Макрокольца и реверсивные кольца: все что нужно для макро

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8+кольца для макросъёмки

Сразу скажу, что фикс с фокусным расстоянием 17 мм (экв. 34) — не совсем то, что нужно для съёмки макро в связке с удлинительными кольцами. Всё таки это ещё умеренный «ширик». И если для съёмки повседневных сюжетов, «стритки» он подходит более чем, то для макрофотографии — только с определёнными ограничениями.

Картинку, практически, любой объектив с постоянным фокусным даёт более «жирненькую» по сравнению с зумами. Это понятно. Но светосильность «фикса» — не применима для съёмки макро сюжетов.  Для этого жанра, априори, нужны прикрытые диафрагмы. И здесь, светосила фикса — не особо играет роли. Разве только более лучшие оптические свойства объектива, дающие более контрастную и сочную картинку на выходе.

Объектив M. ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 имеет такие характеристики:

МДФ — 0,25, при максимальном увеличении  0,16х.

При таких характеристиках снимать этим объективом сразу с двумя кольцами  — практически не возможно. Точка фокусировки будет  почти на уровне передней линзы. И потому, приходится использовать только одно кольцо. Мне показалось удобнее — 10-ти миллиметровое. Вот, что у меня получилось на выходе:

Примеры макрофотографий с OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм

Камера в этой связке выглядит так:


OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм

Примеры фото с параметрами съёмки:


OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 640. Заметна недостаточная ГРИП из-за диафрагмы 4


OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 2, ISO 640. Тут я вообще решил поиграться с открытой диафрагмой)

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 640


OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 3,5, ISO 640


OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 640


OLYMPUS OM-D E-M 10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 3,5, ISO 640


OLYMPUS OM-D E-M 10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 3,5, ISO 640

Вот, кстати, как выглядят объекты в кадре, снятом без кольца. Объективом 17 мм 1,8. Ветка на переднем плане — это МДФ.


OLYMPUS OM-D E-M 10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. F 4, ISO 250

OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II +M.ZUIKO DIGITAL 17mm F1.8 + удлинительное кольцо 10 мм. Резюме

Подобная связка подходит для определённого условного макро. Но имеет право на существование. Предпочтительнее иметь фиксы с несколько большим фокусным расстоянием. Если говорить про систему Олимпус, то, пожалуй, вот эти: M. ZUIKO DIGITAL 25mm F1.8 или M. ZUIKO DIGITAL 45mm F1.8. Или полностью взаимозаменяемыми от Панасоник или других производителей.

Фиксами снимать удобнее, да и оптические их характеристики всё же, как правило, лучше, чем у зум-объективов.

Использование макроколец с реверсивным кольцом

Кто Вам сказал, что нельзя использовать все вместе? Если хотите получить удовольствие от настоящего макро, используйте макрокольца между камерой и перевернутым объективом.

Моя конструкция с использованием макроколец и реверсивного кольца вместе

Сам я использую винтажный мануальный Chinon 28 f/2.8 с реверсивным кольцом. На «перед»» объектива накручиваю адаптер и светофильтр для защиты «передней» линзы, а к креплению для байонета цепляю набор макроколец. Желательно весь. Выглядит достаточно монструозно.

Единственный минус, это резкое падение светосилы и необходимость снимать на диафрагмах вроде f/11 или f/16. При фокусировке через видоискатель не видно ничерта! Поэтому нужно использовать подсветку, например видеосвет или простую лампу, а при съемке кадра, конечно, использовать вспышки. Вообще, в серьезной макрофотографии, увы, без вспышки никуда.

К тому же очень желательно снимать со штатива, но данный вариант мне не нравится из-за неудобства фокусировки на цель: если цель живая и хоть мало-мальски подвижная, со штативом это практически невозможно! Поэтому я использую самые короткие выдержки, доступные со вспышкой: 1/200 секунды, если Вы обладатель вспышки с высокоскоростной синхронизацией, я Вас поздравляю! :).

Зато получаются интересные кадры. Взгляните:

Миллиметровые деления на измерительной ленте
Бусы
Мелкий бисер
Карандаш
Фрагменты кисточки для рисования
Фрагменты кисточки для рисования
Фрагменты кисточки для рисования

Отличие реверсиных колец от макроколец

Реверсивное кольцо намного легче и меньше макрокольца, что несомненно является плюсом. В отличие от макрокольца, из-за маленькой длины реверсивного кольца свету просто негде теряться, поэтому в общем случае светосила такой конструкции не падает. К тому же минимален риск бликов и переотражений света из-за такого адаптера.

Я сказал про общий случай? Да, к сожалению светосила может упасть при использовании реверсивных колец, и дело тут даже не в самом кольце, а в объективе. Если Вы используете широкоугольный объектив (например 28мм), то можете заметить, что его линзоблок (попросту говоря трубка с линзами) имеет форму конуса: с передней стороны у нас огромная выпукаля линза, а с задней — относительно маленькая линзочка. Так вот, при переворачивании объектива эта линзочка становится передней и, соответственно, в объектив изначально входит меньше света, поэтому светосила таки падает. В идеале для сохранения светосилы надо использовать объективы с фокусным расстоянием около 50мм — у них ширина линзоблока практически не меняется, и светосила не будет резко падать при прохождении света задом наперед.

А теперь самый главный нюанс. При использовании реверсивного кольца Вам становится недоступно использование автоматики объектива, так как контакты теперь будут на его передней стороне. А как я упоминал раньше, макросъемка без контроля над диафрагмой — это сплошные бракованые снимки.

Поэтому использовать реверсивные кольца лучше всего с мануальными объективами вроде Гелиоса 58/2.0 родом из СССР, либо современными мануальными аналогами.

Конечно, если Вы Кулибин, то можно смастерить нечто такое, но объектив уже будет непригоден для обычной съемки.

Ну и напоследок стоит отметить тот факт, что даже если у Вас на объективе стоит защитный светофильтр, при использовании его задом-наперед передняя линза у Вас становится незащищенной. Это можно исправить купив вот такую штуку из Китая.

Набор из реверсивного кольца и защиты задней линзы объектива

Как владелец такого набора из адаптера от байонета к резьбе для светофильтра и защитного светофильтра хочу сказать, что это полезная и необычная вещь. На кадрах ниже видно, как крепится реверсивное кольцо к объективу спереди, а затем адаптер со светофильтром и крышкой — сзади.

Реверсивное кольцо закреплено к резьбе для светофильтров.Защита задней линзы объектива

Макрокольца — бюджетная макросъемка

Июнь 14, 2012

Макрокольца — это набор из полых колец, которые могут соединяться между собой и устанавливаются между объективом и фотокамерой. Принцип их работы очень прост — они увеличивают рабочий отрезок системы камера-объектив. Помимо макроколец возможно использование также макролинз. О преимуществах и недостатках можете почитать тут.

Выпускаются для всех систем: Canon (байонет Canon EF, EF-S), Nikon (Nikon F), Sony alpha и NEX, камер Olympus серии E с байонетом 4/3, Pentax (байонет Pentax K), а также для резьбового крепления М42, позволяя очень удачно использовать оптику M42.

 Зачем нужны макрокольца?

Предназначение их довольно простое — уменьшить минимальную дистанцию фокусировки объектива

Это и важно в макросъемке — для снятия крупного плана вы должны подобраться так близко к объекту съемки, как только возможно

При этом, чем длиннофокусней объектив вы будете применять, тем больше у вас будет увеличение, тем больший эффект будут давать макрокольца. 

 Влияют ли макрокольца на качество снимков?

Снимок вверху сделан на объектив HELIOS-44M с импользованием макроколец.

Снимок вверху сделан камерой Canon 5D mark II + макрокольца М42 + Юпитер 37А 135мм

 Некоторые недостатки макроколец

Недостатки макроколец во многом напрямую связаны с самим жанром макросъемки как таковой.

  • Сложная наводка на резкость – ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) очень мало при высоких увеличениях, из-за чего
  • Часто практически полная невозможность снимать одновременно на диафрагмах, которые обеспечивают достаточную ГРИП и выдержках, которые не дадую изрядного смаза. Впрочем, это ограничение обходится применением вспышек и макровспышек, модель MeiKe FC100 продается по вполне вменяемой цене.
  • Как уже было сказано, увеличение хроматических аббераций
  • То, значение, которое установлено на объектике уже не соответсвтует действительности. Из-за того, что свету приходится проходить дополнительное расстояние, равное длине макрокольца, общая светосила системы снижается.
  • Существенные ограничения при съемке неавтофокусными макрокольцами.

Заменят ли макрокольца макрообъективы?

Определенно — нет. Следует понимать, что макрокольца — это только альтернатива. Дешевая альтернатива для тех людей, которые только хотят попробовать себя в фотографии или набить руку на этом. Настоящий макрообъектив дает увеличение 1:1 и всегда даст вам лучшую детализацию, чем немакрообъектив с макрокольцами. Также, макрообъективом намного проще снимать макро, он может фокусироваться на безконечность. Макрообъектив не выглядит таким невероятно громоздким, как комплект макроколец и объектива (а представьте, как сложно такой системой балансировать и наводиться на резкость).

Также, фототехнику и фотоаксессуары вы можете найти на сайте kombix.com.ua.

Но, конечно, для начала стоит все же попробовать окунуться в макрофотографию, не выкладывая $500 и более за макрообъектив.

Наиболее эффективное применение макроколец — это использвование их вместе с макрообъективом, ведь макрообъективы уже разрабатываются для съемки крупным планом, а макрокольца просто дадут большее увеличение. Взглянув на фото внизу вы заметите, что фотографии получаются значительно более высокого качества.

Снимок вверху и внизу — фото прыгающего паука. Снято на Canon EOS 40D + макрокольца + Canon EF 100mm Macro USM + макролинза Kenko. Фото прошло обработку в Photoshop CS3.

 Есть ли альтернатива макрокольцам?

Да, альтернативы есть: во-первых это сами качественные макрообъективы, макромех, реверсивное кольцо, а также не столько популярная, но очень эффективная система из 2 объективов (линза к линзе), позволяющая легко получить масштаб 1:2, 1:2 и даже 1:3.

Надеемся, что небольшой обзор по этим вариантам скоро появится в нашем блоге.

VN:F

please wait…

Rating: 7.8/10 (5 votes cast)

VN:F

Rating: +3 (from 3 votes)

Макрокольца — бюджетная макросъемка, 7.8 out of 10 based on 5 ratings

Какие бывают макрокольца?

Также стоит отметить, что бывают автофокусные и мануальные макрокольца. Разница лишь в том, что автофокусные кольца имеют контакты и передают сигналы от камеры объективу, поэтому они совместимы с современными автофокусными объективами, но стоят дороже.

Ни в коем случае не берите мануальные кольца, если собираетесь использовать их с автофокусными объективами — отсутствие контроля за диафрагмой делает объектив непригодным для съемки макро, так как при большом увеличении глубина резкости составляет порой доли миллиметра. Для хорошего макроснимка обязательно нужно закрывать диафрагму как можно больше, иначе Вы получите невнятное «мыло» с полосочкой резкости где-то посередине кадра.

Также обратите внимание на материал макроколец. Бывают кольца из алюминия либо латуни

Первые намного легче, но менее надежны при использовании с тяжелым объективом. Вторые более надежны, но тяжеловаты. По своему опыту могу сказать, что алиминиевые макрокольца вполне надежны, если при использовании с тяжелым объективом их придерживать рукой, т.е. никогда не оставлять «на весу».

Кстати, в продаже также есть макромеха, где Вы можете подстраивать длину как Вам заблагорассудится, но обычно они все неавтофокусные и довольно громодкие.

Canon TS-E 135mm f/4L Macro

Лучший макрообъектив Canon для создания резких снимков с эффектом размытия

«Я редко фотографирую объекты большого размера, поэтому практически всегда работаю с макрообъективами, — говорит Эберхард

— Поскольку размытие изображения не менее важно для меня, чем его четкость, именно объективы с механизмом наклона и сдвига позволяют мне наиболее точно реализовывать творческие задумки»

«С камерой Canon EOS 5DS R и объективом Canon TS-E 135mm f/4L Macro я могу точно определять области в фокусе и вне фокуса, создавая идеальные изображения без лишней постобработки. Требования к съемке той или иной продукции обычно довольно просты — это передача деталей, высокое разрешение и отсутствие искажения даже при съемке с необычной перспективой — и выбирать оборудование для таких проектов относительно легко».

Как работают макрокольца?

Макрокольцо — это просто переходник, кольцо определенной длины между объективом и камерой. Данные кольца имеют чернение всередине, чтобы избежать бликов и переотражения света по пути к камере.

Работает оно так: по законам оптики из-за сдвига объектива дальше от камеры расстояния фокусировки объектива смещаются от бесконечности ближе к нулю. Т.е. если раньше объектив фокусировался, например, от бесконечности до 0.3м, с макрокольцом он будет фокусироваться от 1м до 0.1м (цифры неточные, я просто дал пример). Соответственно, Вы сможете приблизиться к объекту съемки намного ближе и снимать в увеличенном масштабе.

Набор автофокусных колец с объективом 50мм f/1.4 — очень хороший вариант

При этом стоит учесть, что чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше будет сокращаться минимальное расстояние фокусировки. Рекомендую использовать макрокольца с фокусными расстояниями 28-70мм, 50мм — идеально. Дело в том, что на 28мм объективе при использовании макрокольца длиной 36мм (самое толстое из набора в 12, 24 и 36-миллиметровых колец) дистанция фокусировки сокращается настолько, что уже невозможно сфокусироваться при надетом светофильтре! К тому же, имея в этом опыт, скажу Вам, что тыкать прямо объективом (в буквальном смысле слова, касаться) в пауков плохая затея — как минимум потому, что Вы нервируете насекомое и оно убегает из поля взора.

Макрокольца для макросъёмки. Выводы

Если вы серьёзно решили заняться макрофотографией, то в любом случае самым идеальным вариантом будет полноценный макро объектив. А со съёмкой подобным объективом в связке с макрокольцом, вы получите почти микрофото)

Съёмка макро для  меня — не является специализацией. Хотя, я снимаю и подобные сюжеты. Но время от времени.

Когда-то у меня даже был макрообъектив Canon EF 2,8 USM 100 мм. Но я его продал,. Слишком редко использовал. А таскать с собой постоянно лишний груз, когда у тебя и так несколько объективов и камера, и всё это под 6-7 килограмм — не вижу большого смысла. Потому и для той системы (Кэнон) — оставил себе набор из макроколец. И снимал ими обычно в связке с фиксом 50 мм.

При подобной съёмке — масштаб изображения очень приличный. И потому, фокусироваться на объект  бывает трудно. Малейшее движение рук или тела, при таком увеличении — и картинка в видоискателе, на экране монитора, гуляет из угла кадра в другой. Поэтому проще бывает пользоваться  мануальным фокусом. Либо, при включённом автофокусе, предварительно уже сфокусировавшись и зафиксировав кнопкой спуска экспозицию и дистанцию фокусировки — «фокусироваться телом». Едва заметно двигая камеру чуть ближе или чуть далее от точки фокусировки.

У Олимпус есть неплохие функции в камерах в помощь для подобной съёмки. Это и фокус-пикинг, и выделение зон объекта фокусировки контрастными контурами на экране или в видоискателе, а также мгновенное увеличение зоны точки фокуса при дофокусировке  кольцом на объективах. В последнем случае нужно активировать в меню камеры режим «автофокус+ручной фокус». Я, правда, попробовал, и мне не очень это привычно. Я привык фокусироваться либо смотря  видоискатель, либо на экран, без «помощников») Мне так удобнее)

P.S. Занимательная математика

Берём вот эту связку:  OLYMPUS OM-D E-M10 Mark II kit ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ и  хотим  снять жука  размером 25 мм. Чтобы он был на весь  кадр. Размер матрицы системы 4/3 — 17,3 мм по длинной стороне. А наша цель — жук в  25 мм. И площадь матрицы меньше его размеров. Значит, необходимый масштаб съёмки  = 17,3 / 25= 0,69Берём обычную линейку. И снимаем её шкалу делений самым крупным планом, который может позволить камера с данным объективом. В телеположении (42 мм) получаем примерно 60 мм. (длинная сторона кадра)

Размер матрицы  у нас 17,3  Значит, масштаб съёмки получается = 17,3 /60  = 0,28.

Далее, пользуемся вот такой формулой:

Наше фокусное 42 (0,69 — 0,28) = 17,2 мм. Т.е. чтобы нам снять жука длиной 25 мм в полный кадр на камеру Олимпус с объективом с фокусным 42 мм понадобиться кольцо (приблизительно) шириной 17 мм.

Приятных кадров!

Страничка (ссылка) Olimpus OM-D. Обрах жизни 4/3

Продолжение следует…

Фотографическое меню сайта:

  • Советы по фотографии. Личный опыт
  • Следы от звёзд на ночном небе. Как снять?
  • Эффект звёздных лучей на фотографии. Как получить?
  • Эффектно снять текущую воду
  • Макрокольца для макросъёмки
  • Беззеркалка или зеркальная камера?
  • Гориллапод. Мини-штатив для беззеркалки
  • Лента всех записей блога
  • Главная страница сайта

А тут — страничка Копытного  в Инстаграме: Drunkyhorse

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector