Эксперты: развитие детского судомоделизма на дальнем востоке нуждается в господдержке

Под парусом возможностей

Педагоги кружков судомоделирования рассказывают: нередки случаи, когда юношеские увлечения их воспитанников становятся делом всей их жизни. Так, камчатский клуб «Юный корабел» подготовил несколько десятков специалистов для Военно-морского флота России.

«Официально мы берем деток с десяти лет, но бывали случаи, когда и дети, и родители так упрашивали взять ребенка в кружок, что приходилось специальные подставки под ноги семилеткам делать, чтобы они дотягивались до станка. Зато своими силами мы целый музей моделей сделали — его лично президент посещал. Мальчишки — а их в кружке большинство — растут, поступают в военные университеты и возвращаются на Камчатку уже в новом качестве — офицерами Тихоокеанского флота. И управляют уже не модельками, а боевыми кораблями», — поделилась педагогическими успехами преподаватель кружка Ираида Захарова.

Богатая плеяда известных выпускников есть и у кружков судомоделирования в Хабаровском крае: их воспитанники работают на судостроительных заводах региона. В региональном Минобразования отметили: почти все, кто занимался в судомодельных кружках, выбрали для себя инженерно-техническую деятельность.

Делаем сувенирный кораблик

Подготовка к работе

Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.

Для начала нужно определиться с тем,  что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.

Чертеж и схема мелких деталей

  • Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
  • Шаблоны переносим на фанеру, после чего приступаем к выпиливанию.

Вырезаем и собираем детали

Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.

Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:

  • В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
  • Выпиливаем деталь,  стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
  • Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.

Заготовки на чертеже

Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.

Типовая инструкция рекомендует выполнять операции в такой последовательности:

Шпангоуты на киле

  • Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
  • Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
  • Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
  • После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
  • Для изгибания шпонированную фанеру можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.

Оклейка бортов

Приклеенную фанеру фиксируем зажимами и струбцинами и оставляем сохнуть.

Окончательная отделка

По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.

Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:

Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.

Мелкая деталировка

  • Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
  • Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
  • Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
  • Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.

В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.

Почему в России военный судомоделизм — не в чести

Если пройтись по любому западному игрушечному магазину, то легко обнаружить большое количество моделей как современной, так и исторической военной техники: корабли, самолёты и танки любых эпох, но неизменно — западной принадлежности, прочно заполонили полки отделов. А ведь есть ещё и сопутствующая индустрия — яркие краски, лаки и грунтовки для обработки сложных конструкций, инструкции, книги с красочными иллюстрациями и объяснениями, технические спецификации для воплощения изделия от этапа заготовки до полностью готовой к экспозиции модели.

При этом речь идёт исключительно о типовых артефактах, так сказать, гражданского предназначения, то есть адресованных детям школьного возраста и многочисленным любителям. Есть ещё и многочисленные профессиональные мастерские при музеях боевой славы для создания действительно уникальных изделий.

Когда-то я заказал в Великобритании цеху исторических кораблей при музее флота Её Величества судостроительную модель флагманского корабля адмирала Нельсона при Трафальгаре — «Виктори». Уже долгие годы макет длиной более метра украшает мой рабочий кабинет. Не устаю удивляться филигранной точности воспроизведения мельчайших деталей. Между тем, это творение английских мастеров ни в какое сравнение не идёт с судостроительной моделью эсминца «Сознательный», обладающей моторизацией и всеми мореходными качествами, чемпиона мира Николая Румянцева.

Такое точное воспроизведение позволяет навсегда сохранить для истории славные страницы флотской летописи. Если угодно, модели — это ещё и осязаемая память, воспитывающая патриотизм молодой смены. При помощи уменьшенных копий мы всегда будем иметь возможность зримо представить себе наше великое прошлое. По тем же соображениям американцы поставили в своих портах на вечную стоянку некоторые единицы боевого флота эпохи Второй мировой. Слава богу, нечто подобное делаем и мы,  в частности, в Санкт-Петербурге.

Но Северная столица не всегда легко достижима даже для москвичей среднего достатка, а модели кораблей могут украсить собой музей любого регионального центра — от Архангельска и Калининграда до Владивостока и Корсакова. Похоже, что в эпоху девяностых прошлого века иностранные идеологи потратили немало сил, чтобы стереть саму память о славном боевом прошлом России. Одной из жертв этой тайной войны стал и Николай Румянцев, так и не получивший признания, достойного его уровня мастерства.

Военный судомоделизм — неотъемлемая часть воспитания новых поколений инженеров, моряков и историков, да и просто патриотов своей страны. А для людей, весьма далёких от армии и флота, всё-таки интересно увидеть, насколько ювелирно точны, эстетичны и совершенны модели, сошедшие со стапелей домашней мастерской Николая Румянцева.

Зачем и вообще кому нужен судомоделизм?

Искусство создания натурных трёхмерных судостроительных моделей восходит к глубокой древности. В те времена люди не умели воспитывать типовых специалистов — образование не было стандартизировано. Школы и высшие учебные заведения в нашем понимании отсутствовали. Но, как в античные времена, так и в Средневековье, мир двигали вперёд гении, подобные Леонардо да Винчи. Именно они создавали уменьшенные копии своих будущих грандиозных творений.

И даже в наши времена голограмм и печати на 3D-принтерах необходимо, чтобы кто-то построил ту самую первую модель-прототип, с которой, как с лекала, будут снимать копии и делать объекты в реальную величину.Кроме того, каждая модель состоит из многих разнородных материалов — стали, древесины, пластика, латуни, меди и т.д. Оценка возможностей конструкции предполагает необходимость воплощения материального образа.

В этом искусстве Николай Румянцев не знает себе равных — он давно опередил своих конкурентов. К примеру, если по внешней стенке каюты корабля проходит трубопровод, то в макете Николая будут соблюдены все технические характеристики — от материала, из которого сделана магистраль, до специфического вида пайки, не говоря уже о сечении труб.

Материалы для работы

Если вы хотите изготовить небольшую модель корабля, то вам понадобятся такие материалы:

  • Дерево – кедр, липа, орех или другая древесина, желательно мягкая и не волокнистая. Древесные заготовки должны быть ровными, без сучков и повреждений. Древесина может использоваться как в качестве материала для основных элементов модели (корпус, палуба), так и для мелкой деталировки.
  • Фанера – пожалуй, наиболее востребованный материал. Для судомоделизма применяют либо бальсовую, либо березовую, поскольку именно эти породы дерева обеспечивают минимальное количество сколов при распиливании. Модельная корабельная фанера, как правило, имеет толщину от 0,8 до 2 мм.

Качественная березовая фанера

  • Шпон – тонкие пластины натурального дерева дорогих пород. Как правило, применяется для фанеровки, т.е. оклейки  поверхности из недорогого материала.
  • Крепежные элементы – тонкие цепочки, шнурки, нити, латунные и медные гвоздики.

Кроме того, нам обязательно  понадобится клей для дерева, картон и калька для переноса шаблонов и  т.д. Мелкая деталировка изготавливается из металлического литья. В качестве альтернативы металлу можно использовать окрашенную полимерную глину.

Порядок действий

Вот простейшая инструкция, как сделать корабль из дерева своими руками:

  • Подготовьте рабочее место, материалы и инструменты.
  • Зачистите брусок, который вы выбрали в качестве основы, от коры.
  • Соедините исходные материалы и создайте индивидуальное дизайнерское решение. Используйте карандаш, чтобы набросать эскиз на бруске. Затем обработайте брус так, чтобы он стал максимально гладким, а верхняя и нижняя часть были параллельными. Для этой цели лучше всего воспользоваться заточенным ножом.
  • Набросайте переднюю и заднюю части. Вырежьте их, используя ту же технологию. Для изготовления носа корабля отпилите кусок спереди и закруглите получившийся спил.
  • Прорежьте палубу. На этом этапе предпочтительно использовать зубило и молоток.
  • Как только палуба готова, просверлите отверстия для оснастки. Установите в них мачты.
  • Проработайте носовую часть судна, отстрогав мелкий кусок от шпиля и надёжно прикрепив его к носу лодки на клей.
  • Соорудите корму прямоугольной формы, используя брусочки для модернизации.
  • В соответствии с количеством парусов наделайте реев.
  • Из ткани вырежьте заготовки парусов.
  • Склейте мачты, реи и паруса в единую конструкцию, следя, чтобы полотнища были изогнутыми.
  • Изготовьте и установите верхний летучий парус и заднее полотнище.
  • Покрасьте изделие в цвет натуральной древесины или просто покройте лаком. Корабль готов к тому, чтобы скрыться в лучах заката.

Современная направленность

Несмотря на объективные сложности, кружки судомоделизма на Дальнем Востоке не просто работают, но стараются идти в ногу с прогрессом. По словам Лаврова, современные материалы и технологии дали детям и подросткам большие возможности для развития этого вида деятельности.

«Современные лакокрасочные материалы, клеи и детали дают большие возможности в выборе постройки модели, а интернет упрощает поиск чертежей и разных технологий изготовления деталей. Графические программы позволяют менять масштаб и редактировать чертежи, не тратя время на ручную работу. Поэтому при достаточном оснащении можно делать суда из искусственных материалов гораздо эффективнее и быстрее. Большинство современных детей больше заинтересованы в компьютерных технологиях», — добавил руководитель кружка из Якутска.

По его словам, программа кружка составлена так, чтобы новичок за год успел собрать действующую модель с электромотором — простой парусник. На втором годе обучения переходят уже к более сложным радиоуправляемым моделям.

Педагог заметил, что зачастую родители приводят в кружки судомоделирования детей для общетехнического развития. «Ребят, любящих морскую тему, сравнительно меньше, , но они и ходят дольше всех остальных, продолжая посещать кружки после прохождения трехгодичной программы и строя при этом наиболее интересные модели», — рассказал Лавров.

О современной направленности популярного в советские годы увлечения школьников говорят и в профильном министерстве Хабаровского края. «С советских времен изменилось многое: теперь применяется компьютерное проектирование, 3D-моделирование, лазерная резка, используются бесколлекторные электродвигатели, li-po аккумуляторы, современные системы радиоуправления. Ребята используют в работе современные композиционные материалы и технологии. Образование меняется — экономика диктует правила: появляются навыки, которые еще недавно были «не для всех», а теперь без них просто нельзя. И система дополнительного образования должна все это учесть», — сказали в Минобразования региона.

В планах Морского государственного университета — восстановление школы судомоделизма на базе университета. «У Владивостока есть мощный бэкграунд, здесь хорошая школа судомодельного спорта, есть акватории, в которых можно проводить даже международные соревнования. Мы хотим восстановить школу судомоделизма, у нас есть понимание, как это можно сделать на базе университета. Мы ведем работу с потенциальными инвесторами, которые заинтересованы в воспитании будущих кадров, обладающих современным инженерным мышлением, способных создавать инновации», — сказал Холоша.

Необходимые материалы

На фото корабля из дерева, сделанного своими руками, видно, что для его изготовления могут использоваться следующие материалы:

Дерево. Может быть представлено такими мягкими и не волокнистыми породами, как кедр, липа, орех. Область применения – создание основных частей судна или элементов мелкой деталировки. Требования к древесине – ровность поверхностей, отсутствие сучков и дефектов.

Фанера. Самый популярный материал для кораблестроительства. Обычно используют бальсовый или берёзовый тип, поскольку они дают наименьшее количество сколов при распилке. Стандартной толщиной листа считается 0,8 – 2 мм.

Также не обойтись при создании моделей торговых и военных кораблей из дерева своими руками без таких крепёжных деталей, как тонкие цепочки, шнурки, нити, мелкие гвоздики из латуни и меди и т. п. вещиц.

А ещё стоит приобрести качественный клей для дерева, наборы картона и кальки. Крохотные элементы деталировки выполняются из металлического литья или полимерной глины.

Достоинства поделок-парусников

Создание самодельных кораблей имеет следующие положительные стороны:

  • развитие фантазии и воображения;
  • стимулирование мелкой моторики;
  • низкие финансовые затраты;
  • возможность самостоятельно изготовить интерьерный аксессуар ручной работы.

В заключении необходимо сказать, что подходящий чертеж корабля из дерева своими руками без проблем можно отыскать в Интернете. Этот факт делает создание фрегатов и галер возможным даже для новичков.

Главное, что следует запомнить – это то, что нужно быть терпеливым и точно следовать выбранной инструкции. Тогда, без сомнения, всё получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector