Расчет закрытого ящика
Содержание:
- ↑ Идея
- Как работать в WinISD
- Как практически определить, что изотермический процесс сжатия-расширения воздуха внутри оформления достигнут?
- Звук в конце тоннеля
- Заряжаем….
- WinISD
- Немного «вокруг да около»
- Принципы использования автозвука
- Схема работы
- WinISD
- Вариант №1. Простой вариант расчета размеров фазоинвертора
- Примеры расчета закрытого ящика
- Вариант №3. Расчет размера фазоинвертора по номограмме
- ↑ Этапы сборки
- Лист «Корпус TQWP»
- Выводы
↑ Идея
Что имелось в наличии — практически весь необходимый инструмент, а это уже полдела. Так же имелась автоакустика Soundmax SM-CSM62, практически новая
Понимаю, что опытные скажут, что мол опять автоакустика, да на ней ничего путного не построишь и т.д., ну ничего страшного, так сказать будем учиться на своих ошибках, что бы потом было легче, да и руку набить на постройке — это дорогого стоит. Внешний вид был выбран изначально и не обсуждался. Вертикальные узкие и высокие напольные АС. По всем параметрам акустики (а они, как выяснилось, у среднебюджетной акустики 16.5 см. практиче одинаковые) предполагалось делать ЗЯ, что более благоприятно для автоакустики, да и проще в изготовлении. Были заказаны у знакомого панели ДСП размером 1200×200х200 мм, что в итого дало бы примерно около 40 л. чистого внутреннего объема, который при необходимости можно было чем-либо заполнить, для его уменьшения.
Но мы не ищем легких путей. Прокручивая Интернет в очередной раз, наткнулся на статью по описанию и изготовлению TQWP. Решение было принято и начался процесс. Так же АС строились на перспективу, с возможностью дальнейшего апгрейда под замену акустики. Расчет производился в одноименной программе
Расчет и чертеж АС TQWP
Так как никаких параметров ТС по данной акустики найти не удалось, а для расчета необходим всего один Собственная резонансная частота динамика (Fs), было перелопачено куча информации по 16,5 см автоакустики со схожими конструкциями и материалу изготовления диффузора и опытным путем было установлено, что Fs в среднем разнится в пределах от 50 до 80 Гц. Была выбрана 60 Гц. Небольшая ошибка в выборе Fs по большому счету не приводила, к каким либо существенным отклонениям в расчете программы.
Как работать в WinISD
Автор программы видимо исходил из следующей методики: вы открываете программу и выбираете из списка тот динамик который у вас есть в наличии, и корпус для которого вы хотите посчитать. Это тупиковая методика. Так как в большинстве случаев вы обнаружите, что динамика который вы хотите посчитать, нет в списке программы.
Существует более простой и быстрый путь. Выбрать из списка динамик с близкими размерами, а после это перебить его основный параметры. Можете взять взять эту болванку нового проекта WinISD – Динамик с рамой 180mm
В большинстве случаев достаточно перебить:
Fs — Резонансная частота динамической головки. Qts — Полная добротность головки на частоте Fs. Vas — Эквивалентный объем.
Что делает программа. Не даже особого смысла описать, как работать с программой WinISD. Главное достоинство программы WinISD это простота. И все и так понятно их скриншотов:
Открываем программу WinISDОткрываем новый проект WinISD
Если номиналы динамика не показываться – кликнете мышью по слову Parameters. Параметры динамика можно изменять. Двойной клик мыши по их номиналу открывает окошко ввода.
Далее походив по вкладкам вы уведите все что может программа. Почти все, что нужно для расчета АС. Дополнительно есть калькулятор активных и пассивных кроссоверов. А так же генератор синусов.
В дальнейшем мы сделаем обзор на более продвинутые программы для расчета акустических систем. Но это только для тех кто хочет очень глубоко погрузится в тему.
OТТО SX-P1 (Fisher 1200) и их клоны в СССР
«Торий» выпустил 4-6 (как считать) вариации АС. |
|
Искажения все меньше, АЧХ все ровней. А звучание почему-то все хуже и хуже. | |
«Характер» звучания АС задается в основном способом сведения динамических головок, – специфическим набором фазовых искажений и задержек. |
Как практически определить, что изотермический процесс сжатия-расширения воздуха внутри оформления достигнут?
Процесс будет достигнут, если при добавлении внутрь оформления новой порции рыхлого звукопоглощающего материала резонансная частота закрытой АС уже не понижается. Исследования авторов показали, что заполнять внутренний объем оформления более, чем на 60%, нецелесообразно.
Вместе с тем количество рыхлого звукопоглощающего материала не должно быть чрезмерным, чтобы активные акустические потери в оформлении и заполнении не были значительны.
Следует отметить, что степень влияния активных акустических потерь в оформлении (и заполнении) на ход частотной характеристики зависит, строго говоря, не от их абсолютных значений, а от соотношения активных акустических потерь в оформлении и полных потерь в головке.
Потери в головке — это собственные акустико-механические активные потери (r) на внутреннее трение в материале головки, трение о воздух при работе, потери в виде активной составляющей сопротивления излучения и т.д., а также «вносимые» в головку потери (rвн). Авторы рекомендуют следующий критерий допустимости активных потерь в оформлении и заполнении ящика:
(rвн+r)/(rоф+rзап) > 10, (8)
где rоф и rзап — активные акустические потери в оформлении и в заполнении соответственно. При меньше соотношении потерь акустическая система должна быть переделена, вплоть до замены акустического оформления.
Чрезмерные активные акустические потери могут быть в АС при некачественном (с акустической точки зрения) выполнении корпуса оформления, креплении головки, при чрезмерном заполнении оформления звукопоглощающим материалом, а также при чрезмерно малых внутренних объемов оформления (Vэ/V>8).
В заключение для быстрого расчета закрытых АС предлагается графический метод. По графикам на рис. 5–9 можно для заданной головки с присущими её параметрами подобрать рациональное оформление, и наоборот, по заданному оформлению выбрать подходящую головку.
Рис. 5. Зависимость ω01/ω от Vэ/V
Рисунок 5, на котором показана зависимость ω01/ω от Vэ/V — общий при расчете.
На рисунках 6–9 выбирается один — в зависимости от добротности применяемой головки (от 0,4 до 0,8). На этих рисунках представлены семейства кривых зависимости Vэ/V от ωrp/ω, где ωrp — нижняя граничная частота воспроизводимого диапазона. Параметром системы является значение спада частотной харакетристики (дБ) на частоте ωrp.
Кроме того, на каждом графике справа нанесена дополнительная ось, по которой отложено значение √(1+Vэфф/V), с помощью которого можно рассчитать звуковое давление закрытого ящика на горизонтальной части характеристики (формула (6)) в виде рст = А(1+Vэфф/V), А = 2,65*10-3√(f301V/Q01) легко вычисляется для заданной головки, так как ω, Vэ и Q — параметры головки.
Рис. 6. Зависимость Vэ/V от ωrp/ω при Q =0,4.
Рис. 7. Зависимость Vэ/V от ωrp/ω при Q =0,5.
Рис. 8. Зависимость Vэ/V от ωrp/ω при Q =0,6.
Рис. 9. Зависимость Vэ/V от ωrp/ω при Q =0,7.
Звук в конце тоннеля
Когда АвтоЗвук был еще маленьким и сидел под крылом Салона АВ, вышли в свет две первые части трилогии о сабвуферах — о том, чего ждать от разных типов акустического оформления и как подобрать динамик для закрытого ящика.
Значительная часть тех, кто, обдумывая житье, решил с пониманием отнестись к басовому вооружению своего автомобиля, этим, в принципе, уже могла бы обойтись. Но не все. Поскольку существует как минимум еще один, чрезвычайно популярный тип акустического оформления, по распространенности не уступающий закрытому ящику.
Фазоинвертор в отечественной литературе, bass reflex, ported box, vented box — в англоязычной — все это, по сути, звукотехническая реализация идеи резонатора Гельмгольца. Идея проста — замкнутый объем соединяется с окружающим пространством с помощью отверстия, содержащего некоторую массу воздуха. Вот именно существование этой массы — того самого столба воздуха, который, по утверждению Остапа Бендера, давит на любого трудящегося, и производит чудеса, когда резонатор Гельмгольца нанимают на работу в составе сабвуфера. Здесь мудреная вещь имени германского физика приобретает прозаическое имя тоннеля (по-буржуйски port или vent) .
Заряжаем….
В статье выяснили, чем хороши различные типы акустического оформления и чем плохи. Казалось бы, теперь «цели ясны, за работу, товарищи..» Не тут-то было. Во-первых, акустическое оформление, в которое не установлен собственно динамик — всего лишь с той или иной степенью тщательности собранная коробка. А зачастую и собрать-то ее нельзя, пока не будет определено, какой динамик окажется в нее установлен. Во-вторых, и в этом главная потеха в проектировании и изготовлении автомобильных сабвуферов — характеристики сабвуфера немногого стоят вне контекста характеристик, хотя бы самых основных, автомобиля, где он будет работать. Есть еще и в-третьих. Мобильная акустическая система, одинаково приспособленная для любой музыки — редко достигаемый идеал. Грамотного установщика можно узнать обычно по тому, что, «снимая показания» с клиента, заказывающего аудиоустановку, он просит принести образцы того, что клиент будет слушать на заказанной им системе после ее завершения.
Как видно, факторов, влияющих на решение — очень много и свести все к простым и однозначным рецептам нет никакой возможности, что и превращает создание мобильных аудиоустановок в занятие сильно родственное искусству. Но некоторые общие ориентиры наметить все же можно.
WinISD
существует в виде бета версии. И она считается как бы недоделанной. Но считает она практически все, что требуется при конструировании АС. Мы рекомендуем эту программу именно тем людям, которые не имеют желания очень глубоко погружаться в процесс изучение софта. А ставят себе прикладную задачу, – сделать быстро расчет ящиков АС и кроссоверов к ним.
Сотворил ее неизвестный энтузиаст из Финляндии:
Juha Hartikainen
Программа бесплатна и скачать ее можно здесь.
Так как в каждой новой версией программы добавляются не особо нужный функционал. Но исчезает главное ее достоинство, – удобство использования и интуитивно понятный интерфейс. Хотя, после того как вы освоите первую версию программы, – переход на последующие ее версии будет очень простым.
Программа работает на ХР и Win7 точно. Далее не смотрели.
Немного «вокруг да около»
Все изложенное выше, условно кратко представляет пройденный путь. Описал его для тех, кому интересно создание высококлассной АС своими руками, кто сталкивается с подобными вопросами. Здесь описан процесс разработки АС с нуля, и путь был пройден полностью до создания прототипа. Кто пожелает, может тоже пройти всю дорогу, более осознано. Кому-то будет доступно срезать на ней углы.
Несколько слов о лабиринте Рогожина. Привлекательность этой конструкции состоит не только в возможности получить великолепные результаты звучания акустики (я то говорю об этом уже с пониманием), но еще открывает возможности конструирования внешнего вида и внутренней архитектуры в самом широком диапазоне.
В конечном счете, эта технология позволяет создать АС «под себя». Такой себе индпошив. Это чрезвычайно удобно и привлекательно. Наверное, все понимают разницу между купленным готовым шкафом и встроенным или сформированным по конкретным требованиям. Функциональность, адаптивность у второго варианта выше.
Принципы использования автозвука
Чтобы понять, что такое кроссовер и действительно ли потребность в звуке нуждается в одном или нескольких кроссоверах, важно сначала понять отдельные очень простые принципы использования автомобильного кроссовера. Главная идея заключается в том, что музыка состоит из звуковых частот, которые управляют всей гаммой человеческого слуха, но отдельные источники лучше создают конкретные частоты, чем другие
Твитеры предназначены для воссоздания высоких частот, вуферы предназначены для воспроизведения низких частот и т. д. Основная цель — разделение музыки на составные частоты и передача конкретным громкоговорителям для достижения более высокой точности воспроизведения аудио. Убедившись, что только нужные частоты достигают классических громкоговорителей, можно эффективнее уменьшить искажения и улучшить качество звука в автомобильной аудиосистеме.
Установка пассивных акустических кроссоверов — относительно нетрудная задача, так как обеспечивает проводку кроссовера между усилителем и динамиками. Например, можно подсоединить пассивный кроссовер к выходу усилителя, а затем подключить выход твитера к высокочастотному динамику и выход сабвуфера на низкочастотный громкоговоритель.
Установка активного автомобильного аудиокроссовера, как правило, будет более сложной процедурой. Основная проблема заключается в том, что для активных кроссоверов требуется мощность, поэтому нужно будет прокладывать провода питания и заземления для каждого устройства. Если уже установлен усилитель, установить активный кроссовер будет проще. Фактически заземление его в том же месте, где заземлен усилитель, поможет предотвратить раздражающие помехи в наземном контуре.
Схема работы
1. В главном меню в разделе Action выберите пункт Perform FEA Calculations (рис. 7).
2. В появившемся диалоговом окне выберите штуцер, подлежащий расчету. Перед нажатием кнопки ОК необходимо выбрать пункт меню Options для проверки и подтверждения основных условий расчета (рис. 8).
3. Обычно вполне достаточно условий, устанавливаемых по умолчанию; с приобретением опыта пользователь может эти условия корректировать (рис. 9).
4. После подтверждения условий расчета программа возвращается в окно выбора штуцера для расчета и после подтверждения выбора штуцера включает в работу расчетный модуль FEPipe (рис. 10).
5. Результаты расчета могут быть рассмотрены в результатах расчета основной программы (рис. 11).
WinISD
существует в виде бета версии. И она считается как бы недоделанной. Но считает она практически все, что требуется при конструировании АС. Мы рекомендуем эту программу именно тем людям, которые не имеют желания очень глубоко погружаться в процесс изучение софта. А ставят себе прикладную задачу, – сделать быстро расчет ящиков АС и кроссоверов к ним.
Сотворил ее энтузиаст из Финляндии:
Juha Hartikainen
Программа бесплатна и скачать ее можно здесь.
Так как в каждой новой версией программы добавляются не особо нужный функционал. Но исчезает главное ее достоинство, – удобство использования и интуитивно понятный интерфейс. Хотя, после того как вы освоите первую версию программы, – переход на последующие ее версии будет очень простым.
Программа работает на ХР и Win7 точно. Далее не смотрели.
Вариант №1. Простой вариант расчета размеров фазоинвертора
Это вариант подойдет для ленивых. Нам надо знать частоту настройки фазоинвертора для данного динамика. Его часто указывают производители динамиков в технических характеристиках, например на упаковке.
где:
- F — частота настройки ФИ;
- C — скорость звука;
- п — число = 3,14…;
- S — площадь отверстия;
- L — эффективная длина трубы (длина трубы плюс процентов 5);
- V — объем корпуса.
Везде метры и герцы.
Соответственно отношение площади отверстия к длине фазоинвертора:
то есть при увеличении площади отверстия вдвое (два порта) — вдвое растет длина каждого из фазоинвертора. Делать узкий фазоинвертор чтобы уменьшить длину трубы нецелесообразно — возрастает скорость потока в нем (там должно быть не более 5% от скорости звука! я ошибся по памяти)
Одновременно сделать очень широкий и длинный фазоинвертор также не имеет смысла — его длина не должна быть больше длины волны на частоте резонанса, чтобы не было стоячих волн, но вообще-то это несколько метров получается, так что тут ошибиться трудно.
Примеры расчета закрытого ящика
Пример №1. Пусть, например используется динамик с параметрами f=30 Гц, Q=0,4, Vэ=60 л. Находим предварительное А = 2,65*10-3√(303*100*10-3/0,4)=0,218.
Пусть требуется подобрать для этого динамика объем оформления V, при котором спад частотной характеристики должен составлять 6 Дб на граничной частоте АС fгр=40 Гц.
По рисунку 6 из точки ωrp/ω = 40*30=1,33 на горизонтальной оси восстанавливаем ординату до пересечения с кривой с отметкой 6 Дб и из этой точки проводим прямую параллельную оси абсцисс до пересечения с кривой V/Vэ. Получаем V/Vэ = 0,95.Отсюда V = 0,95 Vэ= 0,95*100=95 л. Этому значению V/Vэ по правой вертикальной оси значение √(1+V/Vэ)=1,4. Следовательно, pст = 2,18*1,4=0,305 Па. По графику на рисунке 5 находим соотношение ωrp/ω=f01/f=1,4. Отсюда f01 = 1,4f=1,4*30=42 Гц.
Пример №2. Рассчитывать закрытый ящик можно не только по графикам, но и по приведенным формулам. Пусть, например, требуется рассчитать объем закрытого ящика АС с нижней граничной частотой 50Гц, имеющих головку 10ГД-36 (f=38 Гц, Q=0,8, Vэ=60 л).
- Определяем объем оформления из формулы (3): V = 60/(50/38)2-1)= 83 л.
- Находим добротность динамика в закрытом ящике из формулы (6): Q01=0.8√(1+60/83) = 1.05
- В соответствие с рис. 3 минимальная неравномерность частотной характеристики имеет место при Q=1. Так что полученная неравномерность частотной характеристики из-за пика на частоте ω1 практически минимальна и составляет всего около 1,5дБ.
Вариант №3. Расчет размера фазоинвертора по номограмме
рис. 9. Номограмма
В области низких частот работа громкоговорителя не зависит от формы ящика или типа фазоинвертора, а определяется лишь двумя параметрами акустического оформления — объемом ящика-фазоинвертора V и частотой его настройки Fb. К нахождению этих величин и сводится в основном расчет акустического оформления.
Для того чтобы уяснить методику расчета громкоговорителей с помощью номограммы, рассмотрим несколько примеров.
Пример 1.Рассчитать оптимальное акустическое оформление для известной низкочастотной головки. Допустим, что с помощью измерений параметры головки определены: Qa=3,2, Qe=0,33, Vas=0,120м3, fs=40 Гц. При работе от усилителя с нулевым выходным сопротивлением (Rg=0) Qt головки составит 0,3. Отметим на оси абсцисс точку Qt=0,3, проведем через нее перпендикулярную оси прямую и найдем ординаты точек пересечения прямой с кривыми в верхней и нижней частях номограммы: Vas/V=3, fb/fs=1,25, f3/fs=1,47. Подставляя в полученные отношения измеренные значения параметров головки Vas=0,120м3, fs=40 Гц, находим: V=0,04 м3, fb=50 Гц, f3=59 Гц. Таким образом, если не принимать мер к дополнительному регулированию Qt, для получения гладкой частотной характеристики громкоговорителя заданную головку достаточно поместить в ящик-фазоинвертор объемом 0,04 м3 и настроить его на частоту 50 Гц. Частота среза громкоговорителя при этом окажется равной 59 Гц.
Пример 2.Для той же исходной головки с Qa=3,2, Qe=0,33, Vas=0,120м3, fs=40 Гц требуется так рассчитать параметры ящика-фазоинвертора, чтобы частота среза громкоговорителя оказалась равной 35 Гц. При оговоренной частоте среза расчет начинается с определения f3/fs. В рассматриваемом случае f3/fs=0,875. Далее через точку с ординатой 0,875 на кривой f3/fs проводится прямая, перпендикулярная оси абсцисс, и определяются координаты точек пересечения ее с кривыми Vas/V и fb/fs , т. е. Qt=0,415, Vas/V=1.05, fb/fs =0.93. Подставляя в полученные отношения значения параметров головки Vas=0,12м3, fs=40 Гц, находим V=0,114 м3, fb=37 Гц. Следовательно, для того чтобы получить гладкую частотную характеристику громкоговорителя с частотой среза f3=35 Гц, объем ящика-фазоинвертора должен составлять 0,114 м3, а частота настройки — 37 Гц. Кроме того, поскольку требуемое значение общего Q головки отличается от измеренного (при работе от усилителя с нулевым выходным сопротивлением Qt=0.3), для достижения желаемой формы частотной характеристики потребуется дополнительное регулирование этого параметра.
Пример 3.Дана низкочастотная головка (Qa=3,2, Qe=0,33, Vas=0,12м3, fs=40 Гц) и задан объем акустического оформления 19 V=0,06 м3. Требуется рассчитать громкоговоритель, обладающий гладкой частотной характеристикой. Определим отношение Vas/V =2. Через точку с ординатой 2 на кривой Vas/V проведем прямую, перпендикулярную оси абсцисс, и найдем координаты точек пересечения ее с кривыми fb/fs и f3/fs : Qt=0,345; fb/fs=1,1; f3/fs=1,2. Подставляя в последние отношения значения параметров головки, находим fb=44 Гц, f3=48 Гц. Таким образом, чтобы с данной головкой и в ящике оговоренных размеров получить гладкую частотную характеристику громкоговорителя, потребуется настроить ящик-фазоинвертор на частоту fb=44 Гц и с помощью средств регулирования довести общее Q головки до значения 0,345.
↑ Этапы сборки
Т.к. изначально были заказаны панели высотой 1200 мм, пришлось в дальнейшем сверху устанавливать перегородку, для подгонки к расчетным размерам. Как раз в верхнем боксе расположился кроссовер и ВЧ динамик. Процесс выпиливания отверстий под динамики и дальнейшей подгонки, а также вся первичная сборка производилась в гараже. Окончательная сборка производилась дома. Вот некоторые этапы
Все стыки проклеивались клеем «Момент» и стяжка шурупами 3,5×30 мм. Частично паредняя и задняя стенки изнутри были проклеены автомобильной звуко-вибро изоляцией, оставшейся с давних обрезков. Одновременно, для удобства был прикреплен наполнитель — 300-й синтепон. Наполнитель использован примерно на 70-80% от общего объема.
Ну и как выяснилось, самый трудоемкий процесс — это обшивка карпетом.
Вот так это выглядит в оконченном состоянии
И на месте
Лист «Корпус TQWP»
Здесь автор предлагает наиболее простой вариант чертежа TQWP. В конструкции предусмотрена возможность установки ВЧ головки. Так как размеры корпуса достаточно внушительные, желательно применять материал не менее 20–25 мм толщиной.
Передняя панель состоит из двух элементов: основной панели, на которую крепится широкополосный динамик и декоративной панели, которая приклеивается и притягивается саморезами к основной панели. Широкополосный динамик устанавливается в корпус снаружи, впотаи, ВЧ внахлест.
Дабы придать большую жесткость, нижняя панель тоже выполнена в виде бутерброда. Для придания респектабельного вида, предлагается два гриля, верхний прикрывающий динамики и нижний, закрывающий отверстие порта.
Рис. 3. Лист «Корпус TQWP»
Краткое описание вводимых данных.
Передняя панель: толщина материала основной передней панели.
Передняя декоративная панель: толщина материала декоративной передней панели.
Задняя панель: толщина материала задней панели.
Боковая панель: толщина материала боковых панелей.
Перегородка 1: толщина материала внутренней перегородки 1. Во избежание резонанса, желательно использовать материал, как можно толще. Перегородка также является элементом крепления боковых панелей и ребром жесткости.
Перегородка 2: толщина материала днища закрытого конца рупора.
Верхняя панель: толщина материала верхней панели.
Нижняя панель 1: толщина материала нижней фальшь панели. Желательно использовать материал, как можно толще, так, как панель является элементом крепления боковых и задней панелей.
Нижняя панель 2: толщина материала нижней панели.
Гриль верхний: толщина материала декоративной накладки на динамик.
Гриль нижний: Толщина материала декоративной панели прикрывающей отверстие порта. Ровна толщине декоративной передней панели.
Высота терминала: Если предполагается использование прямоугольного терминала. Если терминал другой формы или отсутствует, оставляйте ячейку пустой.
Ширина терминала: Если предполагается использование прямоугольного терминала. Если терминал другой формы или отсутствует, оставляйте ячейку пустой.
Диаметр терминала: Если предполагается использование круглого терминала. Если терминал другой формы или отсутствует, оставляйте ячейку пустой.
Расстояние между корпусами динамиков: Расстояние между корпусами динамиков. При использовании ВЧ динамика.
Нижний обвод верхнего гриля: Расстояние между отверстием под динамик и нижней кромкой гриля.
Площадка крепления нижнего гриля: Площадка на основной передней панели не прикрытая декоративной передней панелью, предназначенная для элементов крепления нижнего гриля.
Скос на передней декоративной панели: Параметр не обязательный.
Толщина ткани для гриля: Необходимо для корректного расчета нижнего гриля.
Выводы
1. Расчеты с использованием российской документации позволяют оценить степень укрепления отверстий в корпусе аппарата без учета влияния локального повышения напряжений в корпусе и без учета воздействия внешних нагрузок на штуцера от присоединенных трубопроводов. Необходимо учесть, что, ориентируясь на величину коэффициентов запаса прочности в российских нормах, величина напряжений и степень консерватизма, характеризующие такие расчеты на графиках (рис. , , ), будут находиться где-то в промежутке между результатами A r/A a (VIII-2) и PL/(1.5S a) (метод Билди). Основываясь на результах сравнения площадей без рассмотрения величин действующих напряжений, очень часто можно попасть в достаточно проблемную ситуацию.
2. Использование методик кода ASME более консервативно по сравнению с российскими методиками в связи с неявным учетом дополнительных нагрузок и часто проблематично для конструкций, изготовленных по советским и российским нормам.
3. Применение метода конечных элементов в сочетании с методикой оценки величин напряжений по требованиям разделов III и VIII-2 ASME позволяет точно оценить действующие в пересечении напряжения и избежать множества накладок и излишнего консерватизма, возможных при использовании формул кода ASME. Расчетная схема соединения «штуцеркорпус» приведена на рис. 4.
При рассмотрении такой комбинации напряжений возникает проблема: как определить допускаемые критерии для каждой категории напряжений. Российская нормативная документация по аппаратостроению (кроме норм для атомной промышленности) ответа на данный вопрос не дает. Приемлемым вариантом является применяемая в американской документации классификация напряжений (рис. 5); она же допускается в качестве одного из возможных вариантов в европейской документации.