Как проверить компрессор холодильника: рабочий или нет?

Принцип работы и типы

Компрессор в холодильнике предназначен для поддержания холода, вернее, для циркуляции охлаждающего вещества по системе капиллярных трубок и радиаторной решётке холодильника, конденсатора.

Для того чтоб понять какую роль в холодильнике играет компрессор, нужно представлять как происходит процесс заморозки.

Компрессор, представляющий собой мотор, откачивает пары хладагента из испарителя, а после направляет их в конденсатор. В нём пары охлаждаются и начинается процесс конденсации. Находясь в сжиженном состоянии хладагент через трубки и фильтр, предназначенный для осушения, попадает в испаритель. Там, из-за разницы давления, происходит закипание вещества, энергия для кипения поступает от испарителя, и воздух в камере охлаждается. Хладагент опять меняет фазовое состояние, переходит в газ. Процесс вновь повторяется.

Компрессорные установки разделяют на типы:

  • динамический;
  • поршневой;
  • ротационный.

Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки. Динамические используют в своей работе вентиляторы, с их помощью и происходит нагнетание хладагента. Поршневой основан на принципе работы таком же, как в одноцилиндровых двигателях внутреннего сгорания, имеет двигатель и вал. Ротативный содержит в конструкции катящийся ротор, расположенный в цилиндре корпуса эксцентрично.

Почему, по мнению потребителей, лучше один компрессор, чем два

Многие покупатели считают, что один компрессор в холодильнике имеет преимущества перед аналогичными моделями с двумя насосами, в том, что первые экономичнее вторых. Так же в эту пользу говорит убеждённость людей, в меньшем количестве шума, издаваемом холодильником с одним компрессором. На оба этих замечания можно возразить следующее:

  • Один компрессор охлаждая обе камеры не выбирает, в какую из них необходимо нагнетать больше холода, а значит всегда просто работает на максимуме. Возможно морозилка в текущий момент не требует заморозки, а в холодильник были положены тёплые продукты, но компрессор всё равно по приказу термометра включится и начнёт охлаждать обе камеры. Кроме этого, в длительное отсутствие хозяев в доме, при включённой морозилке, охлаждаться будет также и холодильный отсек.
  • Современные линейно-инверторные компрессоры практически бесшумные и работают без резких включений, тарахтений и вибраций, поэтому количество установленных компрессоров сильно не отразиться на уровне шума.

Важным параметром при выборе является стоимость. Сейчас на рынке можно найти недорогие модели обоих видов, но аппараты с двумя насосами, будут всё равно дороже моделей с одним насосом. Тут выбрать поможет только знание ожиданий от работы холодильника. Нельзя однозначно сказать, какой из них лучше. Необходимо сначала определиться с задачами, которые должен решать холодильник и только после этого выбрать модель.

Принцип работы

Принцип работы холодильника заключается в следующем:

  1. Тепловая энергия передается из камеры в окружающую среду.
  2. Холод концентрируется внутри корпуса.

Чтобы отобрать тепло, необходимо применить хладагент, который называется фреоном. Этот газообразный состав состоит из этана, хлора и фтора. Он может переходить в жидкое состояние и газообразное. Это случается при скачках давления.

Компрессор холодильника всасывает хладагент внутрь. В системе используется электрический двигатель, который запускает вращение поршня. Этот механизм вызывает сжатие газа.

Процесс разделен на 2 этапа:

  1. Изначально поршень движется в возвратном направлении, а когда он смещается, происходит открытие впускного клапана.
  2. Затем поршень движется в обратном направлении, сжимая газообразное вещество. Сжатый хладагент воздействует на пластину выпускного клапана, что приводит к резкому скачку давления. В результате газ нагревается до +100 °C, а клапан открывается и выпускает его наружу.

Подогретое вещество направляется в конденсатор, а затем передается в окружающую среду. При передаче тепла запускается конденсация газа, а фреон приобретает состояние жидкости.

Саморазмораживающийся

Модели с саморазмораживающейся функцией выполняют цикл разморозки в автоматическом режиме. Всего есть 2 типа таких систем:

  1. Капельная.
  2. Ветреная (No frost).

В оборудовании с капельной функцией испаритель размещается сзади аппарата. Когда устройство работает, сзади на стенке появляется иней. В процессе размораживания наледь перемещается по желобам в нижнюю секцию холодильника. По мере нагревания компрессора происходит испарение жидкости.

В моделях с такой системой воздух от испарителя передается внутрь камеры с помощью вентилятора. Затем он стекает по желобкам в специальный отсек.

Слово «ноу фрост» ничего не говорит для новичков. Поэтому при ознакомлении с принципом действия холодильника необходимо уточнить, как работает система No frost и что это такое.

Инверторный

Компрессорные установки в инверторных холодильниках выполняют аккумуляцию и преобразование постоянного тока в переменный с номинальным напряжением в 220 В. Принцип их действия заключается в плавном изменении оборотов двигательного вала.

Когда холодильник запускается, инвертор достигает требуемого количества оборотов для поддержания нормального температурного режима под корпусом. После этого оборудование переходит в стадию ожидания. По мере повышения температуры происходит срабатывание датчика, а скорость вращения растет.

Абсорбционный

Специфика работы абсорбционных моделей сводится к бесперебойной циркуляции и испарению фреона в жидком состоянии. Его роль выполняет аммиак, а в качестве поглотителя (абсорбента) используется водный аммиачный состав.

В системе охлаждения присутствует хромат натрия и водород. Первый обеспечивают защиту стенок от коррозийных процессов, а второй регулирует давление в системе.

Когда оборудование подключается к электроснабжению, кипятильник нагревает рабочий состав, размещенный в специальной емкости. После этого сжиженный хладагент передается испарителю и соединяется с водородом. Из-за разности давлений 2 составов аммиак испаряется.

Охлажденное вещество отнимает тепловую энергию извне.

Промышленные

Промышленное оборудование отличается от бытового показателями мощности и габаритами камер охлаждения. Производительность холодильников достигает нескольких десятков кВт, а рабочий температурный диапазон морозилок варьируется в пределах +5…-50 °C.

Промышленные агрегаты используются для эффективного охлаждения и глубокой заморозки продуктов. Объем камеры варьируется от 5 до 5 тыс. т. Основные сферы применения — предприятия по заготовке и переработке продуктов.

Параметры линейного компрессора

Для данного устройства наиболее важны параметры холодопроизводительности, развиваемой мощности и рабочего давления. В среднем последний показатель у большинства моделей колеблется в пределах 2–4 атмосфер. Этот уровень давления оптимален для нормальной циркуляции фреона по системе охлаждения.

Многие производители снабжают свою технику специальными регуляторами давления для того, чтобы удерживать его на нужном уровне и не допускать разрыва труб охладительной системы.

Если же говорить о холодопроизводительности, то данный показатель неразрывно связан с мощностью прибора и марки хладагента, который он использует. Холодопроизводительность измеряется в килокалориях в час, и у многих холодильников, использующих фреон с индексом R12 (например, у некоторых моделей LG), составляет от 45 до 150 ккал/час в зависимости от электрической мощности устройства.

Справка. В своё время линейный компрессор считался довольно энергоэкономичным, однако сегодня пальму первенства в этом негласном состязании однозначно удерживают устройства инверторного типа. Поскольку они работают, никогда не выключаясь (а именно в момент включения на двигатель холодильного агрегата приходится наиболее серьёзная нагрузка), ресурс их гораздо выше, а расходы энергии – ниже.

Впрочем, этот положительный момент легко нивелируется стоимостью за модель холодильника с инверторным типом компрессора.

Для того чтобы выяснить, исправно ли работает компрессор, мастера по ремонту используют мультиметр. Подключая его между обмоткой катушки и корпусом, они замеряют сопротивление обмотки. Отклонение от нормы в большую сторону указывает на повреждения обмотки, а в меньшую – на имевшее место короткое замыкание в системе. Поскольку обмотка может иметь разный исходный материал и структуру, значение нормального сопротивления у неё для каждой модели может быть разным.

Проверка компрессора на исправность: особенности процесса

Если вы точно не знаете, исправен компрессор или нет, то после того, как он снят, необходимо проверить его работоспособность. Только после этого будет возможным его применение для других целей. Первое, что потребуется сделать, – это подключить деталь к электрической сети.

Признаками работы компрессора является следующее. Будет слышен звук в виде шипения. Он свидетельствует о том, что происходит процесс, заключающийся в засасывании воздуха в одну трубку и выходе через другую.

Важно во время демонтажа компрессора сохранить в нем масло целым и невредимым. Для этого перерезается кабель, который идет от датчика температуры

После этого проводится измерение показателей сопротивления, определяется месторасположение контактов, которые замкнуты. Это все потребуется и далее. Они являются пригодными для использования. Также стоит сохранить электросхему бытовой техники. Ее пример показан на фото, приведенном ниже.

Проверяем компрессор холодильника: на сопротивление, на реле, проверка давления

Обязательно необходимо проверить сопротивление. При наличии неисправности есть вероятность получить удар током. Проверить компрессор можно по следующим параметрам:

  1. сопротивление;
  2. давление;
  3. ток.

При повреждении обмотки наблюдаются скачки напряжения, которые могут переброситься на корпус. Чтобы проверить сопротивление рекомендуется замерить его в каждом из 3 контактов, включая корпус изделия. Выбирайте участки без краски. При отсутствии скачка и повреждений на экране прибора для диагностики появится знак бесконечности.

Рекомендуется провести диагностику давления, используя манометр. Необходимо при наличии показателей неисправности конструкции, но измерение сопротивление ничего не прояснило.

Важно подключить все надёжно и правильно. Показатели снимаются при включённом компрессоре

Можно получить следующие результаты:

  1. На экране появляется значение в 6 атмосфер, и показатель начинает расти. Это свидетельствует о работоспособности изделия.
  2. Показатель давления ниже 6 и начинает уменьшаться. Что означает необходимости заменить корпус давления.

Важно прозвонить и пусковое реле, что позволяет выяснить поступает ли ток на двигатель. Понадобится мультиметр с клещами

Для чистоты диагностики основой исследования должно стать исправное реле. Оно подключается к полости компрессора. Затем один из проводков зажимается клещами.

Показатель зависит от мощности двигателя. Если она составляет около 120 Вт, на дисплее отразится результат 1.1–1.2 В. Если мощность больше, около 140 Вт, тогда на экране появится 1.3 В. Это свидетельствует об исправности реле. Появление других данных свидетельствует о наличии проблем.

Принцип работы холодильника компрессорного типа

Понижение температуры воздуха внутри камер осуществляется за счет изменения агрегатного состояния используемого в системе хладагента, который непрерывно движется по замкнутому контуру.

В процессе циркуляции происходят:

  • охлаждение и сжижение поступающего в конденсатор фреона;
  • расширение холодильного агента;
  • испарение образовавшихся газов;
  • нагревание и сжатие хладагента.

Каждый из перечисленных процессов происходит на определенном этапе. Посредством компрессора осуществляется выкачивание паров, образовавшихся внутри испарителя. С помощью нагнетательной трубки они перемещаются в конденсатор, после чего охлаждаются и преобразуются в жидкость.

Очищенный фильтрационным элементом фреон направляется в капилляр, где до нужного уровня понижается его давление, прежде чем хладагент попадет в испаритель.

Дальнейший принцип работы холодильника заключается в преобразовании кипящего фреона в пар. При этом конструкция испарителя продумана таким образом, чтобы обеспечить полное испарение находящейся внутри жидкости. На стадии парообразования происходит поглощение тепловой энергии, в результате чего снижается температура внутри холодильной камеры. В свою очередь, холодильный агент снова перемещается в компрессор.

Данный повторяемый цикл может быть прерван терморегулятором, при срабатывании которого двигатель компрессора останавливается. По истечении определенного периода повышающаяся внутри камеры температура достигнет допустимого предела, после чего посредством терморегулятора мотор будет снова запущен.

В современных моделях двухкамерных холодильников устанавливается два испарителя, каждый из которых отвечает за охлаждение отдельной части конструкции. При этом хладагент начнет поступать в камеру холодильного отделения не раньше, чем температура внутри морозильника достигнет необходимого значения.

Инверторный компрессор: особенности работы и устройства

Двигатель обычного компрессора работает, периодически, то включаясь на полную мощность, то снова выключаясь, инверторный работает постоянно, но с разной интенсивностью.

В результате двигатель испытывает постоянные повышенные нагрузки, которые происходят при его запуске.

Использование в устройстве холодильника инверторной установки позволило устранить данный недостаток. Основным отличием такой системы является постоянная работа мотора, скорость вращения которого в определенный момент снижается. Таким образом, циркуляция хладагента не прекращается полностью, но значительно замедляется.

При этом уровень температуры внутри камеры поддерживается в пределах заданного значения. Подобный режим позволяет увеличить рабочий ресурс отдельных элементов оборудования, и, вместе с тем, экономить на потреблении электроэнергии. На остальные характеристики устройства данный параметр никак не влияет.

Отличие инверторных и неинверторных компрессоров наглядно показано в ролике:

Принцип работы автохолодильников компрессорного типа

Компрессорный холодильник — это морозильная камера, оборудованная испарителем и компрессором, по принципу работы такой автохолодильник наиболее схож с обычным домашним холодильником. Итак, это металлический контейнер, внутри которого хладагент, как правило фреон, находящийся в жидком виде, подается в испаритель, где происходит его переход в газообразное состояние — испарение, при этом хладагентом у самого испарителя забирается тепловая энергия от его металлических стенок.

Сам испаритель благодаря этому охлаждает воздух уже самой холодильной камеры. Затем газообразный хладагент вытягивается из испарителя компрессором, после чего конденсируется, превращаясь назад в жидкость благодаря высокому давлению, которое создает опять-таки компрессор.

При помощи автохолодильника данного типа продукты можно охладить до -18°С (модели отдельных марок, например, LIBHOF – даже до -25°С), что позволит сохранить их в хорошем состоянии на весьма продолжительное время, в особенности — рыбу, мясо, овощи или фрукты. Использование компрессорного холодильника обеспечит возможность быстро охладить содержимое, выбрав при этом необходимую температуру.

Такие автохолодильники обычно достаточно экономичны, имеют хорошую вместимость, работают от прикуривателя или от 220 Вт автомобильной сети. При этом как недостаток указать можно лишь то, что компрессорные автомобильные холодильники немного больше весят, чем устройства иных типов.

Конструкции объёмные ротативные

Устройство компрессоров современных холодильников часто основано на использовании двухроторного принципа. Есть неравнозначные винтовые спиральные лопасти, ведущий ротор имеет несколько выступов со скругленными вершинами, а оба вала расположены в составном цилиндрическом корпусе. Конструкция устроена так, что они соприкасаются на протяжении всей длины, а вращение осуществляется навстречу друг другу.

Отверстия для забора и вывода фреона располагаются с противоположных сторон — по диагонали. Хладагент поступает в начале расположения роторов сверху корпуса, а сжатый газ уходит снизу — в конце спиралей.

Устройство объёмных ротативных компрессоров холодильника сделано так, что между роторными спиралями и корпусом нет зазора. При этом во время вращения порции воздуха, формируемые заборной камерой, расходятся в противоположные стороны, что приводит к их лёгкому захвату обоими валами.

Разные типы компрессоров подходят для разных условий использования

Конструктивная особенность в том, что на один ротор приходится на 50 % больше нагрузки, чем на второй: 4 против 6 порций воздуха. Вращение лопастей в итоге приводит к сжатию (ударному давлению) хладагента и выбросу его наружу. Достичь таких же показателей в других случаях проблематично.

После выполнения таких условий контролировать давление внутри системы становится довольно легко, а, значит, можно снижать скорость вращения лопастей и уменьшать потребляемую мощность. Кроме того, в такой ситуации не составит труда понизить технологические требования к качеству изготовления отдельных деталей и сборке в целом.

Эксплуатация

Самодельный вакуумный насос удобнее всего разместить под столом, так чтобы на столе лежали только всасывающая и нагнетающая трубки от него.

При таком размещении в электроцепь агрегата целесообразно встроить педаль, нажатием которой будет осуществляться его включение. Вакуумный манометр также лучше расположить на столе.

Поскольку в случае размещения вакуумного насоса под столом из-за недостатка освещенности пользоваться масляным уровнемером не очень удобно, можно дополнительно оборудовать устройство подсветкой.

С помощью самодельного вакуумного насоса можно не только откачивать воздух из контейнеров для хранения продуктов, но и изготавливать различные изделия из двухкомпонентных силиконовых резин путем вакуумирования. Правда, следует учесть, что с чересчур густым материалом, например, Виксинтом, данный агрегат не справится.

Пошаговая сборка самодельного компрессора

Рассмотрим все этапы сборки самодельного компрессора по отдельности.

Если при сборке используются тяжелые детали, то вряд ли компрессор получится переносным. Скорее всего, его придется использовать, как стационарный. Потребуется подготовить крепкое основание и крепежи.

Этапы сборки:

Подготовка компрессора со старого устройства или купленного в мастерской. Первым делом нужно найти трубки для входящего и исходящего воздушных потоков. Для это агрегат нужно включить в эклектическую сеть и посмотреть, откуда выходит воздух. Целесообразно отметить цветной изолентой или пластырем, какая трубка за какую функцию отвечает. Это поможет не запутаться в дальнейшем. Следующим шагом является подрезка трубочек до размера в 100 миллиметров. Так будет удобно подключить шланги, когда это потребуется сделать

Компрессор важно располагать в вертикальном состоянии. Для удобства на реле присутствует стрелочка, направленная вверх.

Подготовка ресивера

Рассмотрим вариант, в котором задействуется пластиковая ёмкость. В ее крышке нужно сделать два отверстия. Трубку, которая будет работать на вход, нужно подготовить такой длины, чтобы она доставала до дна. Длина исходящей трубки может быть около 100 миллиметров. Снаружи нужно оставить порядка 20-30 миллиметров. Вся конструкция фиксируется с помощью эпоксидный смолы. Так будет обеспечена герметичность ресивера. Если в качестве емкости используется старый огнетушитель, то для работы потребуется подготовить пай и штуцеры. Достоинство такого ресивера в том, что на него можно установить манометр. Важный совет: не стоит намертво приваривать к ресиверу детали. Оптимальным подходом считается прочное закрепление гаек.

Соединение всех подготовленных деталей. К короткому топливному шлангу нужно прикрепить бензиновый фильтр. Второй его конец соединяется с входящей трубкой компрессора. С помощью фильтра будет происходить отсеивание пыли и мелких загрязнений. Второй топливный шланг крепится к исходящей трубке и ресиверу. Благодаря этому воздух из компрессора будет перетекать в ресивер. На все шланги в обязательном порядке крепятся хомуты. Они обеспечат более жесткую фиксацию и не позволят шлангам соскочить под давлением воздуха. Еще один отрезок топливного шланга нужно прикрепить к дизельному фильтру, который отвечает за очистку воздуха. К выходящему шлангу можно крепить или другие устройства, или шланги.

Техническое обслуживание самодельного устройства. Масло, которое заливается в компрессор, нужно регулярно менять. Оптимальный срок — раз в шесть месяцев. То же самое правило относится и к бензиновому фильтру. Все указанные действия можно выполнять самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов.

Замена масла. Первым делом нужно осмотреть двигатель. Их компрессора всегда отходит запаянная трубочка. Как раз ее и нужно отрезать, и слить отработанное масло из двигателя. Объем обычно не превышает одного стакана. Если компрессор приобретался в мастерской, то лучше уточнить, слито из него масло или нет. Для закачки свежего масла используется обычный шприц. После завершения процедуры трубочку нужно качественно запаять. Однако удобнее будет зафиксировать ее с помощью ФУМ ленты и пристроить завинчивающуюся крышку.

Чтобы смастерить компрессор собственными руками из старых узлов и деталей, нужно первым делом тщательно разобраться со схемой сборки. Также нужно оценить свои знания, а также подготовить запчасти, расходные материалы

Их все лучше собрать заранее, чтобы в процессе сборки не обнаружилось отсутствие важной детали, из-за чего дальнейший процесс будет просто невозможным

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector