. Она может питаться от низкого напряжения 90 В и ток анода — 70-90 мА (каждого триода). Там нет большого коэффициента усиления, только около 2,5. 

Напряжение накала составляет 6,3 В, в то время как требуемый ток свечения довольно большой, до 2,5 А. Лампа при работе очень горячая, помните об этом при проектировании усилителя.

Изготовить трансформатор для лампового усилителя в домашних условиях

Сделать хороший выходной трансформатор в домашних условиях достаточно сложно, а приобрести или заказать выполненный по всем правилам — недешево. В последнее время появились предложения использовать для ламповых УЗЧ в качестве выходных стандартные унифицированные трансформаторы типа ТАН или ТН. И хотя в этом случае не стоит рассчитывать на получение максимально возможных параметров, такой вариант заслуживает внимания благодаря доступности и практичности.

В настоящее время еще сохранились ламповые усилители, используемые музыкантами и выпущенные более 30 лет назад. Эта аппаратура, как правило, “гоняется” до полного физического износа. Многолетний опыт ее эксплуатации свидетельствует о надежности ламповых усилителей. Многие экземпляры, произведенные, например, такими фирмами как BEAG, TESLA, MARC HAL и другие, хорошо сохранились. Их ремонт чаще всего ограничивался заменой ламп и электролитических конденсаторов.

В более сложных случаях приходилось заменять элементы, от которых могли зависеть параметры усилителей. Некоторые элементы, например, резисторы, при неисправности разрушались. При этом их номинал по надписи определить было невозможно. Его подбирали опытным путем, лишь бы ламповый усилитель заработал, так как не все владельцы и ремонтники имели схемы аппаратуры.

По этим причинам, а также в связи с повышенным интересом к ламповой схемотехнике читателей, возможно, заинтересуют схемы наиболее популярных в конце прошлого века эстрадных усилителей. Эти схемы могут служить классическими образцами высококачественных ламповых УЗЧ, которые совместно с хорошей акустикой как раз и обеспечивают то качество звучания, по которому многие аудиофилы и музыканты испытывают ностальгию.

Плюсы и минусы усилителей на лампах

Истинные аудиофилы знают, что ламповый звук не идет ни в какое сравнение с тем, который выдают самые современные усилители на транзисторах и микросхемах. Качество такого звучания неоспоримо, поскольку только лампа способна выдать чистый, сбалансированный и натуральный звук с мягкими басами и прозрачными высокими частотами.

Основными положительными качествами усилителя являются:

  • превосходное качество звука;
  • красивый внешний вид;
  • длительный срок службы;
  • относительно простая конструкция;
  • надежность устройства;
  • устойчивость к температурным перегрузкам;
  • отсутствие шума, который присущ усилителям на полупроводниках;
  • устойчивость к кратковременным замыканиям под нагрузкой.

Но даже у такой техники есть свои минусы:

  • внушительные размеры и вес в отличие от устройств на транзисторах;
  • требуется время на прогрев ламп, как правило, около 5-7 минут;
  • высокое выходное сопротивление, что не позволяет подключить любую акустическую систему;
  • высокая потребляемая мощность и выделение тепла;
  • низкий КПД около 10%.

Блок питания для лампового УМЗЧ — электрическая схема

Источник постоянного тока состоящий из регулятора напряжения на LM317HVT используется для стабилизации тока выходного каскада. Ток смещения можно регулировать путем изменения текущей настройки резистора (10-22 Ома), и это позволит использовать в процессе экспериментов множество различных радиоламп. Для удобства введён переключатель, он может быть использован, чтобы легко регулировать ток смещения. Сюда можно ставить лампы типа 6550, KT88, KT90.

Довольно хорошее качество компонентов используются в наборе усилителя. Переходной конденсатор российского производства — бумага в масле (PIO). Тип помечен как K40У-9 (0.33uF / 630V), который хорошо звучит и популярен среди любителей аудио. Но не стесняйтесь экспериментировать с различными другими конденсаторами. Резисторы — углеродные пленки. Выходной трансформатор — Edcor CXPP25-MS-8к, мощностью 25 Вт.

Питание поступает на УНЧ через разъем, расположенный на задней панели усилителя. На входе 220 В есть 3 ампер предохранитель и фильтр помех. Силовой трансформатор Edcor с выходными обмотками 180V-0-180 В в 250 мА и 12 В на 4 А. Питание 12V постоянного тока используется для накалов ламп. Схема на LM555 и реле, используется для задержки подачи питания анодов.

Связанные материалы

Платы для навесного монтажа…
Для макетирования устройств или для изготовления ламповой техники часто применяют навесной монтаж….

Внешний USB-разъем в автомагнитоле Pioneer DEH-2120UB…
Начну с того, что меня достало… Каждый раз, когда снимаю «морду», надо выдёргивать флешку, иначе…

Вечный капилляр и муштабель для рисования плат лаком…
В последние годы стал популярен способ изготовления печатных плат методом ЛУТ (лазерно-утюжная…

Простой способ настройки акустических систем с фазоинвертором…
Недавно мне попалась на глаза тетрадка (завел ее в далеком 1980году), в нее обычно перерисовывал…

Металлизация переходных отверстий печатной платы кабельными наконечниками…
Помню, в детстве, когда фольгированный гетинакс делался самостоятельно, с помощью клея «БФ» и…

Макетирование конструкций с помощью BREADBOARD…
Все наверное согласится со мной, что макетирование устройств, особенно цифровых, на текстолитовых…

Регулятор нагрева паяльника из диммера (светорегулятора)…
Понадобился мне регулятор нагрева паяльника, так как новый паяльник (да и старый на 80 Ватт)…

Всех c наступающим Новым годом и Рождеством!…
Всем Датагорцам (коллегам) и их семьям посвящается… В Новый год я желаю всем счастья И поменьше…

Блок управления вытяжным вентилятором. Наладка, результаты…
Всем здоровья! Утюг починен. Хочу коротко отчитаться в проделанной работе и результатах наладки…

TDA7442D+ATmega8. Микропроцессорный регулятор громкости…
Привет ВСЕМ!!! Интересно, кому бы не хотелось, чтобы его усь обладал сервисом промышленных…

Даешь народное анодное! Малогабаритный БП для ламповой аппаратуры…
Данная статья адресована радиолюбителям, занимающимся построением малогабаритных конструкций на…

Методика монтажа ламповой конструкции для удобного налаживания…
В статье описана конструкция модуля для небольших ламповых конструкций, имитирующего печатный…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector