15ас 408: описание, технические характеристики, особенности эксплуатации и ремонта акустической системы

↑ Правильные фильтры АС

Часто приходится видеть, как самодельщики считают, что фильтры – это что-то третьестепенное, достаточно по аудиофильским меркам поставить один конденсатор и одну катушку максимум.

По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.

И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно. Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.

Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.

Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).

Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.

Вот что получилось в LSP CAD

Вот график импеданса, он нигде не опускается ниже 4 Ом, поэтому АС будут нормально работать с любым 4-х омным усилителем.

А вот что показал LIMP в ящике, где вроде бы не было явных щелей…

Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.

Замер в упор доработанного динамика 25ГДН-3-4, порт ФИ заткнут. Видно, что по уровню -3 дБ нижняя частота 45 Гц. Частоту по -15 дБ, как принято измерять у промышленных колонок, найдите по графику сами. После включения и настройки ФИ удалось понизить частоту, но привести график измерений затруднительно из-за удаленности отверстия ФИ от динамика.

Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.

Связанные материалы

Самодельные трёхполосные колонки 15МАС-1 на советских динамиках…
Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось…

Новая жизнь старых колонок. 15ГД-17 (25ГДН4) в тандеме с S-30…
Попавшийся по случаю динамик 15ГД-17 (25ГДН4—4) позволил сделать из старых колонок с неподобранными…

Где взять правильную домашнюю акустику? Эволюция домашней акустики и новый взгляд на двухполосные АС…
Всем нам хочется собрать для дома высококачественные АС и воспользоваться для этого недорогими…

Доработка, а точнее переделка акустики Microlab Pro-2…
Началось все с того, что один из моих коллег по работе пожаловался на то, что его колонки Microlab…

Дипольный вуфер на 2ГД-38 около компьютера…
Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию конструкцию необычной акустической системы. В одной из…

Радикальная переделка S-30 в активные компьютерные колонки!…
Заранее прошу прощения за малое количество фотографий, фотоаппаратом не располагаю! Приблизительно…

Напольные трехполосные АС…
Идея собрать АС родилась давно, но не было то времени, то возможности. Наконец собравшись, решил,…

Переделка советских колонок «Вега 15АС-404» (25ГД26 + 3ГД31, Бердский радиозавод)…
Краткая справка. Акустические системы «Вега 15АС-404» предназначены для высококачественного…

Пассивные колонки из того, что было под рукой, на 6ГД-6 для компьютера…
Были у меня старенькие динамики 6ГД-6, вот решил сделать из них колонки к компьютеру взамен дешёвых…

Сабвуфер на ВАЗ из двух 10ГД-30Б…
Дело было ТАК! Как-то раз сел в машину к своему другу, а он как раз себе саб поставил. Долго я…

Оживление акустики S-30…
Главное достоинство S-30 — очень правильный тональный баланс (ИМХО). Переделывались 4-омные…

6ГД-6, 2ГД-36 Малогабаритный громкоговоритель Салтыкова, кубики Салтыкова…
Фото Polas Параметры описываемого ниже самодельного двухполосного громкоговорителя удовлетворяют…

Качество звука

А теперь поговорим о качестве звука, которое обеспечивают колонки 15АС-408. При воспроизведении простой музыки (электроника, поп, рэп) качество вполне приемлемое. Эти жанры довольно просты и «одноклеточны». Практически все частоты воспроизводятся правильно. Нет проседания средних частот. Вот только высоких немного не хватает (твитера-то нет) и слишком много низких. А вот со сложными инструментальными жанрами (рок, метал, панк, классика) дело обстоит плохо. Заметны провалы на всех частотах. У колонок просто нет ресурса для того, чтобы достоверно воспроизвести такую музыку. Крутой усилитель, продвинутые провода и эквалайзеры здесь не помогут. Еще одна особенность: глухой звук из-за некачественных материалов корпуса (или скорее устаревших) и стареньких динамиков. Если данные колонки немного модифицировать, то можно добиться весьма качественного звука. Во всяком случае, многие современные китайские аналоги не могут обеспечить даже такой звук, какой имеется у обычных 15АС-408.

Вам будет интересно:Автоматический 3-х полюсный выключатель: области применения, особенности монтажа, популярные бренды

Внешний вид колонок

Рассмотрим дизайн данных колонок. Кабинеты выполнены из фанерных листов (многослойных) и покрыты шпоном из вполне дорогих пород дерева. На передней панели (которая выполнена из пластика) располагаются защитные решетки динамиков и щель пассивного излучателя (тоже прикрытая защитной решеткой). Сразу над излучателем располагается низкочастотный динамик. Над ним, чуть смещенный в правую сторону — среднечастотник. Специального высокочастотного динамика (твитера) здесь нет, так как акустическая система двухполосная. Габариты у 15АС-408 довольно-таки скромные (по сравнению с другими советскими колонками), так как именно эта АС предназначена для установки на полки. Но ничто не мешает повесить ее на стену. Для этой цели на задней стенке есть специальные «уши». Вот и все, что нужно было узнать о внешнем виде колонок. Теперь перейдем к техническим характеристикам.

Вам будет интересно:Наушники JBL T100: отзывы, характеристики

Особенности ремонта

Из-за простоты конструкции данных колонок их ремонт предельно прост. Первое, что выходит из строя — это бумажные диффузоры динамиков. Заменить их не получится никак. Поэтому придется менять весь динамик. Найти такие на барахолке не составит никакого труда. Также можно будет сразу заменить штатные провода на более качественные. А вообще, разобрать корпус колонки для того, чтобы добраться до внутренностей — не проблема. Под пластиковыми корпусами передней части колонки спрятаны болты. Стоит только отжать специальные заглушки (если они сохранились), и можно будет без проблем раскрутить болты. Задняя крышка тоже легко снимается. А потом нужно будет только аккуратно извлечь динамик, отпаять провода, установить новый и припаять провода обратно. Вот и весь ремонт.

Качество звука

А теперь поговорим о качестве звука, которое обеспечивают колонки 15АС-408. При воспроизведении простой музыки (электроника, поп, рэп) качество вполне приемлемое. Эти жанры довольно просты и «одноклеточны». Практически все частоты воспроизводятся правильно. Нет проседания средних частот. Вот только высоких немного не хватает (твитера-то нет) и слишком много низких. А вот со сложными инструментальными жанрами (рок, метал, панк, классика) дело обстоит плохо. Заметны провалы на всех частотах. У колонок просто нет ресурса для того, чтобы достоверно воспроизвести такую музыку. Крутой усилитель, продвинутые провода и эквалайзеры здесь не помогут. Еще одна особенность: глухой звук из-за некачественных материалов корпуса (или скорее устаревших) и стареньких динамиков. Если данные колонки немного модифицировать, то можно добиться весьма качественного звука. Во всяком случае, многие современные китайские аналоги не могут обеспечить даже такой звук, какой имеется у обычных 15АС-408.

Качество звука

А теперь поговорим о качестве звука, которое обеспечивают колонки 15АС-408. При воспроизведении простой музыки (электроника, поп, рэп) качество вполне приемлемое. Эти жанры довольно просты и «одноклеточны». Практически все частоты воспроизводятся правильно. Нет проседания средних частот. Вот только высоких немного не хватает (твитера-то нет) и слишком много низких. А вот со сложными инструментальными жанрами (рок, метал, панк, классика) дело обстоит плохо. Заметны провалы на всех частотах. У колонок просто нет ресурса для того, чтобы достоверно воспроизвести такую музыку. Крутой усилитель, продвинутые провода и эквалайзеры здесь не помогут. Еще одна особенность: глухой звук из-за некачественных материалов корпуса (или скорее устаревших) и стареньких динамиков. Если данные колонки немного модифицировать, то можно добиться весьма качественного звука. Во всяком случае, многие современные китайские аналоги не могут обеспечить даже такой звук, какой имеется у обычных 15АС-408.

Внешний вид колонок

Рассмотрим дизайн данных колонок. Кабинеты выполнены из фанерных листов (многослойных) и покрыты шпоном из вполне дорогих пород дерева. На передней панели (которая выполнена из пластика) располагаются защитные решетки динамиков и щель пассивного излучателя (тоже прикрытая защитной решеткой). Сразу над излучателем располагается низкочастотный динамик. Над ним, чуть смещенный в правую сторону — среднечастотник. Специального высокочастотного динамика (твитера) здесь нет, так как акустическая система двухполосная. Габариты у 15АС-408 довольно-таки скромные (по сравнению с другими советскими колонками), так как именно эта АС предназначена для установки на полки. Но ничто не мешает повесить ее на стену. Для этой цели на задней стенке есть специальные «уши». Вот и все, что нужно было узнать о внешнем виде колонок. Теперь перейдем к техническим характеристикам.

↑ Прослушивание обновлённых 15АС-109

Колонки сделаны были ещё летом. Конечно, на «хиенд» они не претендуют. Сравнивались с моим самодельным трехполосным трехкорпусным вариантом на 25ГДН-3-4 с модными последовательными фильтрами, и с Tandberg 2510 (кто-то сегодня помнит эту фирму – Hi-End 70-х годов?).

Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше. Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.

Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»

В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.

Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.

↑ Критика советских малогабаритных АС

Главными отличительными чертами были относительно скромные размеры при повышенной отдаче НЧ, а также всего два динамика (для экономии размеров).

Дальше — больше, размеры АС становились всё меньше, звук – хуже. Пользователи радовались тому, что их можно засунуть в нишу мебельной стенки, поставить на шкаф под потолок или на пол. Это окончательно убивало звук, но мало кого волновало, а дребезг посуды в шкафу с колонкой, вызывал восторг и гордость.

В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.

Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.

Прогрэсс двигался дальше по дороге к абсурду, АС становились всё меньше, динамики для них – тоже. Системы 15АС и 25АС выпускались большими тиражами, до сих пор их немало на вторичном рынке по умеренным ценам. Заманчиво было бы улучшить их с минимальными переделками и расходами.

Основные технические характеристики АС

Итак, перейдем к более интересной информации об акустической системе 15АС-408. Характеристики ее таковы, что пользователь может рассчитывать на вполне приемлемый звук. Но при условии наличия качественного усилителя и адекватного источника звука. Диапазон воспроизводимых частот у данных колонок средний. Нижняя планка — 63 герца. Верхняя — 20 000 герц. У многих современных китайских колонок точно такой же диапазон. Но звучат они гораздо хуже. Чувствительность у 15АС-408 — 83 дБ. Это хороший показатель для акустики такого класса. Номинальная мощность каждой колонки — 25 Ватт. Стоит учесть, что это «честные» Ватты, а не те, которые пишутся на китайских колонках. И 25 Ватт вполне достаточно для озвучивания огромной комнаты. Колонки обладают электрическим сопротивлением в 4 Ом. Это значит, что колонки смогут работать практически с любым усилителем. Акустическая система оснащена двумя динамиками с бумажными диффузорами. Они, конечно, хороши, но со временем дряхлеют и нуждаются в ремонте. В остальном характеристики у колонок вполне приемлемые.

О компании «Вега»

В весьма сложном и тяжелом для страны 1946 году был создан государственный завод радиоэлектроники в городе Бердске. Именно эту дату принято считать временем рождения производственного объединения «Вега». Уже в 1947 году был выпущен первый транзисторный радиоприемник — «Рекорд 46». Чуть позже завод освоил выпуск другой электроники: усилителей, электрофонов, проигрывателей, магнитофонов и акустических систем. Вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого века продукция завода «Вега» была популярна и весьма востребована. Стали на конвейер такие востребованные устройства, как проигрыватели компакт-дисков, музыкальные центры и стереокомплексы. И вдруг все прекратилось. Вместе с развалом СССР. В 1991 году на заводе провели сокращение штата. В конце девяностых завод был переименован в акционерное общество. А уже в двухтысячных появилось производственное объединение «Вега», которое стало заниматься ремонтом техники и (очень редко) ее созданием. Так от бывшего гиганта в области электроники остались только рожки да ножки. «Вега» 15АС-408 является одной из последних акустических систем, что были разработаны на данном заводе. После нее уже ничего нового и качественного не было.

О компании «Вега»

В весьма сложном и тяжелом для страны 1946 году был создан государственный завод радиоэлектроники в городе Бердске. Именно эту дату принято считать временем рождения производственного объединения «Вега». Уже в 1947 году был выпущен первый транзисторный радиоприемник — «Рекорд 46». Чуть позже завод освоил выпуск другой электроники: усилителей, электрофонов, проигрывателей, магнитофонов и акустических систем. Вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого века продукция завода «Вега» была популярна и весьма востребована. Стали на конвейер такие востребованные устройства, как проигрыватели компакт-дисков, музыкальные центры и стереокомплексы. И вдруг все прекратилось. Вместе с развалом СССР. В 1991 году на заводе провели сокращение штата. В конце девяностых завод был переименован в акционерное общество. А уже в двухтысячных появилось производственное объединение «Вега», которое стало заниматься ремонтом техники и (очень редко) ее созданием. Так от бывшего гиганта в области электроники остались только рожки да ножки. «Вега» 15АС-408 является одной из последних акустических систем, что были разработаны на данном заводе. После нее уже ничего нового и качественного не было.

О компании «Вега»

В весьма сложном и тяжелом для страны 1946 году был создан государственный завод радиоэлектроники в городе Бердске. Именно эту дату принято считать временем рождения производственного объединения «Вега». Уже в 1947 году был выпущен первый транзисторный радиоприемник — «Рекорд 46». Чуть позже завод освоил выпуск другой электроники: усилителей, электрофонов, проигрывателей, магнитофонов и акустических систем. Вплоть до конца восьмидесятых годов прошлого века продукция завода «Вега» была популярна и весьма востребована. Стали на конвейер такие востребованные устройства, как проигрыватели компакт-дисков, музыкальные центры и стереокомплексы. И вдруг все прекратилось. Вместе с развалом СССР. В 1991 году на заводе провели сокращение штата. В конце девяностых завод был переименован в акционерное общество. А уже в двухтысячных появилось производственное объединение «Вега», которое стало заниматься ремонтом техники и (очень редко) ее созданием. Так от бывшего гиганта в области электроники остались только рожки да ножки. «Вега» 15АС-408 является одной из последних акустических систем, что были разработаны на данном заводе. После нее уже ничего нового и качественного не было.

Особенности ремонта

Из-за простоты конструкции данных колонок их ремонт предельно прост. Первое, что выходит из строя — это бумажные диффузоры динамиков. Заменить их не получится никак. Поэтому придется менять весь динамик. Найти такие на барахолке не составит никакого труда. Также можно будет сразу заменить штатные провода на более качественные. А вообще, разобрать корпус колонки для того, чтобы добраться до внутренностей — не проблема. Под пластиковыми корпусами передней части колонки спрятаны болты. Стоит только отжать специальные заглушки (если они сохранились), и можно будет без проблем раскрутить болты. Задняя крышка тоже легко снимается. А потом нужно будет только аккуратно извлечь динамик, отпаять провода, установить новый и припаять провода обратно. Вот и весь ремонт.

↑ Доработка корпуса 15АС-109

Подробно останавливаться не буду, т. к

описано много раз, остановлюсь на самом важном. Это тщательная герметизация, заливка всех стыков и щелей снаружи и изнутри

Желательна проверка с помощью программы LIMP – щели очень хорошо видны.

Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.

Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.

Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.

Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.

Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.

При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.

Вместо поганой штатной пластмассовой панели я сделал рамку из тонкого ламината и натянул на неё ткань типа «канва». Крепление рамки к корпусу через «липучку» — просто и не надо сверлить отверстия. По неопытности я поставил слишком длинные отрезки липучки и снять рамку оказалось ох как непросто!

Основные технические характеристики АС

Итак, перейдем к более интересной информации об акустической системе 15АС-408. Характеристики ее таковы, что пользователь может рассчитывать на вполне приемлемый звук. Но при условии наличия качественного усилителя и адекватного источника звука. Диапазон воспроизводимых частот у данных колонок средний. Нижняя планка — 63 герца. Верхняя — 20 000 герц. У многих современных китайских колонок точно такой же диапазон. Но звучат они гораздо хуже. Чувствительность у 15АС-408 — 83 дБ. Это хороший показатель для акустики такого класса. Номинальная мощность каждой колонки — 25 Ватт. Стоит учесть, что это «честные» Ватты, а не те, которые пишутся на китайских колонках. И 25 Ватт вполне достаточно для озвучивания огромной комнаты. Колонки обладают электрическим сопротивлением в 4 Ом. Это значит, что колонки смогут работать практически с любым усилителем. Акустическая система оснащена двумя динамиками с бумажными диффузорами. Они, конечно, хороши, но со временем дряхлеют и нуждаются в ремонте. В остальном характеристики у колонок вполне приемлемые.

↑ Доработка динамиков 25ГДН-3-4

В 15АС-109 установлены динамики 25ГДН-3-4, это неплохие динамики, братья 10ГД-34, но значительно лучше их за счет огромного мощного магнита. Вследствие этого они могут нормально работать на объем 8…12 литров, обеспечивать отдачу от 30…40 Гц при спаде не 15 дБ, как у S-90 и им подобных, а 3…6 дБ. Конечно, объем движимого воздуха и мощность несопоставимы с 75ГДН.

Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.

Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.

Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.

Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.

Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.

Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.

Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.

Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна. Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.

Внешний вид колонок

Рассмотрим дизайн данных колонок. Кабинеты выполнены из фанерных листов (многослойных) и покрыты шпоном из вполне дорогих пород дерева. На передней панели (которая выполнена из пластика) располагаются защитные решетки динамиков и щель пассивного излучателя (тоже прикрытая защитной решеткой). Сразу над излучателем располагается низкочастотный динамик. Над ним, чуть смещенный в правую сторону — среднечастотник. Специального высокочастотного динамика (твитера) здесь нет, так как акустическая система двухполосная. Габариты у 15АС-408 довольно-таки скромные (по сравнению с другими советскими колонками), так как именно эта АС предназначена для установки на полки. Но ничто не мешает повесить ее на стену. Для этой цели на задней стенке есть специальные «уши». Вот и все, что нужно было узнать о внешнем виде колонок. Теперь перейдем к техническим характеристикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector