Игра на электрогитаре

Некоторые приёмы игры на электрогитаре

  • Hammer-on — наиболее простой приём игры. Название происходит от английского слова hammer, то есть молоток. Гитарист извлекает звук, ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. В музыке этот приём называется «восходящее легато». Часто используется в рок-музыке для извлечения форшлагов.
  • Pull-off — извлечение звука путём срыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато.
  • Слайд (англ.)русск. (англ. Slide) — искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой (иногда и правой) руки или медиатором. «Скольжение» достигается за счёт плавного движения по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах. В музыке — «глиссандо». В блюзе (иногда также и в роке) вместо пальца используется  — специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.
  • Bend — один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше. Для исполнения бэнда на открытых струнах может использоваться нажатие на струну за нулевым порожком гитары.
  • Vibrato — любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато — это дрожание пальца на струне, изменяющее звук.
  • Тэппинг — звук извлекается приемами Hammer-on, Pull-off и Slide на грифе гитары как одной, так и двумя руками
  • Palm mute — приглушение ребром ладони правой руки струн у нижнего порожка гитары для получения более сухого, агрессивного звука.
  • Флажолет — одновременно с извлечением звука к струне прикасаются в области, делящей её на две части в определенном соотношении (пополам, на треть и т. д.). В результате гасится основной тон и ряд обертонов, остаются лишь те из них, чьи стоячие волны на струне имеют узел в точке прикосновения (например, при делении пополам гасятся все нечётные гармоники), звук становится выше и меняет тембр. Также часто называется «натуральным флажолетом». Звук извлекаемой ноты становится выше на октаву и более, в зависимости от места касания струны правой рукой.
  • Искусственный флажолет — в основном используется в рок-музыке, в сочетании с эффектом distortion. При исполнении этого приема, одновременно со звукоизвлечением медиатором, правая рука касается струны в области удара (как правило, большим пальцем, после проскакивания медиатора). Чтобы не заглушить звук струны, касание правой рукой делается очень коротким. При этом, как и в случае натурального флажолета, гасится основной тон и часть обертонов, звук повышается на октаву и более.
  • Переменный штрих- гитарная техника, в которой удары медиатором вниз чередуются с ударами вверх
  • Даунстрок- гитарная техника, в которой удары медиатором совершаются только вниз. С техникой Palm mute и эффектом дисторшн получается агрессивный, сухой, пробивной звук.
  • Свип- это один из скоростных приемов игры, в котором используются метущие движения медиатором.

Проверка перед покупкой

Выбор электрогитары начинается с оценки качества сборки.

За исключением тех случаев, когда надпись «Fender» на грифе гитары написана трудовиком местной школы, все снимаемые детали должны быть прочно закреплены на основании. Ничего не должно шататься, болтаться, скрипеть, хрустеть. Ощупайте и попробуйте пошевелить все, даже держатели ремня.

Дальнейшая проверка включает в себя тестирование работы главных функциональных частей, таких как:

  • гриф;
  • ладовые порожки;
  • тремоло;
  • звукосниматели;
  • ручки громкости и тона.

Рассмотрим по порядку процесс проверки каждой из этих деталей.

Гриф

При производстве электрогитары одной из самых ответственных задач является создание идеального грифа и настройка его фиксации. Эта работа требует высокой точности

Не удивительно, что низкий уровень качества в первую очередь заметен на грифе, проверке этой детали следует уделить особое внимание

Перед тем, как выбрать электрогитару, следует произвести осмотр по следующей схеме:

  • Рассмотрите структуру древесины, если она не скрыта за слоем непрозрачного лака. С задней стороны волокна должны быть расположены вдоль грифа, а не поперек. В противном случае нарушается прочность, и нет гарантии, что не произойдут деформации.
  • Желательно проиграть каждую струну на каждом ладу, но это может занять много времени. Если его нет, попробуйте хотя бы, как звучит струна, если зажать ее на первом ладу и ближе к деке. Не должно быть никаких дребезжаний.
  • На двенадцатом ладу от струны до порожка должно быть расстояние 2 мм.
  • Сделайте слайд (перемещение пальца вдоль грифа сразу после извлечения ноты). Так можно проверить, не слишком ли широки лады.
  • Возьмите инструмент так, словно это скрипка, уперев деку в шею. С этого ракурса легче увидеть изъяны и неровности грифа, если они есть. Если он направлен в сторону или перекручен, то покупать эту модель не стоит.

  • Далее нужно проверить, не прогнут ли гриф. В районе 7-го лада, если зажать любую струну на первом или четырнадцатом, между ней и металлическими порожками должно быть расстояние в полмиллиметра. Если высота больше или меньше – ее можно настроить анкерным стержнем. Главное то, что зазоры должны быть одинаковыми на всех струнах.
  • Анкерный стержень, которым можно регулировать степень прогиба грифа, расположен внутри него. Желательно проверить, крутится ли он.
  • Между грифом и корпусом в месте их соединения не должно быть заметных зазоров.
  • Порожек на качественных электрогитарах закреплен прочно и надежно. Прорези должны соответствовать толщине струн, чтобы последние не могли в них скользить в стороны.

Ладовые порожки

Так называются металлические пластины на накладке грифа. Необходимо проверить звучание всех струн на каждом ладу. Малейшие примеси, дребезжание и шелестение говорят о том, что с ладовыми дорожками что-то не так.

Не стоит надеяться на то, что со временем это пройдет. Иногда продавцы могут это обещать, но не верьте: накладка еще немного усохнет и деформируется, вследствие чего лады еще больше выйдут из своих пазов. Естественно, это изменение не к лучшему.

Иногда накладки делают из так называемой эбеновой древесины. В этом случае форма будет оставаться стабильной. Но оснащенные такими накладками гитары стоят очень дорого.

Тремоло (или «вибрато»)

Это приспособление нужно для фиксации струн и изменения строя инструмента прямо во время игры, с последующим возвратом к исходному звучанию.

В специальное отверстие тремоло вставляется рычаг. Для создания эффекта гитарист прижимает его к корпусу, а затем принимает первоначальное положение. Настройка не сбивается благодаря пружинам, возвращающим струны.

Протестировать тремоло можно так:

  • поставьте любой аккорд;
  • правой рукой проиграйте все струны;
  • прижмите рычаг тремоло;
  • отпустите его и ударьте по струнам снова.

Если после второго проигрывания звук изменился и гитара кажется расстроенной, значит, тремоло плохо работает. Это может привести к невозможности нормально настроить инструмент.

Виды

Существует огромное количество видов гитарных стоек с подставками. Каждый музыкант найдет себе аксессуар по вкусу, назначению.

Многие выбирают размер стойки исходя из разновидности инструмента: акустическая, электро. У каждого вида есть недостатки, достоинства, которые рекомендуется учитывать при покупке.

Приспособления в форме буквы А

Название говорит само за себя. А-образная подставка для гитары напольного типа.

Плюсы:

доступная каждому цена;
конструкция легко переносится (важно гастролирующим музыкантам);
занимает мало места в помещении.

Минусы:

  • не предусматривает фиксатора грифа, с нее легко уронить инструмент, задев его;
  • возможность поставить только одну гитару.

Они могут случайно задеть конструкцию, уронить, повредить.

Трубчатые

Наиболее популярный вид среди новичков. На первый взгляд, конструкция довольно стабильная, но не полностью. Трубчатая стойка для гитары также напольного формата. Похожа по принципу на А-образный тип.

Преимущества:

  • наличие фиксатора грифа;
  • портативность, легко переносимый аксессуар;
  • вольется в интерьер большой, маленькой комнаты;
  • полипропиленовые трубы делают стойку устойчивой, легкой.

Недостатки:

  • нестабильная конструкция;
  • трата времени на сборку-разборку конструкции при гастролях;
  • пластиковые фиксаторы грифа могут отломаться.

Положение конструкции неустойчивое, существует вероятность падения, повреждения оборудования.

Настенные держатели

Универсальный вариант для гитаристов с небольшим помещением или часто гастролирующих.
Плюсы:

  • не занимает площадь в помещении;
  • случайно задеть, уронить подставку невозможно;
  • подойдет под интерьер помещения, дополняя его.

Минусы:

  • сложность установки;
  • деревянные, прикручиваемые крепежи часто ломаются.

Важно исключить вероятность раскачивания конструкции, чтобы предотвратить удары об стену. С этой целью используется настенный амортизатор

Премиум

Подобный вариант используется для хранения инструмента во время гастролей.
Положительные стороны:

  • удобная, устойчивая конструкция;
  • легкая транспортировка;
  • раздвижная или легко складывающаяся/раскладывающаяся конструкция.

Среди минусов выделяют только высокую цену.

Другие виды

Кроме перечисленных выше, существуют другие приспособления, предназначенные не для одной, а для нескольких гитар. Подходят владельцам целого модельного ряда. Некоторые используются на сцене, когда играть приходится на нескольких инструментах, при этом музыкант бегает от одного аксессуара к другому.

Что такое соло

Соло – это ведение партии в музыке одним голосом, если это музыкальное произведение написано для коллектива. Раскрывает его главную тему. В музыкальном произведении соло исполняют инструменты: рояль, гитара, скрипка, виолончель, аккордеон.

Соло-гитара – это струнный инструмент, который проигрывает мелодию, исполняя ведущую основную партию. Соло может играть основную тему, сопровождать своей игрой вокалиста, придавать песне красивую линию звучания. В дополнение к основной теме, соло может задавать усиленный ритм мелодии, заполнять красивым звучанием смысловое продолжение песни после второго куплета или между строк.

Почему не получается настроить гитару с помощью тюнера

Если при работе с прибором возникли проблемы и инструмент никак не настраивается, на это есть несколько причин:

  1. Устройство неисправно. Не все инструменты имеют стандартный строй, состоящий из нот EADGBE. При наличии нехроматического изделия, другие ноты отображаться не будут.
  2. Проблемы со струнами. Здесь может быть заводской брак, при котором толщина больше положенной или окисление. Во втором случае может наблюдаться неравномерное натяжение или утрата положения при настройке. При работе с нейлоновыми струнами требуется предварительная растяжка перед регулировкой.
  3. Погрешность в расстоянии между ладами. В этой ситуации строй не будет соответствовать хроматической гамме.

После устранения причин регулировка не должна вызывать трудности.

Появление

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»).

Фактически применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока. Звукоснимателей может быть установлено как два, так и три.

О том, кто из гитаристов первым перешёл из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Основной претендент на роль пионера — Лес Пол, утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 1920-х годов. Согласно архивному каталогу компании RCA Victor, 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками: эту дату журнал Guitar Player считает официальным днем рождения электрического гитарного звука.

29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чём свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick Records 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.

Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф (Leon McAuliffe), юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.

Принято считать, что «испанскую» гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих. В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешёл в «электричество» не один, а на пару со стил-гитаристом. Впоследствии и Боб Уиллс стал устраивать аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Какую электроакустическую модель выбрать?

Многие новички задают вопрос — как выбрать электроакустическую гитару. Здесь нет точного ответа. Выбор музыкального инструмента напрямую зависит от предпочтений гитариста и стиля его игры. Перед покупкой внимательно изучите характеристики инструмента.

Новичку не следует покупать слишком дешевую модель. Как правило, они не отличаются хорошим звуком, строем, могут отбить желание учиться играть.

На что стоит обратить внимание при выборе

Определите тип инструмента. По форме корпуса, а также грифа электроакустики делятся на несколько видов:

  1. Дредноут — распространенный тип, отличающийся большим корпусом. Такое строение позволяет инструменту звучать громче с преобладанием низких частот.
  2. Джамбо. Их корпус больше, имеет округлую форму, что обеспечивает им более громкий звук. Широко распространены у музыкантов, играющих кантри.
  3. Фолк — как дредноут, но меньших размеров. Корпус как у акустической, гриф — как у вестерна.
  4. Ovation наполовину изготовлены из ненатурального сырья, а верхняя дека деревянная. Звучит как классическая гитара. В основном применяется для концертов, так как собственный звук без усилителя у нее очень тихий.
  5. Полуакустические — переходный вид от акустического инструмента к электро. Используют для исполнения джаза, блюза, рокабилли.

https://youtube.com/watch?v=xn82SgTzSNM

Второе, на что нужно обратить внимание — звукосниматели, способы их крепления. Пьезодатчики бывают в виде таблеток и тонких полосок

Устанавливают под нижним порожком или на корпус. Но если изделие дешевое, то шумов, дополнительного фона не избежать.

Отличительная особенность электроакустики от классики — наличие темброблока эквалайзера. Их качество должно быть не слишком низким. Большой диапазон возможностей гитариста и качество усиленного звучания зависят от электроники

Звуковые эффекты типа реверберации или хоруса, система шумоподавления не слишком нужны новичку, поэтому им пока не нужно уделять внимание. А тюнер и эквалайзер очень пригодятся для дальнейшей игры

Лучшие бренды

Большинство профессиональных музыкантов считают, что инструменты, собранные в США и Европе — лучшие электроакустические гитары по всем характеристикам. Модели известных брендов, таких как Yamaha и Ibanez, широко распространены среди гитаристов. Новичку можно выбрать гитары бюджетной категории от Fender и Gibson — отличные по звучанию и техническим параметрам. Дорогие гитары фирм Ovation и Martin предназначены для профессионалов.

Электроакустический струнный инструмент ничем не отличается от акустики. Его стоит приобрести лишь в том случае, если музыкант часто выступает перед публикой в большом концертном зале. Если использовать металлические струны, то звучание будет напоминать электрогитару. Мягкого акустического звука будет не добиться фильтрами и эффектами. Какую гитару стоит выбрать — электроакустическую или акустическую, дело вкуса каждого музыканта.

Приступаем к изготовлению

Сперва каркас был изготовлен из дерева, верхняя и нижняя пластины вырезаны из двухстороннего тонкого фольгированного стеклотекстолита. Дерево желательно брать твердое и плотное, неплохо подойдут — ясень, бук. Вместо дерева можно использовать другие материалы без магнитных свойств — пластмассы, пластик и т.п.

Рис. 2. Деревянный каркас звукоснимателя для гитары.

Рис. 3. Деревянный каркас звукоснимателя для гитары с пластинами из стеклотекстолита.

Зачем пластины из фольгированного стеклотекстолита? — позже, контакт с фольгой для каждой из пластин будет подключен к земле (общему проводу), таким образом образуем дополнительный экран и защиту от помех и наводок.

Углы пластин из стеклотекстолита не заокругливал, позже эта площадь пригодится для крепления в резонирующее отверстие акустической гитары.

Далее нужно было найти материал для сердечников — стальные прутки диаметром около 4мм. Для данной цели была использована стальная направляющая от старого матричного принтера, она немножко большого диаметра — 5мм, тем не менее это отличный материал для сердечников.

Рис. 4. Стальная направляющая от старого матричного принтера.

Подготовив все материалы и зная диаметр сердечников (5мм), можно сверлить шесть отверстий в основании, а потом и в боковых пластинах будущего каркаса.

С помощью линейки и карандаша были размечены шесть отверстий, как изображено на чертеже что на рисунке 1. Для уверенности что все верно, основание каркаса было погружено под струны гитары, в таком положении можно проверить соответствуют ли оси намеченных отверстий осям стру — пришлось немножко подкорректировать.

Для удобства и безопасности сверления, основание из дерева было два раза обернуто в тонкий картон и потом зажато в тиски.

Зажимать нужно аккуратно, с не большим усилием, главное чтобы уверенно держалось. Сверлим отверстия не спеша, очень острым новым сверлом и на больших оборотах. С применением ручной дрели дело это оказалось не простым…

Рис. 5. Сверление отверстий в деревянном основании каркаса звукоснимателя.

Просверлив несколько отверстий ручной дрелью стало понятно что дела плохи. Никак не удавалось получить отверстия четко по центру. Здесь бы хорошо подошел сверлильный станок, но такого агрегата у меня не было.

Было принято решение отказаться от использования дерева, нужен материал с более высокой плотностью и опять же без магнитных свойств — нашелся кусок органического стекла.

С оргстеклом удалось просверлить все отверстия более-менее точно с первого раза.

Рис. 6. Высверливание отверстий в основании каркаса звукоснимателя из органического стекла.

В итоге получился вот такой каркас-основание для будущего звукоснимателя:

Рис. 7. Готовый каркас-основание для будущего звукоснимателя.

Основание каркаса было приложено к одной из стеклотекстолитовых пластин, при помощи шила было намечено где нужно сверлить два крайних отверстия на пластине. Так же само делаем со второй пластиной и сверлим в них намеченные отверстия.

Пришло время изготовить сердечники. Как раньше было написано, для сердечников я использовал направляющие от старого матричного принтера диаметром 5мм.

Нужно отрезать шесть равных по высоте сердечников — для этого берем высоту основания из оргстекла 10мм и прибавляем к ней еще порядка 4мм (толщина двух пластин из текстолита + запас), в результате получается что нужны сердечники высотой около 14мм (лишнее потом можно сточить напильником и точно подогнать).

После того как сердечники готовы, берем два из них и вставляем в крайние отверстия основания, насаживаем на сердечники одну из пластин, сверлим по отверстиям в оргстекле все остальные отверстия в пластине из стеклотекстолита. После этого насаживаем вторую пластинку с другой стороны и также сверлим в ней отверстия.

Вот что получилось в результате труда:

Рис. 8. Заготовка каркаса с просверленными отверстиями.

Рис. 9. Каркас звукоснимателя вместе с сердечниками в сборе.

Для надежного скрепления каркаса, я решил прикрутить пластины к основанию при помощи маленьких винтов-саморезов, такие часто можно встретить в малогабаритных игрушках китайского производства.

Сперва просверлил отверстия в пластинах и основе из оргстекла, используя для этого сверло немножко меньшего диаметра чем диаметр винтиков.

Рис. 10. Крепление пластин к основе с помощью винтиков-саморезов.

Каркас будущего звукоснимателя для акустической гитары готов:

Рис. 11. Каркас для самодельного звукоснимателя в сборе.

Настройка гитары онлайн через микрофон поэтапно

Большинство гитарных тюнеров онлайн для акустических гитар и настройке струнных инструментов имеют стандартный интерфейс. В меню тюнера онлайн вы сможете подобрать не только нужный вид щипковых, но и строй.

Перед началом работы, убедитесь, что на вашем устройстве установлена последняя версия Adobe флеш-Player, а сама программа-настройщик имеет доступ к микрофону. Для этого во всплывающем окне «Параметры Adobe FP» щелкните на кнопку «Разрешить».

Чтобы проверить каждую струну, поочередно выбирайте в онлайн тюнере для гитары соответствующие ноты.

Проверочный строй классической гитары включает следующие ноты:

  • Е (Ми) – первая/шестая струна;
  • B (Си) – вторая струна;
  • G (Соль) – третья струна;
  • D (Ре) – четвертая струна;
  • A (Ля) – пятая струна;

Шаг 1:

Убедившись в том, что автотюнер для гитары готов к работе, сыграйте на струне. Тюнер онлайн должен зафиксировать вашу ноту и показать ее тон. На совпадение звука гитары с эталонной частотой тюнер отреагирует положительно.

В противном случае, займитесь регулировкой натяжности. Прокрутив колок струны, повторите попытку. Не забывайте отсчитывать секундные интервалы между звучаниями. Дайте программе уловить чистую ноту.

Шаг 2:

Настройку инструмента можно проводить не только автоматически, но и на слух. Для этого сыграйте на струне и сравните ее с эталонным тоном, записанным в гитарном тюнере онлайн.

Благодаря объемной библиотеке строев для щипковых инструментов пользователь может выбрать настройку не только для 6 струнных гитар, но также и для баса, скрипки, балалайки, укулеке и прочего.

Шаг 3:

После того, как каждая струна будет настроена по порядку с помощью тюнера онлайн, проверьте их в обратной последовательности. Эта процедура необходима, т.к. при натяжении каждой отдельной струны меняется и общее натяжение гитарного грифа.

Так, например, если вы провели натяжение первой струны при недотянутости последующих, в конце общей настройки она окажется ниже остальных. Стоит отметить, что настройку струнных инструментов стоит проводить регулярно, а при необходимости — в несколько этапов.

Шаг 4:

Чтобы провести окончательную настройку по тюнеру онлайн, исполните на регулируемом инструменте простую мелодию, либо аккорд. Эта процедура в первую очередь необходима подержанным гитарам, чьи струны со временем износились.

Случается, что тюнер онлайн, уловив колебания, определяет их частоту как идеальную. При этом пользователь с легкостью определяет фальшь на слух. Эффект связан с тем, что дополнительные дребезжащие шумы изношенной проволоки на грифе программа-настройщик не улавливает.

О том, как работает тюнер онлайн для гитары, речь пойдет ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector