Как сделать сургучную печать в домашних условиях: мастер-класс
Содержание:
- Сургучная печать своими руками: пошаговая инструкция с видео
- Печать из восковых карандашей
- Печать из горячего клея
- Проблемы при работе с сургучом и способы из решения
- Состав
- Добавляем цвет на печать
- Статьи
- Создаем основу штампа
- Рецепты
- Приготовление
- Превращаем фото в печать
- Изготовим пломбир под сургуч
- История
- Создание печати
- Рецепты
- Подготовка к работе: что нужно иметь под рукой?
- Печать из горячего клея
- Сургучные печати в декоре: варианты использования
- Приготовление сургуча:
Сургучная печать своими руками: пошаговая инструкция с видео
Итак, всем необходимым мы запаслись, теперь можно приступать к изготовлению сургучных печатей.
При работе следуйте такому алгоритму:
- Твердый сургуч следует расколоть на мелкие части.
Так он будет плавиться гораздо быстрее. Кроме того мелкие куски удобней подсыпать в чашку для плавления в процессе работы.
Растопите сургуч на плите при средней температуре, постоянно помешивая.
Мы не рекомендуем плавить сразу много вещества: с ним будет сложно работать. Также не следует доводить расплавленную массу до вскипания. Вскипевший сургуч образует пузырьки, которые придают готовым оттискам неаккуратный вид.
По заявлениям производителей, температура плавления сургуча составляет 60°C. Но, как показала наша практика, этот показатель может значительно колебаться в зависимости от цвета вещества. По всей видимости, это связано с пигментами, которые используются для окрашивания сургучной массы.
Так у черного и белого сургуча температура плавления намного меньше, чем у красного. Бронзовый сургуч имеет наиболее высокую температуру плавления и застывает гораздо быстрее сургуча других цветов.
Зачерпните сургуч ложкой и налейте на нужное место.
Следите за тем, чтобы сургуч не был слишком жидким, иначе он растечется по поверхности и даст некрасивый оттиск. Полученный сгусток придавите клише и подождите некоторое время.
Сургучу разных цветов требуется разное время для застывания. Наиболее сложен в работе черный сургуч – он застывает очень долго (в несколько раз дольше, чем, к примеру, красный).
Дождитесь застывания сургуча и снимите клише.
После того как сургуч застынет, клише само легко отстанет от готовой печати. Снимать клише лучше немного вбок, а не горизонтально.
Повторяйте пункты три и четыре для последующих изделий.
Не забывайте по мере использования подсыпать в миску для плавления новые партии колотого сургуча – это позволит избежать его вскипания.
В дополнение к статье мы подготовили видео о том, как мастера нашей компании наносят сургучные оттиски на корпоративные подарки. Надеемся, что видеоматериал даст вам наглядное представление о процессе нанесения сургучных печатей своими руками в домашних условиях.
Печать из восковых карандашей
А вот еще один способ, как сделать сургучную печать в домашних условиях. Восковые карандаши слабее, чем сургуч, зато они отличная альтернатива и куда лучше клея, ведь их не надо красить.
С воскового карандаша снимите обертку и вставьте в пистолет. Вы также можете растопить его с помощью зажигалки или свечи, но клей-пистолет сделает это намного аккуратнее. Один минус этого способа — для клея пистолет будет непригоден, но его можно дальше использовать для воска.
Сделав небольшую каплю на нужном месте, дайте воску немного застыть. Также прислоните любой штамп. Когда высохнет, у вас получится отличная печать.
Этим же способом можно растопить обычную цветную свечку.
Печать из горячего клея
Если вы увлекаетесь скрапбукингом, значит, у вас точно найдется клей-пистолет и пара стержней. Отличный материал для имитации сургучной печати своими руками в домашних условиях. Попробуем.
Возьмите готовую печать, также можно использовать различные штампы, монетки и пуговки. Клеевой пистолет включите и разогрейте, накапайте клей нужного вам размера на место, на котором хотите сделать печать. Не скупитесь, печать должна получиться толстой. Дайте 20-30 секунд, чтобы средство застыло.
Приложите штамп, монетку или печать, дайте засохнуть. Убрав монетку, печать можно покрасить акриловыми красками или из баллончика. Вы также можете использовать цветные клеевые стержни.
Проблемы при работе с сургучом и способы из решения
- Вскипание сургуча.
При работе с сургучом в домашних условиях могут возникнуть те или иные проблемы. Одной из них является вскипание сургуча, ведущее к дефектам печати. Если вещество вскипело при плавлении, то нужно уменьшить температуру плиты и интенсивно помешать сургуч. Благодаря размешиванию из сургуча уйдут пузырьки воздуха, снижающие качество оттисков.
Печать отваливается после застывания.
Еще одна проблема – слабое сцепление сургучной массы и материала, на который она наносится. Это приводит к тому, что после застывания печать просто отваливается. В нашей практике подобное случилось с крафт пакетами, к которым сургуч не хотел прилипать. Мы провели много экспериментов и нашли решение. Если в расплавленный сургуч добавить небольшое количество термоклея (стержни для термопистолетов), то печать надежно сцепится с крафтовой бумагой.
Сургуч прилипает к клише.
В этом случае мы используем строительный фен. С его помощью нагреваем клише и аккуратно удаляем тряпкой размягченную сургучную массу. Некоторые советуют использовать для очистки клише растворитель. Мы этот способ не практиковали. Но вы можете попробовать оба метода и решить, какой из них эффективнее.
Состав
Сургуч вообще является смесью твёрдых смол, к которым прибавляются терпентин, летучие масла, бальзамы и разные красящие вещества. Хороший сургуч должен быть гладким, блестящим и не хрупким, должен выносить, не теряя твёрдости, самую высокую летнюю температуру, при зажигании не должен давать много дыма и неприятного запаха и делаться слишком жидким (не должен капать). В изломе хороший сургуч должен быть гладким и не слишком матовым. Печать, воспроизведённая сургучом, не должна изменять первоначального цвета и не должна терять глянца.
Материалами для сургучного производства служат главным образом шеллак и терпентин, к которым прибавляются: мастика, сандарак, росный ладан (для лучших сортов), канифоль и каменноугольная смола (для простых), толуанский и перуанский бальзамы, а также эфирные масла (гвоздичное, лавандовое и др.) — для заглушения неприятного запаха горящей смолы, различные минеральные вещества индифферентного характера (мел, гипс, тяжёлый шпат, магнезия, цинковые белила и т. д.), которые служат для увеличения выхода сургучной массы и для придания ей тугоплавкости.
Шеллак при изготовлении дорогих сортов сургуча должен быть предварительно обесцвечен удалением входящего в состав его красно-коричневого красящего вещества, которое оказывало бы вредное влияние на светлые и нежные цвета. Шеллак обесцвечивается тремя способами:
- пропусканием спиртового раствора через костяной уголь;
- действием хлорной извести на спиртовой раствор шеллака (½ — 1 час на свету);
- действием хлорной извести на раствор шеллака в соде (24—48 часов).
В обоих последних случаях шеллак выделяется из раствора осаждением соляной кислотой, после чего промывается до исчезновения кислой реакции и сушится. Беленый шеллак представляет шелковистые, блестящие чешуйки желтоватого цвета.
Терпентин лучше всего употреблять венецианский; он часто заменяется канифолью со скипидаром, причём эти вещества не должны содержать частиц дерева.
Для цветных сургучей употребляются следующие краски:
- красные — киноварь, свинцовый сурик, осаждённая и прокалённая окись железа и др.;
- жёлтые — хромовая жёлтая, , охра и др.;
- зелёные — , хромовая зелень и др.;
- синие — берлинская лазурь, кобальтовый ультрамарин;
- коричневые — различные умбры;
- чёрная — сажа;
- белые — мел, гипс, углекислая магнезия, цинковые, баритовые и висмутовые белила и др.
Добавляем цвет на печать
В этом разделе я расскажу вам, как добавить цвет на печать. Выбираем смарт-объект с печатью и применяем к нему стиль слоя Color Overlay (Наложение цвета). Для заливки используем цвет #d9a4ae или любой другой.
И в качестве финального штриха, мы добавим еще один интересный эффект. Создаем новый слой «Старый конверт». В наборе «Конверты» выбираем подходящие кисточки и работаем ими, используя цвет #b24659.
Поздравляю, мы закончили!
В этом уроке вы научились с нуля создавать реалистичный эффект печати, используя различные кисти и текстуры. Надеюсь, вам понравился этот урок.
Этот эффект вы можете найти в моем экшене Rubber Stamp Generator, который доступен на сайте GraphicRiver.
Статьи
- Как снять роторную пломбу?
- Как закрепить кабель?
- Как сделать сургуч в домашних условиях
- Какие материалы нужны для правильной инкассации?
- Как снять наклейку-пломбу, не нарушив гарантии
- Сургуч с фитилем
- Экономический эффект на предприятии при внедрении современных номерных ПУ
- Экономическая нецелесообразность использования свинцовых пломб
- Сейф-пакеты, банк-пакеты, пакеты ИКАО, курьер-пакеты – общности и отличия.
- Потери в ЖКХ
- Криминальная стойкость пломб.
- Как обойти антимагнитную пломбу? Реально или нет?
- История слова «пломбир»
- Защита офиса пломбой.
- Интересные факты про пломбиратор.
- Статья о ситуациях, когда сейф сохраняет не только имущество, но и работает на долговременную перспективу, сохраняя репутацию владельца.
- Богатые не только плачут, но и хранят свои денежки в сейфах.
- Подробно про хомут стяжку.
- Последняя глава, в которой я пытаюсь подвести итоги.
- Глава, в которой Трэксил опустошает сейфы и улетает с Пломбой куда подальше.
- На почте больше не будут использовать сургуч.
- Первый браслет новорожденного
- Глава, в которой Трэксил понимает, что изобретение запорно-пломбировочных устройств может привести к печальным последствиям для него самого.
- Глава, в которой изобретение пломб дает Трэксилу надежду на устройство личной жизни.
- Глава, в которой Трэксил бьется над созданием идеальной пломбы.
- Глава, в которой Вэго встречается с Трэксилом и узнает, что такое сургуч.
- Глава, в которой Трэксил колоссальным трудом таки придумывает пломбу и сейф.
- Глава, в которой я испытываю муки творчества и все больше погружаюсь в раздумья
- Вредные советы по снятию свинцовой пломбы
- Практические рекомендации по взлому пластиковых пломб.
- Как снять наклейку-пломбу? Вредные советы.
- Магниточувствительные пломбы
- Пломба – союзник в борьбе за идеальную фигуру
- Позвольте пломбе помочь.
- Взлом пломб ведет к непредсказуемым последствиям.
- Таинственное ограбление с подменой 10 кг золота
- Универсальность пломб
- Пластиковые пломбы – дань времени.
- Правила применения пломб
- Хранение монет
- Сейф – пакет: гарантия сохранности!
- Брелок для ключей — вещица с многовековой историей.
- Факты взлома и подмены пломб
- Кроссворд
- Висела пломба
- «Наша служба и опасна и трудна…»
- Глава, в которой старый музейный работник рассказывает о кольцах для ключей.
- Глава, в которой я делаю собственные выводы и во многом оказываюсь прав.
- Глава, в которой старый музейный работник рассказывает о пломбах.
- Брелок для ключей расскажет, где чей
- Клейкая лента в современном искусстве
- Пломба «Дракон» на мешке деда Мороза
- Мистер Замок и мадам Ключия
- Вскрытие замка. Краткое пособие начинающего взломщика.
- История клейкой ленты
- Сургуч и его тайны
- О пломбе замолвите слово…
- Безопасное стекло
- Безопасность сейфов
- Безопасный… гроб
- История появления сейфов
- Древние пломбы
- История появления запирающих замков
- Взлом замков
Создаем основу штампа
Шаг 1
Активируем инструмент Ellipse Tool (U) (Овал) и рисуем окружность. Во время работы удерживайте клавишу Shift, чтобы сохранить пропорции. Называем слой с фигурой «Круг 1».
Шаг 2
Три раза дублируем (Ctrl+J) слой «Круг 1». Каждую копию называем «Круг 2», «Круг 3» и «Круг 4».
Уменьшаем Fill (Заливка) слоя «Круг 1» до 0%. Затем дважды кликаем по этому слою, чтобы открыть окно Layer Style (Стиль слоя), и применяем Stroke (Обводка). Ширину обводки устанавливаем на 6 пикселей, а цвет – на #000000.
Шаг 3
Выбираем слой «Круг 2» и жмем комбинацию Ctrl+T, чтобы активировать свободную трансформацию. На верхней панели нажимаем кнопку со звеньями цепи, чтобы сохранить пропорции, и устанавливаем масштаб на 95%.
Для этого слоя также уменьшаем Fill (Заливка) до 0% и применяем стиль слоя Stroke (Обводка). Ширина обводки – 4 пикселя, цвет – #000000.
Шаг 4
Выбираем слой «Круг 3» и жмем комбинацию Ctrl+T, чтобы активировать свободную трансформацию. На верхней панели нажимаем кнопку со звеньями цепи, чтобы сохранить пропорции, и устанавливаем масштаб на 75%.
Для этого слоя уменьшаем Fill (Заливка) до 0% и применяем стиль слоя Stroke (Обводка). Ширина обводки – 6 пикселя, цвет – #000000.
Шаг 5
Выбираем слой «Круг 4» и жмем комбинацию Ctrl+T, чтобы активировать свободную трансформацию. На верхней панели нажимаем кнопку со звеньями цепи, чтобы сохранить пропорции, и устанавливаем масштаб на 70%.
Для этого слоя также уменьшаем Fill (Заливка) до 0% и применяем стиль слоя Stroke (Обводка). Ширина обводки – 4 пикселя, цвет – #000000.
Шаг 6
Далее загружаем круглые фигуры и устанавливаем их в Фотошоп. Для этого переходим Edit – Preset Manager (Редактирование – Управление наборами), в выпадающем списке Preset Type (Тип набора) выбираем Custom Shapes (Произвольные фигуры). Затем нажимаем кнопку Load (Загрузить) и в появившемся окне находим скачанный CSH-файл.
Устанавливаем цвет на #000000. Активируем Custom Shape Tool (U) (Произвольная фигура), на верхней панели в настройках инструмента устанавливаем Defined Proportions (Сохранить пропорции). Выбираем любую окружность и рисуем ее по внешнему контуру штампа. В данном уроке использована фигура 17.
Рецепты
Из числа многих рецептов для приготовления сургуча Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает для примера следующие:
- 1. Красный сургуч
- высший сорт: шеллак — 120 частей, терпентин — 80, киноварь — 90, скипидар — 20, магнезия — 30;
- почтовый сургуч: шеллак — 20, канифоль — 80, терпентин — 50, скипидар — 5, мел — 30, гипс — 5, сурик — 60;
- сургуч для пакетов: канифоль — 200, сосновая смола — 100, терпентин — 50, мел — 75, скипидар — 3, окрашивается умброй или болюсом.
- 2. Жёлтый сургуч
- шеллак — 76, терпентин — 85, сосновая смола — 45, магнезия — 18, жёлтая хромовая краска — 25.
- 3. Зёленый сургуч
- шеллак — 70, терпентин — 80, сосновая смола — 40, магнезия — 15, берлинская лазурь и жёлтый крон — 25.
- 4. Синий сургуч
- шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 35, магнезия — 10, мел — 20, ультрамарин — 20—25 частей.
- 5. Коричневый сургуч
- шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 40, гипс — 20, мел — 20.
- 6. Чёрный сургуч
- шеллак — 50, терпентин — 90, сосновая смола — 65, мел — 40, сажа — 12.
- 7. Белый (просвечивающий) сургуч
- обесцвеченный шеллак — 30, густой терпентин — 40, мастика — 50, белила баритовые — 30.
- 8. Восковой сургуч
- белый воск — 50, терпентин — 15, киноварь — 10, глицерин — 5.
Приготовление
Советская электрическая сургучница
При расплавлении сургучной массы заботятся прежде всего о том, чтобы масса эта не перегревалась и плавилась при возможно низкой температуре, для чего устраиваются специальные печи, в которых плавильные железные эмалированные котелки нагреваются на песчаных банях горячим воздухом. Прежде всего плавят шеллак, прибавляют затем последовательно терпентин, индифферентные минеральные вещества и краски, всё время тщательно перемешивая деревянной лопаточкой. Пахучие и летучие вещества прибавляют под конец перед формованием сургучных палочек. Когда масса сделается однообразной, берут пробу и исследуют её на цвет, излом и т. д. Если масса готова, то она разливается в формы, состоящие из четырёхугольных латунных плит, по длине которых вырезаны соответствующей формы каналы (сверху на 2 мм шире, чем внизу). Длина каналов в два раза больше длины нормальных сургучных палочек; для круглых и овальных палочек делаются разборные формы. Обыкновенно не советуют охлаждать формы холодной водой для скорейшего остывания вылитого сургуча, потому что последний делается от этого хрупким и ломким.
Если палочку нужно бронзировать, то форма предварительно посыпается бронзовым порошком. Если форма гравирована, то гравированные места следует слегка смазать скипидаром, чтобы палочка вынулась легко, что обыкновенно происходит, если форма сделана чисто. После формования сургучные палочки подвергаются ещё полировке (для придания блеска и глянца) и штемпелеванию. Для этого палочки вносятся на короткое время (достаточное для расплавления их только с поверхности) в специальную печь, после чего штемпелюются и разрезаются пополам. Если требуется палочки золотить или серебрить, то нужные места смазываются крепким спиртом с помощью кисточки, после чего накладываются металлические листики, которые крепко пристают.
Превращаем фото в печать
Переносим на рабочий документ фото модели.
Шаг 2
Зажимаем клавишу Ctrl и кликаем по маске слоя «Круг 4», чтобы загрузить ее выделение.
Переходим в нижнюю часть панели слоев и нажимаем кнопку Add layer mask (Добавить слой-маску), чтобы применить маску к слою с моделью.
Шаг 3
Далее проверяем, чтобы цвет переднего плана был установлен на черный (#000000), а заднего – на белый (#ffffff), иначе полученный результат будет выглядеть некорректно.
Применяем фильтр Filter – Sketch – Stamp (Фильтр – Эскиз – Линогравюра). Light/Dark Balance (Тоновый баланс) устанавливаем на 4, а Smoothness (Смягчение) – на 1.
Шаг 4
Дважды кликаем по слою с моделью и в появившемся окне Layer Style (Стиль слоя) переходим к настройкам Blend If (Наложение, если). Верхний белый ползунок This Layer (Данный слой) двигаем левее на 180, чтобы полностью убрать белый цвет.
Затем кликаем правой кнопкой мыши по слою с моделью и выбираем Convert to Smart Object (Преобразовать в смарт-объект).
Изготовим пломбир под сургуч
Печати диаметром 30, 35, 40 мм выглядат так:
|
Сургучная печать, индивидуальная. Диаметр 30мм. Срок изготовления 1–2 дня. | 750 руб. |
Диаметр 20 мм. | 950 руб. |
Диаметр 25 мм. | 850 руб. |
Диаметр 30 мм. | 750 руб. |
Диаметр 35 мм. | 850 руб. |
Диаметр 40 мм. | 950 руб. |
Диаметр 45 мм. | 1050 руб. |
Квадратная 20х20 мм. | 1000 руб. |
Прямоугольная 40х15 мм. | 1300 руб. |
Прямоугольная 42х26 мм. | 1300 руб. |
Многоугольная 38х20х22 мм. | 1400 руб. |
Цены указаны с гравировкой текста или изображения. Возможный диаметр: 20 мм, 25 мм, 30 мм, 35 мм, 40 мм, 45 мм. Макет сургучной печати в векторном формате (corel draw) присылайте на Текст должен быть переведен в кривые. Формат файлов .cdr или .eps. Если Ваш макет в растровом формате (.jpg, .jpeg, .png, .gif, .tif и т.д.) стоимость перевода в векторный формат рисунка или отрисовка по Вашему эскизу – 200 руб. Материал печати: латунь. Материал рукоятки: дерево – бук. Выгравировать можно любое Ваше изображение, логотип, фирменный знак, инициалы, текст. Срок изготовления пломбира под сургуч 1–2 дня.
Изготовим пломбир под пластелин, сургуч
|
Металическая печать, индивидуальная. Срок изготовления 1–2 дня.
Печать с кольцом, диаметр 15 мм. | 450 руб. |
Печать с кольцом, диаметр 20 мм. | 450 руб. |
Печать с кольцом, диаметр 22 мм. | 450 руб. |
Печать с кольцом, диаметр 25 мм. | 450 руб. |
Печать с кольцом, диаметр 30 мм. | 450 руб. |
Печать с полукольцом, 20 мм. | 450 руб. |
Печать с полукольцом, 30 мм. | 450 руб. |
Печать с полукольцом двухсторонняя, 20 мм. | 1200 руб. |
Печать с полукольцом двухсторонняя, 25 мм. | 1250 руб. |
Печать, ручка треугольник, 22 мм. | 550 руб. |
Печать, ручка треугольник, 25 мм. | 550 руб. |
Печать, ручка треугольник, 30 мм. | 550 руб. |
Возможный диаметр печатей под пластелин, сургуч: 15 мм, 20 мм, 22 мм, 25 мм, 30 мм.
Готовые пломбиры под сургуч
|
В наличии готовые пломбиры под сургуч! Варианты готовых пломбиров на фото.
Диаметр 21 мм. | 650 руб. |
Комбинированный пломбир (6 разных рисунков) | 2500 руб. |
Изготовим пломбиры тип Стержень под пластелин, сургуч
|
Стержень 5,5 мм. | 400 руб. |
Стержень 6 мм. | 450 руб. |
Стержень 8 мм. | 450 руб. |
Стержень 10 мм. | 450 руб. |
Предлагаем пломбиры под пластилин диаметром 5,5 и 6, 8, 10 мм. Длинна пломбира Стержень 40 мм.
Пломбиры типа «стержень» используются для опломбировки охраняемых объектов, таких как: корпусов компьютеров, терминалов, дверей помещений, электроприборов, кассовых аппаратов, с использованием пластилина. Данные пломбиры типа Стержень используемые под пластилин выполнены из латуни марки ЛС-59 с гравировкой торцевой части. Опечатывание объекта пломбиром под пластилин делает подделку невозможной. Данные пломбиры под пластилин имеют небольшие размеры, поэтому количество размещаемых символов ограниченно. Каких-либо требований по гравировке пломбиров типа «стержень» нет. Каждая компания самостоятельно определяет, что гравировать.
Приспособления для для плавки сургуча
|
Керосинка | 280 руб. |
Спиртовка | 200 руб. |
Чашка d=100 мм. | 100 руб. |
Чашка d=62 мм. | 100 руб. |
Чашка с ручкой d=100 мм. | 150 руб. |
История
На заднем плане портрета донаторки работы Петруса Кристуса изображена большая цветная гравюра, прикреплённая к стене сургучом (ок. 1455, Национальная галерея искусства, Вашингтон)
При обыкновенной температуре сургуч представляет собой твёрдую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании; в жидком или полужидком состоянии приобретает способность склеивать. Сургуч — изобретение индийское и стал известен в Европе в средних веках, куда перешёл, по-видимому, из Испании, как показывает его раннее французское название (фр. cire d’Espagne).
Изначально сургуч использовался для запечатывания так называемых «закрытых писем», а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов. В России сургучные печати стали употребляться с конца XVII века для скрепления печатью важных документов или для создания впечатления подлинности содержимого конверта. Сургуч также применяли как герметичное уплотнение сосудов или, например, для уплотнения клапанов кларнета. Теперь сургуч используется в основном в декоративных целях.
Несмотря на различия в рецептах сургуча, все их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией. В средние века его обычно делали из пчелиного воска, который расплавляли, смешивая с «венецианским терпентином», зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы. В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари. В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент.
В XVI веке португальцы привезли новый рецепт сургуча из Ост-Индии. Поэтому сургуч в те времена часто называли «испанским воском». По новому рецепту сургуч стали изготавливать из смеси (в различных пропорциях) шеллака, терпентина, бензойной смолы, стираксового масла, толуанского бальзама, канифоли, мела или гипса, а также красящего вещества (часто той же киновари или свинцового сурика), но необязательно с добавлением воска.
Более грубый сургуч использовался для запечатывания винных бутылок и варенья, более мелкий — для запечатывания документов. Добавление мела или цинковых белил было также необходимо для того, чтобы сургуч не слишком быстро капал.
Первоначально сургуч делали красным (за счёт вышеупомянутых киновари и свинцового сурика либо красной окиси железа), но позднее он мог быть и чёрным (благодаря добавлению или жжёной слоновой кости), зелёным (за счёт ярь-медянки) или жёлтым (за счёт хромового жёлтого). Иногда, как это, например, практиковалось Британской монархией, различным типам документов присваивались различные цвета печатей.
С 2011 года Почта России решила отказаться от использования сургуча при опечатывании корреспонденции и заменить его на современные средства защиты почтовых отправлений (свинцовые и пластмассовые пломбы, клейкая лента с надписями и логотипами, сейф-пакеты и т. д.). Причинами такого отказа являются:
- неэффективность и даже опасность применения этого материала с введением автоматизированных сортировочных центров,
- риск производственных травм (ожогов) и отравления вредными веществами, выделяемыми при нагреве сургуча.
- дополнительные затраты на электроэнергию для поддержания необходимого температурного режима в сургучницах, устройство вытяжек для отвода запаха разогретого сургуча, а также утилизацию использованных сургучных печатей.
Создание печати
Итак, как сделать сургучную печать в домашних условиях? От палки отпилите кусок, длиной примерно 5-6 см. Ориентируйтесь по своей руке, отмеряйте такой отрезок, которым удобно будет пользоваться. Хорошенько его отшлифуйте со всех сторон. Старательно отнеситесь к той, на которой будет сама печать.
Сделайте распечатку с незамысловатым изображением для печати, подходящей по диаметру. Вырежьте его по кругу, затем тонким ножиком прорежьте рисунок, сделав из распечатки трафарет.
Зеркально приложите рисунок к поверхности будущей печати, чтобы на печати получился правильный оттиск — справа налево. Карандашом прокрасьте вырезанные отверстия, делайте это аккуратно. Чтобы трафарет не елозил, его можно закрепить небольшим отрезком скотча.
Готовую печать обработайте олифой или другой специальной влагостойкой пропиткой для дерева. Тщательно протрите место тряпкой и оставьте сушиться на сутки, иначе она будет пачкать руки. Вот как сделать сургучную печать в домашних условиях. Уже через сутки ею можно смело пользоваться.
Рецепты
Из числа многих рецептов для приготовления сургуча Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает для примера следующие:
- 1. Красный сургуч
- высший сорт: шеллак — 120 частей, терпентин — 80, киноварь — 90, скипидар — 20, магнезия — 30;
- почтовый сургуч: шеллак — 20, канифоль — 80, терпентин — 50, скипидар — 5, мел — 30, гипс — 5, сурик — 60;
- сургуч для пакетов: канифоль — 200, сосновая смола — 100, терпентин — 50, мел — 75, скипидар — 3, окрашивается умброй или болюсом.
- 2. Жёлтый сургуч
- шеллак — 76, терпентин — 85, сосновая смола — 45, магнезия — 18, жёлтая хромовая краска — 25.
- 3. Зёленый сургуч
- шеллак — 70, терпентин — 80, сосновая смола — 40, магнезия — 15, берлинская лазурь и жёлтый крон — 25.
- 4. Синий сургуч
- шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 35, магнезия — 10, мел — 20, ультрамарин — 20—25 частей.
- 5. Коричневый сургуч
- шеллак — 70, терпентин — 60, сосновая смола — 40, гипс — 20, мел — 20.
- 6. Чёрный сургуч
- шеллак — 50, терпентин — 90, сосновая смола — 65, мел — 40, сажа — 12.
- 7. Белый (просвечивающий) сургуч
- обесцвеченный шеллак — 30, густой терпентин — 40, мастика — 50, белила баритовые — 30.
- 8. Восковой сургуч
- белый воск — 50, терпентин — 15, киноварь — 10, глицерин — 5.
Подготовка к работе: что нужно иметь под рукой?
Для того чтобы начать делать сургучные печати никакого сложного оборудования не требуется. Все что нужно для начала работы, вы сможете найти дома или купить буквально «за копейки» в ближайшем магазине.
Вам потребуются:
- Сургуч. Мы рекомендуем покупать кусковой сургуч – он стоит дешевле свечного. Хотя если вам нужно декорировать несколько пригласительных, например, на свадьбу или корпоративный юбилей, можно воспользоваться сургучом в свечах: работать с ним несколько проще.
- Клише по сургучу. Заказать клише можно в компании, которая специализируется на изготовлении печатей и штампов. А подготовить макет – в любой векторной программе (например, в Corel, Illustrator).
- Металлическая чашка для плавления сургуча. Мы используем дешевые армейские походные миски.
- Чайная ложка.
- Строительный фен поможет снять остатки сургуча с ложки или ускорить процесс плавления вещества.
- Электроплита. Если вы планируете сделать несколько оттисков, то вполне можно обойтись домашней кухонной плитой или даже строительным феном. Если же работы предстоит много или она будет проводиться регулярно, то лучше приобрести недорогую плиту с одной конфоркой. В противном случае вы можете основательно подпортить домашнюю печь подтеками сургуча.
Абсолютно бесполезны:
- Сургучный пистолет . По своей сути – это обычный термопистолет. Пользоваться им не просто неудобно, а практически невозможно.
- Сургучницы . Стоят они недешево, а пользы не несут никакой. Заявляем со всей ответственностью: использование сургучницы не ускорят процесс и не улучшает качество готовых печатей. Поэтому советуем не выбрасывать деньги на ветер, а потратить их на что-то действительно полезное.
Печать из горячего клея
Если вы увлекаетесь скрапбукингом, значит, у вас точно найдется клей-пистолет и пара стержней. Отличный материал для имитации сургучной печати своими руками в домашних условиях. Попробуем.
Возьмите готовую печать, также можно использовать различные штампы, монетки и пуговки. Клеевой пистолет включите и разогрейте, накапайте клей нужного вам размера на место, на котором хотите сделать печать. Не скупитесь, печать должна получиться толстой. Дайте 20-30 секунд, чтобы средство застыло.
Приложите штамп, монетку или печать, дайте засохнуть. Убрав монетку, печать можно покрасить акриловыми красками или из баллончика. Вы также можете использовать цветные клеевые стержни.
Сургучные печати в декоре: варианты использования
С помощью сургучных оттисков можно оформлять самые разные предметы. Фактурные печати придают им винтажный вид, делают нарядными и эффектными.
Нанесение сургуча на бумагу и картон.
Классика жанра – свитки и конверты с сургучными печатями. С нанесением оттисков на конверты никаких сложностей не возникает. Что касается свитков, то здесь есть одна хитрость. Для того чтобы сделать свиток следует взять круглую палку и навернуть на нее бумагу. В нужное место необходимо налить сургуч – он не должен быть слишком жидким, иначе сгусток растечется. Сургуч нужно плотно придавить клише, и свиток готов.
Нанесение сургуча на ткань.
Таким образом можно, например, красиво оформить подарочные мешочки. Особенность: при нанесении сургуч протекает сквозь волокна ткани. Поэтому под полотно нужно подложить что-нибудь металлическое – тонкую линейку или мастерок.
Очень эффектно выглядят на подарках и свитках веревки, скрепленные сургучной печатью. Чтобы получить такой оттиск возьмите металлический лист или строительный мастерок и смажьте его жиром. На металл положите веревки, залейте их сургучом и поставьте клише. После полного застывания сургучная печать легко отстанет от металлической поверхности.
Этот прием мы нередко используем для декорирования деревянных коробок с корпоративными подарками. Сургучную печать, кстати, можно совместить с этикеткой. Нанесение сургуча на дерево никаких проблем, как правило, не вызывает.
Нанесение сургучного оттиска на стекло.
Этот метод можно применять при оформлении бутылок. Для нанесения на стекло требуется густой сургуч консистенции «сметана». Чтобы его получить, достаточно снизить температуру нагрева плиты. Также можно добавить в чашку с расплавленным сургучом несколько твердых кусочков и интенсивно размешать массу.
Приготовление сургуча:
Необходимо аккуратно расплавить канифоль (можно использовать шеллак) в эмалированной ёмкости, при нагревании необходимо постоянно помешивать. Когда канифоль полностью расплавится (канифоль не должна ни гореть ни кипеть) необходимо добавить терпентин, после чего туда необходимо постепенно сыпать постепенно помешивая смесь из мела, сернобариевой соли.
Покрасить сургуч можно добавив в горячую смесь минеральные краски (киноварь, охра, хромовая желть). Для получения более ярких цветов можно использовать анилиновые краски, которые растворяются в жиру. Главное, что бы ваши краски не были чувствительны к температуре!!!
Когда вся ваша смесь будет перемешена вам необходимо взять не много и аккуратно капнуть на деревянную поверхность, что бы проверить приобрёл ли ваш сургуч желаемые свойства (окраска, твердость и ломкость).
После того как смесь готова её необходимо разлить в формы предварительно смазав их маслом и подогрев.