Межблочные кабели: что именно упускают инженеры?

Собственно к делу

Данной статьей я никоим образом не критикую инженеров, я только лишь подмечаю проблему и тихонько подсказываю откуда она взялась, и рассказываю, что же там на самом деле в кабеле-то творится.

Разбирать все процессы работы кабеля я сейчас не буду. По опыту знаю что товарищъ «упертый ижненеръ» способен хоть как-то, спустя несколько недель, месяцев и то и пардон реинкарнаций, изменить свои «знания» только про один процесс из всего их многообразия, за один раз.

Поэтому в данном случае я только намекну, что в кабеле есть несколько сложных процессов передачи сигнала, таких как:

1. Передача электрической составляющей «синусоиды» и передача электромагнитной составляющей, возникающей в проводнике под действием в нем электрического тока, возникающие в разных пропорциях в зависимости от размеров кабеля, и состава его диэлектрика, объединенные в общей показатель именуемый — волновое сопротивление.

«Упертый инженеръ» конечно же скажет, что этот процесс имеет место быть только на высоких частотах. Но при попытке стребовать с него числа и цвет обложки учебника, где он это вычитал, дядечка начнет матерится.

2. В кабеле так же есть стоячие волны, требующие особого согласования параметров источника и приемника сигнала. На что «упертый инежеръ» как снова заявит, что это только на высоких частотах. Но, как было сказано выше, не стоит с него требовать «цвет обложки учебника».

3. У кабеля есть параметры электроемкости, электроиндуктивности, сопротивления постоянному току. Тут конечно тоже «упертый инженеръ» попросит частоты и значения.

И вот один из них, а именно электроемкость кабеля, мы и разберем в этой статье!

«Упертый инженеръ» разумеется уже заготовил кричалку в наш адрес, про то что значения там настолько малы… но мы все равно разберем!!!

Высококачественные RCA межблочные кабели своими руками с малым бюджетом

Это довольно простая схема изготовления межблочного кабеля своими руками, и одна стереопара соединителя может быть собрана примерно за один час. Вам не понадобятся какие-либо необычные материалы или специальные инструменты для его сборки. Все, что вам потребуется, это несколько метров хорошего экранированного инструментального кабеля и высококачественных разъемов RCA, паяльник и хороший припой с флюсом, удобный нож для подготовки проводов к процессу пайки.

Сделай сам и сэкономь!

Представленный здесь способ изготовления соединителя в домашних условиях был обусловлен тем, что что мне больше не нравились мои стандартные соединительные кабели. У меня всегда было плохое предчувствие, что штатные межсоединения улавливали небольшой шум, и звук казался мне немного прижатым. Поэтому, я решил, что пришло время попробовать некоторые новые соединительные провода.

Собрав некоторую информацию и прочитав ряд комментарий и советов, я решил, что буду использовать инструментальные провода. Такой тип межблочных соединителей, в том числе и кабель микрофона должны иметь очень хорошее экранирование, чтобы блокировать шум и радиочастоты (РЧ). Он также предназначен для обеспечения широкой полосы частот. Это необходимо в виду того, что инструментальные соединительные провода используются для подключения гитар, микрофонов и студийного звукового оборудования.

Здесь я поделюсь опытом как я самостоятельно собирал межблочные кабели своими руками из доступных материалов. В моем «загашнике» для этой цели отыскалось несколько разъемов RCA Neutrik Rean NYS 373, имеющие надежную контактную группу. Их конструкция представляет собой AV-разъем типа «тюльпан», собранный в металлическом корпусе с золотым напылением, что гарантирует лучший контакт.

Вообще то для таких целей существует много типов коннекторов, которые могут несколько отличаться по дизайну от этих, но мне больше по душе именно такие, что указаны на картинке ниже. К тому же, к ним легко припаиваются провода, они длительное время в процессе эксплуатации сохраняют свои качества. Да и стоимость у них вполне приемлимая, где то в пределах от 70 до 130 руб.

В самом начале сборки у меня появилась проблема, дело в том, что имеющийся у меня микрофонный кабель с наружним диаметром 7 мм, был несколько великоват, и не помещался в разъем. Вышел из положения тем, что убрал резиновый уплотнитель в торце коннектора, хотя можно было попробовать просто расширить это отверстие.

Конструктивно этот кабель выполнен с двумя проводами и экранирующей оплеткой, поэтому я сделал один проводник в качестве сигнального, а другой сигнальным экраном. Саму же экранирующую оплетку припаял только на одной стороне корпуса.

Далее начинаем подготовку кабеля к распайке, тоесть с одного конца удаляем изоляцию до экранирующей оплетки на необходимую длину, а затем с проводов, также нужной длины. Хотя, снять изоляцию можно чуть побольше, чтобы не ошибиться, а уже после облуживания, жилу можно укоротить точно по размеру.

При распайке провода я обычно использую термоусадочную трубку, чтобы не дать изоляции на самой жиле плавится от температуры пайки.

На центральный провод одеваю кусок термоусадки, и при помощи зажигалки усаживаю ее по форме, а далее уже лужу концы проводников и обрезаю на нужную длину.

Вот, что в результате получается

Экранирующую оплетку и провод идущий на «землю» (на картинке он синего цвета) завожу на корпус разъема с двух сторон и припаиваю. Наплывы припоя нужно подработать при помощи надфиля.

Здесь изделие показано в увеличенном плане.

Чтобы было более профессионально, также одеваем на этот узел термоусадку и усаживаем ее зажигалкой

В связи с тем, что я приобрел микрофонный кабель немного большей толщины, чем позволяли коннекторы RCA, то было проблематично уложить его в корпус и зафиксировать. Чтобы выйти из этого положения я выкинул из корпуса пластиковый фиксатор провода, а вместо него добавил еще отрезок термоусаживаемой трубки. (На снимке она серого цвета).

На этом этапе начинаем сборку коннекторов на других концах кабеля.

Дальше все делать нужно по той же методике, что и выше, ориентируясь на представленные картинки.

В общем результате образовался надежный межблочный кабель изготовленный собственными руками.

На весь процесс изготовления этого изделия ушло не очень много времени, можно сказать — совсем мало, меньше чем я писал эту публикацию.

Как сделать межблочный соединитель

Межблочный соединительный кабель

Паяйте свои кабели

В профессиональных студиях редко когда можно увидеть кабели. Причина проста…

Нарезая и паяя собственные кабели, можно подбирать кабели нужной длины для любых задач.

С другой стороны, в домашних студиях нередко можно встретить 10-метровые кабели для соединения устройств на расстоянии метра друг от друга.

Вы думаете, что паять тяжело?

По своему опыту я знаю, что это совсем не так сложно, как многие думают. Каждый может это делать, используя несколько основных устройств и немного попрактиковавшись.

Поэтому если вы заинтересованы…

Вот хорошее видео, в котором объясняется, как это сделать

А вот список того, что вам потребуется:

  • Приспособления:

    • плоскогубцы и кусачки
    • паяльник
    • припой
  • Части:

    • балансный кабель
    • коннекторы XLR-“папа” и “мама”
    • коннекторы TRS

Я бы не стал это советовать вообще всем, но если у вас прямые руки, то спустя несколько часов практики вам будет очень просто это делать.

Ещё одно преимущество…

Старые кабели и коннекторы, которые вы уже не используете, можно разобрать на части и несколько раз использовать заново, чтобы соответствовать запросам вашей студии.

Звучание кабелей описанное словами

Вполне резонно предположить что раз реактивное сопротивление «стравливающей емкости» в первом случае меньше, то и высоких частот там будет меньше, а баса будет казаться больше. Ну и соответственно наоборот — на втором кабеле больше верха, и меньше баса.

Проверим соответствует ли это описанным в источнике данным?

Итак, первый кабель:

Второй кабель:

Вроде как совпадают цифорки и ожидания. Но «упертый инженеръ» уже орет, что мы сбрендили, а пальцем у виска так наяривает, что его становится жалко. Как бы дырку там себе не просверлил. Мы ж и так ему сейчас кое что ээээ устроим по части дырок .

А теперь к реальным цифрам на реальной технике

Эксклюзивно для «упертых инженеров» (хотя, по правде, говоря в силу некоторой своей ностальгии) я в качестве реальной техники выбрал усилитель Одисссей 1-010 со входным сопротивлением 220 кОм на магнитофонном входе.

И магнитофон Олимп 005, характеристики которого мне в буквальном смысле пришлось гуглить, после некоторых попыток найти их более привычным способом, с выходным сопротивлением 22 кОм.

Ходить за паяльником я разумеется не стал (21 век на дворе) и собрал эквивалентную схему источник-кабель-усилитель в эмуляторе LTSpice. Там же заодно и настроил тест АЧХ. Первая картинка про первый кабель.

Вторая, соответственно, про второй.

Тонкой линией изображен заодно фазовый сдвиг. Его мы в этой статье анализировать тоже не будем.

А вот более яркую линию проанализируем.

Я умышленно выбрал тестовый диапазон от 20 Гц до 15 кГц. С целью минимизировать все возможные споры о природе ультразвука — в данный момент анализируется строго слышимый диапазон, который укладывается в параметры АЧХ для кассетных магнитофонов, где на ленте типа normal АЧХ до 14 кГц, а но ленте типа chrome до 16 кГц. Уж если там разницу слышали то и тут попробуйте не услышать!

Что в итоге имеем? В первом случае завал АЧХ на целый децибел, а во втором — он тоже есть, но там речь о каких-то нанодецибеллах, о которых даже мне, говорить не хочется.

Т.е

имеем разницу в АЧХ между этими двумя проводами в слышимом человеком диапазоне на (внимание!!!) РЕАЛЬНОЙ СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКЕ ВЫСШЕГО КЛАССА в 1дб!!!. Согласно нормативам о работе звукорежиссеров разница не просто слышимая, а требующая дополнительных работ по пересведению фонограммы!!! Он и так 1 дБ погрешностей оставил, а тут второй накатил на тарелках

За такое из теплой студии на зимние уличные концерты перевести могут. Или сводить всякую попсу заставят вместо новых пластинок известных рокеров

Согласно нормативам о работе звукорежиссеров разница не просто слышимая, а требующая дополнительных работ по пересведению фонограммы!!! Он и так 1 дБ погрешностей оставил, а тут второй накатил на тарелках. За такое из теплой студии на зимние уличные концерты перевести могут. Или сводить всякую попсу заставят вместо новых пластинок известных рокеров.

6 качеств премиум-кабелей

В описании любого хай-энд микрофонного кабеля вы вряд ли найдёте длинное перечисление преимуществ этого кабеля над другими.

По большей части это из-за того, что полное объяснение — долгое, скучное и трудное для понимания. Поэтому вот простая версия

6 КЛЮЧЕВЫХ факторов, влияющих на цену и качество хай-энд кабелей:

  1. Количество жил
  2. Скрутка провода
  3. Экранирование
  4. Поглощение ударов
  5. Проводимость коннектора
  6. Звёздная скрутка

Давайте узнаем больше о каждом из них…

1. Количество жил

Если разобрать микрофонный кабель, можно увидеть, что каждый медный проводник сделан из нескольких жил, а не из одной проволоки.

Добавляя больше жил, производители увеличивают гибкость и долговечность кабелей

Что особенно важно, учитывая нагрузку на кабели, особенно для микрофонов

Разумеется… такие кабели и стоят дороже.

2. Скрутка

Если взглянуть на то, как скручены 2 медных проводника, то можно заметить, что более дорогие кабели имеют больше витков, чем дешёвые.

Производители кабелей называют это длиной скрутки, что является измерением расстояния между каждым витком. Больше витков — меньше длина скрутки.

Укорачивая длину скрутки на хай-энд кабелях, улучшаются шумоподавление и гибкость. Но также требуется больше проволоки, соответственно, больше времени на производство, что приводит к повышению цены.

3. Экранирование

Ещё один момент, на который вы обратите внимание если будете разбирать кабель, это разнообразное экранирование, зависящее от стоимости кабеля. 3 основных типа экранирования:

  1. Экранирующая оплётка использует переплетённые медные жилы для лучшей прочности и стойкости. Благодаря высокой проводимости она также отлично экранирует высокие частоты и радиопомехи.
  2. Экранирующая обмотка использует плоские медные жилы, протянутые в одном направлении. Это несколько менее эффективно в экранировании, но гибче, чем экранирующая оплётка.
  3. Экранирование фольгой использует сочетание фольги и медного провода заземления. Это менее эффективно как экран и намного менее долговечно, но это обычный вариант для стационарного оборудования и многожильных кабелей.

Экранирование оплёткой обычно используют в хай-энд кабелях, и это самый дорогой вариант. Экранирующая обмотка — обычное дело в кабелях средней ценовой категории. А фольга в качестве экрана применяется в бюджетных кабелях.

4. Поглощение ударов

Когда кабель падает на сцену или на него наступают, он моментально сжимается и слышен звук удара, известный как трибоэлектрический эффект… что является поводом для беспокойства за кабели, за которыми много ухаживают.

Чтобы решить эту проблему, хай-энд кабели для сцены используют специальный материал для изоляции, наполнителя и внешней оболочки, чтобы улучшить поглощение ударов.

С другой стороны, студийные кабели, на которых не такая большая нагрузка, отлично справляются и с менее дорогостоящим корпусом.

5. Проводимость коннектора

Для увеличения электропроводимости производители могут наносить на коннекторы различные металлы… самые популярные из которых — серебро и золото.

Некоторые говорят, что серебро лучше, потому что его проводимость выше, чем у золота (в чистом виде). Однако серебро окисляется быстрее, чем золото, и его надо чаще чистить, чтобы сохранить качество работы…

И поэтому большинство людей предпочитают золото, несмотря на то, что оно более дорогое.

6. Кабели звёздной скрутки

Всё больше внимания в наши дни отводится относительно новой технологии, известной как звёздная скрутка или скрутка четвёркой, поскольку инженеры начинают видеть её преимущества.

Используя 4 маленьких жилы (2+/2-), в сравнении с обычным двухжильным кабелем…

Звёздная скрутка уменьшает “площадь петли” и в результате снижает электромагнитные помехи на впечатляющие 20 дБ. Поэтому такие кабели особенно полезны там, где серьёзные помехи от окружающего оборудования.

Кроме того, в связи с техническими факторами вроде более низкого сдвига фазы и уменьшенных перекрёстных искажений, звёздные кабель способствует улучшению качества звука в целом.

Средние музыканты могут и не заметить разницы, но профессиональные звуковики подтверждают, что разница есть.

Далее…

Электротехнический разбор вопроса

Ура! Вот оно!!! Сейчас все будет!!! Предвижу, как читатель волнуется в нетерпении, а уж «упертый инженеръ» вообще заерзал на стуле. Хотя они обычно сидят на попе ровно когда их к стеночке прижимают.

Ну не буду томить. «Упертый иненеръ» говоря, что влияние кабеля ничтожно мало, и, что такие огромные реактивные сопротивления в слышимом диапазоне ни на что влиять не могут, упускают, как в случае моего приятеля с зеркалом, в силу «оперативности человеческого мышления», одну маленькую деталь. В голове у него дырка. Ой. Они говорят о применении кабеля в условиях идеального источника и идеальной нагрузки — там действительно кабель с его «идеальными нанохарактеристиками» ни на что влиять не может. Но вот в реальных условиях межблочный кабель воткнут совсем не в такой тракт.

Идеальный источник сигнала — это такая штука, внутреннее сопротивление (его еще именуют выходным сопротивлением) которого равно нулю. Идеальный потребитель (он же нагрузка) — это такая штука, входное сопротивление которого равно бесконечности.

В реальности же все немножко не так. В применении к кабелю, правда с учетом стоячих волн, идеальная нагрузка в паре с идеальным источником тоже неправильное решение. Идеальная нагрузка на кабель должна иметь сопротивление равное сопротивлению источника, и оба они должны быть равны волновому сопротивлению кабеля. Но увы, кабель с такими параметрами будет диаметром со слона, а то и жирафа. Да и транзисторы в таком режиме будут выдавать жутко неприятные на слух шумовые характеристики. Вот и приходится искать компромиссы.

Audioquest Golden Gate (2600 руб/1 м)

Конструкция

Тонкий, в меру жесткий и немного пружинящий кабель. Разъемы совсем миниатюрные и легкие, контактные поверхности позолочены. Кабель соединен оплеткой в единое целое и лишь на концах раздваивается, поэтому подключить можно только те аппараты, где разъемы правого и левого канала расположены рядом. Маркировки имеются, хотя и не очень приметные. проводники — медная моножила, диэлектрик — вспененный полиэтилен.

Звучание

Экспрессивный, немного яркий звук. Эмоциональность, динамика и насыщенность явно присутствуют. Детальность невысокая, да и динамика немного сглажена, зато сочности в звуке хватает, и масштаб совсем не камерный. По частотам есть некоторое сглаживание по краям диапазона, но в остальном результат более-менее ровный и уверенный. На сложных записях может не хватать динамики, с малыми и средними составами результат более уверенный и цельный.

Сцена получается средней ширины, глубокая, воздушная, но образы получаются скорее плотными, контрастными. Учитывая характер и особенности, возможно, неплохой результат получится при использовании в тракте с резковатым, но формальным звуком в том случае, когда хочется прибавить эмоциональной насыщенности звучанию. и стоит учитывать жанровые предпочтения. Для оркестровой классики вариант не самый подходящий, а вот с большинством прочих жанров проблем быть не должно.

Предисловие

Часто так бывает, что мы думаем, что у нас в голове есть информация по тому или иному явлению, в то время как на самом деле ее там нет, но мы в силу некоторой «оперативности мышления» считаем, что если ее там нет — значит и явления нет.

Я проиллюстрирую данное явление на примере, которой мне кажется наиболее важным, хотя он и не про электронику.

Однажды вечером одному моему приятелю оторвали правое зеркало на машине. Он решил, что до дома он доехать сможет… И смог. Правда за 30 минут поездки он один раз обзавелся царапиной во весь правый борт, а второй раз обзавелся вмятиной во все переднюю пассажирскую дверь. Потом он несколько месяцев весьма позитивно рассказывал, как это произошло, да и сейчас нет-нет, а в моем присутствии разик другой в год да расскажет.

Дело было так. В нормальных условиях человек перед перестроением направо, смотрит в правый нижний угол двери, если не видит там машину — значит дорога свободна и можно перестраиваться, и он перестраивается. В условиях оторванного зеркала: человек смотрит в правый нижний угол двери, если не видит там машину — значит дорога свободна и можно перестраиваться, и он тоже перестраивается. Разница только в том, что во втором случае он не видит машину слегка по другой причине… Так уж устроены рефлексы нашего зрения, при быстром взгляде мы не видим окружающий мир, мы видим только цель. И тот факт что окружающего мира там нет, потому что зеркала там нет — запросто проскакивает мимо нашего сознания.

Тут надо сказать, что я за собой тоже периодически подмечаю такие особенности мышления, мало того я порой еще и додумываю активно. Причем додумывать-то меня еще и в универе учили, да и в школе тоже говорили, что «не надо помнить все формулы и значения, надо знать как их вывести».

Предварительный аудиофильский анализ параметров

1. Straight Wire Musicable 2

Заявленные параметры:

Сопротивление — 0.3 Ом

Индуктивность — 0.009 мГн

Емкость — 257 пФ

2. Van den Hul Combination Hybrid

Заявленные параметры:

Сопротивление — 0.3 Ом

Индуктивность — 0.009 мГн

Емкость — 87 пФ

(Тот факт, что в статье указаны несколько другие значения я игнорирую на основании измерений проведенных на проводах в своей системе. Я выявил регулярно повторяющееся расхождение и ввел поправочные коэффициенты.)

В данном случае сопротивлением и индуктивностью как «чистыми» показателями влияния на звук можно пренебречь. Они являются косвенными показателями совсем других процессов, происходящих в кабеле, разбор которых не является темой этой статьи. Но чтобы избежать расхождений в описании звучания кабелей, я подобрал пару, у которой они одинаковые и разница только в том параметре, который и есть предмет нашей статьи.

«Упертый инженеръ» разумеется пребывает уже в состоянии готовности заявить, что реактивное сопротивление первого кабеля будет в районе 61 кОм на 10 кГц, а второго 182 кОм на тех же 10 кГц. И что же он такой может «стравить» в полезном сигнале?

Но пусть пока потерпит!

Van den Hul The Surf Hybrid (8400 руб/1 м)

Конструкция

Не толстый, но достаточно жесткий и пружинящий кабель забавного розового цвета. Разделан кабель тугими и вполне удобными фирменными позолоченными разъемами. направление не указано, остается только ориентироваться по надписи на кабеле. Конструкция коаксиальная, проводники изготовлены из меди с присадками, кроме этого, применен карбон и несколько экранирующих слоев.

Звучание

Мелодичный, подвижный и воздушный звук с хорошей детальностью и динамикой, большим количеством воздуха. На верхних частотах есть небольшой акцент, но до резкости дело особенно не доходит. Характер скорее светлый, но не резкий и точно не грубый. Особенно хорошо слышны послезвучия и всякие малозаметные нюансы, эмоциональные оттенки. Бас неглубокий, слегка сглаженный, аккуратный. Вот нижней середины иногда количественно не хватает.

Сцена средней ширины и глубины, точная, с выверенными пропорциями, воздушная. В плане жанровых предпочтений и разных записей заметной разницы не слышно, результат ровный как на малых составах, так и на оркестровых произведениях. При выборе в первую очередь стоит учитывать склонность к эмоциональной (но не грубой) подаче с высокой динамикой. поэтому для резких и ярких трактов этот вариант не всегда окажется предпочтительным.

С какими уровнями работают звукорежиссеры

В мире очень много различных противоречивых теорий. Одна например провозглашает кривые равной громкости говоря, что так слышат все люди. Другая же гласит, что в разных языках имеется акцент на разные тональности, и как итог, представители разных стран слышат, например бас по разному. Т.е. явное противоречие одной теории и другой по части звуковосприятия разными людьми.

Поэтому с целью избежать различных споров о фокус группах, отобранных по цвету галстука, который им выбирала жена, и проваливающих слепой тест по причине хорошего настроения вызванного ночными криками жены на ушко, я возьму учебник по звукорежиссуре.

Там четко прописано, когда должен остановиться звукорежиссер в коррекциях соотношения громкостей тарелок, гитар, вокала и баса. Цифра которая там фигурирует равна 1 дБ. Из этого очевидно следует, что человек класса звукорежиссер обязан слышать разницу в 1 дБ. Причем, так же напрашивается мысль, что слышать он должен еще меньшее значение. Но мне для данной статьи 1 дБ вполне подходит.

Я даже не буду расписывать аргументацию про силлогизм Звукорежиссер–Аудиофил. И так все понятно. Хочешь быть специалистом по звуку — будь добр, а 1 дБ разницы услышь!!!

Black Rhodium Twist (2700 руб/1 м)

Конструкция

Тонкий и очень гибкий кабель, разделанный небольшими разъемами с позолоченными контактами. Поканальная маркировка и маркировка направления подключения имеются. Конструктивно кабель немного необычен — проводники изготовлены из луженой меди и каждый помещен в изоляцию из прорезиненного силикона. Таким образом из каждого разъема выходят два независимых и никак не связанных проводника. И только для удобства все они соединены парой колец термоусадки. Экрана конструкция не имеет.

Звучание

Аккуратный, легкий и мелодичный звук с очень неплохой детальностью, читаемостью послезвучий. Да и динамика на достойном уровне. При этом звук вполне ровный по всему диапазону, практически без заметных перекосов. Верхние частоты аккуратные, разборчивые, серединка открытая, неокрашенная. И бас неплох и количественно, и качественно. В целом картинка получается полновесная, но не тяжелая. Наоборот — динамично, музыкально, подробно.

Сцена пропорционально-правильная с хорошей прорисовкой контуров, образов и планов, воздушная и подвижно-легкая. на сложных записях все почти так же хорошо, нет потери стройности или детальности, разве что звук иногда становится немного отстраненным. Конечно, в разных системах результат может различаться, но в целом он намного выше ожидаемого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector