Проверка генератора

Что выбрать

Какой осциллограф выбрать – решать вам самим. В конечном итоге всё зависит от задач, которые вы ставите перед собой.

В автосервисах обычно используют профессиональные автомобильные осциллографы. Они имеют в комплекте целый набор специальных датчиков, сориентированных на любые параметры электрической системы автомобиля:

  • наличие тока в сети,
  • высокое и низкое напряжение,
  • возникновение разряжения в цепи и т.д.

В самостоятельной практике вполне достаточно обычного осциллографа типа С1. С его помощью можно проверить в автомобиле все электрические цепи.

Единственные недостатки прибора – его габариты (348 х 200 х 502) и необходимость питающего напряжения 220В.

Портативные осциллографы типа Hantek лишены подобных недостатков. Они эффективны и наиболее удобны для диагностики автомобиля в пути. Но здесь высока и цена.

USB осциллограф DISCO 2

Комплект DISCO 2 состоит из:

  • щупы разборные с кучей элементов
  • линейка ёмкостная
  • линейка индуктивная

Комплект линеек. USB осциллограф DISCO 2Щупы. USB осциллограф DISCO 2Емкостной датчик. USB осциллограф DISCO 2

С помощью прибора  за пару секунд, без снятия клапанной крышки и прочего можно точно определить верность установки фаз ГРМ. С его помощью можно также диагностировать работу датчиков, форсунок и всей системы зажигания, не снимая всего этого с автомобиля.

Получение электрического тока

Назначение генератора – в обеспечении всех электрических систем автомобиля энергией. Чтобы в обмотке статора появился электрический ток, ротор должен создавать переменное магнитное поле, вращаясь внутри статора. Для этого используется энергия вращения коленчатого вала двигателя.

На вал ротора устанавливают клинообразный шкив, надежно закрепленный гайкой. Он соединяется с подобным шкивом на коленвале ременной передачей. Ранее для этого использовался вспомогательный ролик, теперь же используется только два шкива с поликлиновым ремнем. Ротор, вращаясь вместе с валом двигателя, создает магнитное поле, на статоре возбуждается напряжение, питающее все элементы системы автомобиля.

На современных автомобилях в шкиве ротора появилась обгонная муфта генератора. Она позволяет существенно продлить срок службы этого устройства и его приводного ремня. При разгоне и торможении, на холостом  ходу, двигатель работает под различными нагрузками, поэтому частота вращения коленчатого вала будет отличаться. Если он резко замедляется, то вал генератора будет по инерции пытаться вращаться с прежней скоростью, что приведет к рывку на ремне и негативно скажется на механическом состоянии всей системы. При постоянном повторении такой ситуации ремень очень скоро, как правило, через 20 тыс. км, просто разорвется.

Обгонная муфта в шкиве генератора состоит и внутренней и внешней обоймы. Внешняя присоединена через ремень к коленвалу, а внутренняя – к валу ротора. В момент резкого замедления вала она проскальзывает и ротор продолжает вращаться по инерции, в то же время подклинивающие элементы не дают ей проскальзывать, когда частота вращения вала увеличивается. В этом устройство и принцип действия генератора постоянного тока на автомобиле схожи с обычным велосипедом, когда при вращении педалей заднее колесо раскручивается, а при их остановке продолжает вращаться по инерции. Теперь ремни генераторов ходят по 100 тыс. км и более.

Диагностика

Проверка автомобиля осциллографом, как и любым другим диагностическим прибором, начинается с подключения к электронному блоку управления (ЭБУ).

Однако, возможности конкретного ЭБУ могут быть уже поставленных задач. Вследствие этого часть работ (если не все) переносится на неподконтрольную сферу электрических узлов автомобиля. Так, например, можно выявить отклонения в газораспределительном механизме, подключив осциллограф к датчику расхода воздуха (он вне поля зрения ЭБУ).

Осциллограф для ремонта автомобиля воспроизводит на мониторе графическое отображение импульсов в виде колеблющейся синусоиды с любой из систем управления, установленной на двигателе.

Отчётливость изображения зависит от диапазона частот, на которые настроен прибор. Частоты подбираются в зависимости от того, связана диагностика с системой зажигания или нет. Если связана, то осциллограф следует настраивать на диапазон 0 – 40 кГц. Если нет – на диапазон 0 – 10 кГц.

То есть детальный анализ электронных систем требует более широкого диапазона частот. 40 кГц – это максимум, соответствующий собственным колебаниям наиболее ответственных узлов ДВС.

Причины отказа генератора ВАЗ 2107

Генератор на «семёрке» выходит из строя нечасто, но поломки всё же случаются. Поэтому о том, как проявляются неисправности, стоит знать более подробно.

Пробой или обрыв обмотки

От исправности катушек генератора напрямую зависит его работоспособность. С катушками может произойти обрыв и замыкание витков, пробой на корпус. При обрыве обмотки ротора заряд АКБ будет отсутствовать, о чём скажет светящаяся лампочка заряда аккумулятора на приборной панели.
Если проблема кроется в замыкании катушки на корпус, то такая неисправность в основном возникает в местах выхода концов обмоток к контактным кольцам. Замыкание статора возникает из-за нарушения изоляции проводов. В этой ситуации генератор будет сильно греться и не сможет обеспечить полноценный заряд батареи. Если же статорные катушки замыкают на корпус, генератор будет гудеть, греться, а мощность снизится.

Щётки генератора обеспечивают подачу напряжения на обмотку возбуждения. Их неисправность приводит к нестабильному заряду или его полному отсутствию. При неисправности щёток:

Реле-регулятор

Если после запуска двигателя на клеммах аккумулятора напряжении ниже 13 В или значительно выше 14 В, то неисправность может быть вызвана неполадками регулятора напряжения. Выход из строя этого устройства может значительно сократить срок службы аккумулятора. Если после ночной стоянки стартёр не крутит или на самой батарее вы заметили белые подтёки, то самое время провести диагностику реле-регулятора.

В этом устройстве возможны такие неполадки:

  • ненадёжный контакт со щётками;
  • пробой элементов;
  • внутренний обрыв цепи.

Заряд может отсутствовать по причине износа или зависания щёток, что связано с усадкой пружин при длительной эксплуатации.

Выходу диодного моста из строя могут предшествовать:

Подшипники

На генераторе ВАЗ 2107 установлено 2 шариковых подшипника, которые обеспечивают свободное вращение ротора. Иногда генератор может издавать нехарактерные для его работы звуки, например, гул или посторонний шум. Разборка генератора и смазка подшипников может устранить проблему лишь временно. Поэтому лучше всего детали заменить. Если они выработали свой ресурс, то генератор будет издавать гудящий звук. Затягивать с ремонтом не стоит, поскольку велика вероятность заклинивания узла и остановки ротора.
Подшипники могут разбиваться и гудеть из-за отсутствия смазки, большого износа или низкого качества изготовления.

Видео: как шумят подшипники генератора

Любую неисправность генератора ВАЗовской «семёрки» вполне возможно устранить своими руками. Чтобы выявить проблему, необязательно иметь специальное оборудование, владеть знаниями и навыками работы с электрооснащением автомобиля, хотя лишними они не будут. Для проверки генератора будет достаточно цифрового мультиметра или лампочки на 12 В.

Генератор достаточно стабилен в работе. Выход его из строя, как правило, происходит по причинам воздействия окружающей среды, например, в виде конденсирующейся влаги на контактах и металле, вызывающей коррозию и пробои, а также в результате механического износа вращающихся деталей.

Чтобы знать, как проверить зарядку генератора, необходимы определенные базовые знания об устройстве агрегата, его составных комплектующих и принципиальной схеме работы некоторых его частей.

Для измерения электрического сопротивления потребуется специальный контрольно-измерительный аппарат: так называемый мультиметр или омметр.

Перед тем, как проверить обмотку генератора тестером, необходимо, прежде всего, осмотреть его на наличие внешних повреждений изоляции, прожигов в обмотке, возникающих в результате коротких замыканий. При обнаружении видимых глазу повреждений статор нужно заменить. Если внешних повреждений не обнаружено, то приступаем к пошаговой проверке целостности обмотки статора при помощи омметра.

Статор должен быть отсоединен, выводы обмотки не должны контактировать друг с другом.

Требуется проверить:

  • отсутствие обрыва цепи обмотки
  • отсутствие замыкания обмоток с корпусом.

Ставим омметр на прозвон и измерение сопротивления.

В первом случае наконечники омметра соединяются поочередно с каждым из трех выводов обмотки. При неисправной обмотке контрольный прибор покажет бесконечное сопротивление (т.е. единицу в левом разряде цифрового мультиметра и максимальное отклонение вправо, если мультиметр аналоговый).

Во втором случае наконечники омметра соединяются с выводом обмотки и с корпусом статора. При наличии замыкания контрольный прибор должен показывать малое сопротивление.

Исправный статор, таким образом, в этих двух тестах должен показать малое сопротивление в первом случае и бесконечно большое – во втором.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Micsig ATO1104

Характеристики портативного осциллографа
Серия ATO1100
Количество каналов 4
Полоса пропускания 100 МГц
Частота дискретизации 1 ГВыб/с (одноканальный режим)
500 МВыб/с (двухканальный режим)
250 МВыб/с (трехканальный и четырехканальный режим)
Глубина записи 28 Кб
Максимальная скорость захвата формы волны 80000 сиг/сек
Входные параметры
Развязка входа DC, AC, GND
Входной импеданс 1 МОм ± 1%, 14.5 пФ ± 3 пФ
Максимальное входное напряжение ± 300 В, CAT III
Горизонтальная система
Интерполяция формы волны sin(x) / x
Коэффициент развёртки 2 с / дел — 1000 с / дел
Вертикальная система
Ограничение полосы пропускания полная пропускная способность, низкие частоты
Вертикальная развёртка 1 мВ / дел — 5 В / дел
Вертикальное разрешение 8 бит
Система синхронизации
Режимы синхронизации автоматический, нормальный, однократный
Режим триггера по фронту, импульсу, видеосигналу, времени события, логические условия
Триггерная связь DC, AC, ВЧ подавление, НЧ подавление, подавление шума
Источники запуска CH1 — CH4
Система измерения
Курсорные измерения ручной, автоматический режим
Автоматические измерения период, частота, время нарастания фронта, время спада фронта, задержка, положительное время импульса, отрицательное время импульса, положительное/отрицательное заполнение импульса, ширина всплесков, положительный/отрицательный выброс на фронте импульса, фаза, пик-пик, амплитуда, максимальное, минимальное, среднее значение, RMS, цикл RMS
Арифметические операции +, -, *, /, БПФ
БПФ прямоугольное, Хэмминга, Блэкмана-Харриса, Хэннинга
Общие характеристики
Дисплей сенсорный ЖК-дисплей, 8 дюймов, 800 x 600 точек
Сетка области отображения осциллограммы 14 х 10 делений
Отображение осциллограмм в формате XY, YT, Roll, Zoom
Питание 100 — 240 В AC, 50 — 60 Гц, 2 А; 12 В DC
аккумуляторная батарея Li-ion 7.4 В, время автономной работы до 5 часов
Интерфейс LAN, USB
Декодирование протоколов UART, SPI, I2C, CAN, LIN
Встроенная память 8 Гб
Температура рабочая: 0 — 45°C
хранения: -20 — 60°C
Влажность рабочая: до 85% RH
хранения: до 90% RH
Высота рабочая: до 3000 м
хранения: до 12000 м
Применение тестирование систем зажигания, сенсоров, коммуникационных шин, разряжения и компрессии, давления топлива
Габариты 250 х 200 х 55 мм
Вес 3500 г
Комплектация осциллограф Micsig ATO1104 — 1 шт
щупы для осциллографа — 2 шт
BNC кабель — 2 шт
зажимы для BNC кабеля — 4 шт
пробники-иглы — 4 шт
адаптер — 1 шт
аккумуляторная батарея — 1 шт

DIS-система зажигания

Высоковольтные импульсы зажигания, генерируемые исправными DIS-катушками зажигания двух различных двигателей (работают на холостом ходу без нагрузки).

DIS-система (Double Ignition System) зажигания имеет особые катушки зажигания. Они отличаются тем, что оснащаются двумя высоковольтными выводами. Один из них подсоединяется к первому из концов вторичной обмотки, второй — ко второму концу вторичной обмотки катушки зажигания. Каждая такая катушка обслуживает два цилиндра.

В связи с описанными особенностями проверка зажигания осциллографом и съем осциллограммы напряжения высоковольтных импульсов зажигания при помощи емкостных DIS-датчиков происходит дифференциально. То есть, получается фактический съем осциллограммы выходного напряжения катушки. Если катушки исправны, то в конце горения должны наблюдаться затухающие колебания.

Для проведения диагностики DIS-системы зажигания по первичному напряжению, необходимо поочередно снять осциллограммы напряжения на первичных обмотках катушек.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на вторичной цепи DIS-системы зажигания

  1. Отражение момента начала накопления энергии в катушке зажигания. Он совпадает с моментом открытия силового транзистора.
  2. Отражение зоны перехода коммутатора в режим ограничения тока в первичной обмотке катушки зажигания на уровне 6…8 А. Современные DIS-системы имеют коммутаторы без режима ограничения тока, поэтому зона высоковольтного импульса отсутствует.
  3. Пробой искрового промежутка между электродами обслуживаемых катушкой свечей зажигания и начало горения искры. Совпадает по времени с моментом закрытия силового транзистора коммутатора.
  4. Участок горения искры.
  5. Конец горения искры и начало затухающих колебаний.

Описание рисунка:

Осциллограмма напряжения на управляющем выводе DIS катушки зажигания.

  1. Момент открытия силового транзистора коммутатора (начало накопления энергии в магнитном поле катушки зажигания).
  2. Зона перехода коммутатора в режим ограничения тока в первичной цепи по достижении тока в первичной обмотке катушки зажигания, равного 6…8 А. В современных DIS-системах зажигания, коммутаторы не имеют режима ограничения тока, и, соответственно, отсутствует зона 2 на осциллограмме первичного напряжения отсутствует.
  3. Момент закрытия силового транзистора коммутатора (во вторичной цепи при этом возникает пробой искровых промежутков между электродами обслуживаемых катушкой свечей зажигания и начало горения искры).
  4. Отражение горения искры.
  5. Отражение прекращения горения искры и начало затухающих колебаний.

Неисправности автомобильного генератора

Генератор автомобиля – это один из узлов, обеспечивающий электричеством бортовую сеть и производящим зарядку аккумуляторной батареи. Кроме этого, генератор является наиболее нагруженным в процессе эксплуатации автомобиля и, соответственно, ресурс его работы определяется как временной характеристикой, так и своевременностью технического обслуживания. Возникновение неисправности автомобильного генератора влечет за собой отсутствие зарядки аккумулятора и в конечном итоге полную остановку транспортного средства.

Какие могут появиться симптомы, характеризующие о скорой поломке? При работающем двигателе на холостом ходу прослушивается низко тональный шум или однородный звук скрежета металлических деталей, частое включение на панели приборов аварийной лампы зарядки аккумуляторной батареи, запотевание поверхности аккумуляторной батареи.

Основными неисправностями являются:

  • износ или разрушение подшипников;
  • износ, поломка или зависание щеток;
  • неработоспособность регулятора напряжения;
  • отсутствие контакта в узловых контактных точках;
  • неработоспособность выпрямительных диодов;
  • загрязнение между ротором и статором.

Возможны также и другие характерные признаки не эффективной работы – это снижение освещенности ближнего света фар, мерцание освещения на панели приборов, падение давления в топливной рампе из-за недостаточного напряжения на бензонасосе.

Низкий уровень напряжения бортовой сети влияет и на динамические показатели работы двигателя, а также увеличения путевого расхода топлива.

Неисправности делят на виды, в зависимости от части повреждения: механическая и электрическая.

Перед снятием генератора с автомобиля с целью его ремонта электрической части желательно выявить возможные повреждения или обрывы проводов, проверить целостность предохранителей. Проверка предохранителей осуществляется тестером или светодиодной «контролькой».

Проверка механической части, заключается в определении износа или поломки подшипников, коллекторных щеток, трещин в передней и задней крышках, визуальной оценкой приводного ремня.

Для каждого вида неисправностей существуют индивидуальные способы проверок механической части и электрической.

Например, в области размещения генератора вращаются не только ротор с подшипниками, но и ролики натяжителя ремня ГРМ, помпа и дополнительно установленные узлы (компрессор кондиционера, насос усилителя руля и т.д.). В этой совокупности вращающихся деталей сложно различить шум подшипников генератора, и чтобы проверить вызывает ли он шум достаточно снять приводной ремень (отключить вращение ротора) и запустить двигатель. Если шум не прослушивается, то это значит имеется повреждение механической части, а именно подшипник (по статистике – это наиболее частая поломка).

Устройство автомобильного генератора

Автогенератор включает в себя несколько составляющих:

  • Ротор.
  • Статор.
  • Блок щеток.
  • Регулятор напряжения.
  • Выпрямительный блок (диодный мост).

1 — задний подшипник; 2 — выпрямительный блок; 3 — контактные кольца; 4 — щетка; 5 — щеткодержатель; 6 — кожух; 7 — диод; 8 — втулка подшипника; 9 — винт; 10 — задняя крышка; 11 — крыльчатка; 12 — винт; 13 — ротор; 14 — обмотка ротора; 15 — передняя крышка; 16 — вал ротора; 17 — шайба; 18 — гайка; 19 — шкив; 20 — передний подшипник; 21 — обмотка ротора; 22 — статор.

Ротор

Ротором (от англ. rotation — вращение) называется подвижная часть автогенератора. Она представляет собой вал с расположенной на ней обмоткой возбуждения, находящейся между двумя полюсными половинками. Последние изготавливаются штамповкой, на каждой из них имеется шесть выступов в форме клюва, расположенных сверху обмотки. Эти половинки образуют систему полюсов и контактные кольца. Задача колец заключается в подаче электротока на обмотку через ее выводы.

Обмотка возбуждения предназначена для создания магнитного поля. Для решения этой задачи на нее должен быть подан слабый электроток. До запуска силового агрегата подачу тока для образования магнитного поля осуществляет АКБ. Когда ДВС заработает, и число оборотов достигнет нужной величины, подача тока на обмотку возбуждения будет производиться генератором

На роторе, кроме того, размещены:

  • Приводной шкив.
  • Подшипники качения.
  • Охлаждающее устройство (вентилятор).

Ротор располагается внутри статора, зажатого между крышками корпусной части. Крышки снабжены посадочными местами, в которых помещаются роторные подшипники. Кроме того, в крышке, расположенной со стороны приводного шкива, имеются отверстия для вентиляции.

Схема вентиляции генераторов

Статор

Этот элемент, в отличие от вышеописанного, неподвижен (статичен), из-за чего и получил свое название. Его задача заключается в получении электротока переменной величины, возникающего под влиянием магнитного поля ротора. Статор состоит из обмоток и сердечника. Последний изготавливается из листовой стали и имеет пазы для укладки трех обмоток (по количеству фаз). Обмотки могут укладываться одним из двух способов: петлевым или волновым. Схема их соединения также может быть разной – в форме звезды или треугольника.

1 — сердечник; 2 — обмотка; 3 — пазовый клин; 4 — паз; 5 — вывод для соединения с выпрямителем.

При подключении по схеме «звезда» все обмотки соединяются вместе одним из концов в общей точке. Их вторые концы выполняют роль выводов. Схема «треугольник» предусматривает соединение обмоток по другому принципу: 1-я со 2-й, 2-я – с 3-ей, а 3-я, в свою очередь – с 1-й. В этом случае функцию выводов выполняют точки соединения. Наглядно обе схемы показаны на рисунке.

Схема «звезда» и «треугольник»

Блок щеток

Задача этой составляющей генератора заключается в передаче электричества на обмотку возбуждения. Конструктивно блок представляет собой корпус с расположенной в нем парой подпружиненных графитных щеток. Последние прижимаются с помощью пружин к контактным кольцам, но жестко с ними не скреплены.

Регулятор напряжения

Регулятор нужен для того, чтобы поддерживать величину напряжения на выходе в установленных пределах. Это необходимо, поскольку количество тока, как и его параметры, зависит от числа оборотов двигателя, а долговечность аккумулятора напрямую связана с подаваемой разностью потенциалов. Недостаточное напряжение приведет к «хроническому» недозаряду АКБ, а избыточное – к перезаряду. Как в первом, так и во втором случае срок службы батареи заметно снизится. Современные автомобили комплектуются электронными полупроводниковыми регуляторами.

Регулятор напряжения

Диодный мост (выпрямительный блок)

Задача этого элемента заключается в том, чтобы преобразовывать переменный ток, поступающий на него, в постоянный, необходимый для питания бортовой сети. Конструктивно он состоит из теплоотводящих пластин, в которые вмонтированы диоды в количестве 6 штук – по 2 на каждую статорную обмотку (на «+» и на «-») .

Диагностика

Проверка автомобиля осциллографом, как и любым другим диагностическим прибором, начинается с подключения к электронному блоку управления (ЭБУ).

Однако, возможности конкретного ЭБУ могут быть уже поставленных задач. Вследствие этого часть работ (если не все) переносится на неподконтрольную сферу электрических узлов автомобиля. Так, например, можно выявить отклонения в газораспределительном механизме, подключив осциллограф к датчику расхода воздуха (он вне поля зрения ЭБУ).

Осциллограф для ремонта автомобиля воспроизводит на мониторе графическое отображение импульсов в виде колеблющейся синусоиды с любой из систем управления, установленной на двигателе.

Отчётливость изображения зависит от диапазона частот, на которые настроен прибор. Частоты подбираются в зависимости от того, связана диагностика с системой зажигания или нет. Если связана, то осциллограф следует настраивать на диапазон 0 – 40 кГц. Если нет – на диапазон 0 – 10 кГц.

То есть детальный анализ электронных систем требует более широкого диапазона частот. 40 кГц – это максимум, соответствующий собственным колебаниям наиболее ответственных узлов ДВС.

Как измеряется напряжение с помощью цифрового осциллографа

По завершении калибровки щупа устройства могут выполняться другие измерения характеристик сигналов. Часто прибор применяется для получения данных о переменном и постоянном напряжении.

Цифровые осциллографы выпускаются с английской маркировкой, где постоянный ток обозначается как Direct Current или сокращенно «DC», а переменный соответственно Alternating Current или в сокращении «АС». Необходимо отметить, что в русской речи такое понятие, как постоянное напряжение и постоянный ток, а также переменное напряжение и переменный ток используются как синонимичное обозначение одной и той же физической величины.

Сначала необходимо выбрать тип тока, который будет измеряться осциллографом. Сделать это можно посредством нажатия кнопки Н1 (клавиши Coupling).

Как измеряется постоянный ток

В правой части дисплея появляются всплывающие окна, в которых необходимо выбрать режим для постоянного тока, а именно DC, для чего нажимается кнопка F1.

Пробное напряжение следует выставить непосредственно на блоке питания с уровнем 5 В.

Далее щупы осциллографа и блока питания нужно соединить. При этом следует соблюдать соответствие цвета и полярности щупов, а именно черный крокодил, который отвечает за минус, подсоединить к черному щупу, отвечающему за «землю», а красный крокодил, который соответствует плюсу устройства, – с сигнальным щупом прибора.

Далее нужно изучить изображение, которое будет выводиться на экране осциллографа.

Должна отобразиться осциллограмма постоянного напряжения. Под постоянным напряжением принято понимать такое напряжение, которое с течением времени не изменяется по величине и полярности.

Для более подробного изучения этого явления следует тщательно исследовать получаемое на дисплее прибора изображение. Важные моменты отмечены белыми стрелками.

Поскольку данное измерение производится первым разъемом прибора, то оно получает отметку «1», что отражается в рамке и кружке красного цвета. Несложно заметить деление всего экрана своеобразной двухмерной шкалой, которая разделяет область на одинаковые квадраты со штриховыми линиями. На оси ординат (Y) в области красной рамки откладывается напряжение одной стороны квадрата. В этом случае величина составляет 2 В. При проведении подсчетов от центра точки, где пересекаются утолщенные штриховые линии, расположение осциллограммы находится на отметке, равной 2,5 стороны квадрата. Для получения значения напряжения необходимо выполнить умножение отметки шкалы на цену ее деления, что дает 2 х 2,5 = 5 (В).

Чтобы получить точное значение измеряемого параметра, необходимо нажать на кнопку с надписью «Measure», что переводится с английского как «измерять». В конкретном случае показатель получился равным 5,085 В.

Как измеряется переменный ток

Следующим шагом будет измерение переменного напряжения или переменного тока (напомним, что данные понятия используются как синонимы). Для проведения эксперимента в качестве наглядности и более четких результатов лучше всего воспользоваться лабораторным автотрансформатором (ЛАТР). С его помощью можно повысить или понизить переменное напряжение от сети.

Выставляется значение напряжения на отметке 100 В.

На осциллографе необходимо выставить режим для измерения переменного напряжения, которое обозначается как AC.

Для этого крокодилы от ЛАТР подсоединяются к щупам цифрового прибора, а на экране оценивается получаемое изображение.

В результате таких манипуляций должна появиться синусоида, которая свидетельствует о том, что напряжение переменное и обладает определенной частотой. Для вывода точного значения интересующих параметров можно воспользоваться клавишей «Measure». Синусоидальный сигнал от бытовой сети обладает определенными стандартными показателями, а именно частотой F, равной 50 Гц и периодом Т, соответствующим 20 миллисекундам. Это связано с особенностями бытовой электросети РФ, которая так же, как и в некоторых других странах постсоветского пространства, установлена как 50 Гц. Некоторые Европейские страны и Америка используют другую частоту – 60 Гц, поэтому правильно настроенный цифровой осциллограф на территории России должен показывать отметку именно 50 Гц. Кроме того, прибором отображается среднеквадратичное напряжение, которое обозначается как Vk, а для используемого ЛАТРа составляет 100 В (данный показатель устанавливался изначально для измерения переменного тока).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Hantek 2D82 Auto I

Характеристики портативного осциллографа
Полоса пропускания 80 МГц
Количество каналов 2
Максимальная частота дискретизации в реальном времени 250 МВыб / с в одноканальном режиме
125 МВыб / с в двухканальном режиме
Входные параметры
Развязка входа DC, AC, GND
Входной импеданс 1 МОм ± 2 %, 20 пФ ± 3 пФ
Установка коэффициента затухания датчика 1 Х, 10 Х, 100 Х, 1000 Х
Максимальное входное напряжение ± 150 Vrms
Горизонтальная система
Интерполяция формы волны sin (х) / х
Размер памяти 6 КБ в одноканальном режима
3 КБ в двухканальном режиме
Коэффициент развёртки 5 нс / дел — 500 с / дел, 1, 2, 5 шаг
Вертикальная система
Вертикальное разрешение 8 бит
Вертикальная развёртка 10 мВ / дел — 10 В / дел на входе BNC
Время нарастания ≤ 5 нс
Диапазон вертикального смещения ± 5 дел
Ограниченная полоса пропускания 20 МГц
Низкочастотный отклик (-3 дБ) ≤ 10 Гц (на входе BNC)
Точность усиления постоянного тока ± 3% при вертикальной развертке от 10 В / дел до 10 мВ / дел
Система синхронизации
Режимы триггера фронт
Диапазон уровня запуска триггера CH1, CH2: ± 4 деления от центра экрана
Точность уровня триггера CH1, CH2: 0,2 дел * В / дел в пределах ± 4 деления от центра экрана
Запуск по фронту
Режим запуска запуск по нарастающему фронту, по ниспадающему фронту, по нарастающему и ниспадающему фронту
Источник запуска CH1, CH2
Система измерения
Курсорные измерения разность напряжений между курсорами ΔV
разность времени между курсорами ΔT
Автоматическое измерение частота, амплитуда
Генератор сигналов произвольной формы
Количество каналов 1
Диапазоны частот синусоидальная: 1 Гц ~ 25 МГц
прямоугольная: 1 Гц ~ 10 МГц
пилообразная: 1 Гц ~ 1 МГц
EXP: 1 Гц ~ 5 МГц
Частота дискретизации 250 МВыб/с
Амплитуда 2,5 В (50 Ом)
5 В (высокий импеданс)
Глубина памяти  512 выборок
Вертикальное разрешение 12 бит
Выходной импеданс 50 Ом
Характеристики прямоугольного сигнала
Точность импульса ± 10 нс
Мультиметр
Максимальное разрешение 4000 отсчетов
Режимы тестирования напряжение, ток, сопротивление, емкость, диод, вкл-выкл
Максимальное напряжение 600 В
Входной ток 10 A
Напряжение постоянного тока 400.0 мВ, 4.000 В, 40.00 В, 400.0 В, с точностью ± (0,8% ± 5), разрешением 100 мкВ, 1 мВ, 10 мВ, 100 мВ
600.0 В с точностью ± (1% ± 2), разрешением 1 В
Защита от перегрузки: 400 мВ — 250 В, другое напряжение — 600 В
Напряжение переменного тока 4.000 В, 40.00 В, 400.0 В, с точностью ± (1,2% ± 5), разрешением 1 мВ, 10 мВ, 100 мВ
600.0 В с точностью ± (1,5% ± 5), разрешением 1 В
Частота: 40 — 400 Гц, 400 В и 600 В с частотой 40 — 100 Гц
Постоянный ток 40.00 мА с точностью ± (1% ± 2), разрешением 10 мкА
200.0 мА с точностью ± (1,5% ± 2), разрешением 100 мкА
4.000 мА с точностью ± (1,8% ± 2), разрешением 1 мА
10.00 мА с точностью ± (3% ± 2), разрешением 10 мА
Защита от перегрузки: самовосстанавливающийся предохранитель — 200 мА / 250 В, без предохранителя — 4 А / 10 А
Переменный ток 40.00 мА с точностью ± (1,3% ± 2), разрешением 10 мкА
400.0 мА с точностью ± (1,8% ± 2), разрешением 100 мкА
4.000 мА с точностью ± (2% ± 3), разрешением 1 мА
10.00 мА с точностью ± (3% ± 5), разрешением 10 мА
Частота: 40 — 400 Гц, самовосстанавливающийся предохранитель — 200 мА / 250 В, без предохранителя — 4 А / 10 А
Сопротивление 400.0 Ом с точностью ± (1% ± 3), разрешением 0.1 Ом
4.000 кОм, 60.00 кОм, 400.0 кОм, 4.000 МОм, с точностью ± (1,5% ± 5), разрешением 1 Ом, 10 Ом, 100 Ом, 1 кОм
40.00 МОм с точностью ± (1,5% ± 3), разрешением 10 кОм
Защита от перегрузки: 220 Вrms
Емкость 40.00 нФ, 400.0 нФ, 4.000 мкФ, 40.00 мкФ, 100.0 мкФ, с точностью ± (3% ± 5), разрешением 10 пФ, 100 пФ, 1 нФ, 10 нФ, 100 нФ
4.000 кОм, 60.00 кОм, 400.0 кОм, 4.000 МОм, с точностью ± (1,5% ± 5), разрешением 1 Ом, 10 Ом, 100 Ом, 1 кОм
40.00 МОм с точностью ± (1,5% ± 3), разрешением 10 кОм
Защита от перегрузки: 220 Вrms
Диод 0 — 0,1 В
Вкл-выкл тест < 50 Ом
Общие характеристики
Дисплей 2,8 дюймов, TFT ЖК — экран, 320 х 240, 64К цветов
Контраст дисплея регулируемый
Питание 100-240 В AC, 50-60 Гц, 5 В DC, 2 А
Потребляемая мощность < 2,5 Вт
Предохранитель Т, 3 А
Батарея литиевая (18650 х 2), емкость 2600 мАч, 2-х часовой заряд
Метод охлаждения конвекция
Функция вольтметра есть
Функция автоматического отключения есть
Рабочая температура от 0 °С до 50 °С
Температура хранения -20 0 °С до 60 °С
Рабочая высота рабочая до 3000 м
хранения до 10000 м
Габариты 199 х 98 х 40 мм
Вес нетто 400 г
Комплектация портативный осциллограф Hantek 2D82 Auto I — 1 шт
чехол для хранения — 1 шт
USB Type-C кабель — 1 шт
блок питания — 1 шт
щупы для мультиметра — 1 комплект
тестовые провода BNC с зажимом «крокодил» — 2 шт
тестовые провода — 1 шт
щуп зажигания — 1 шт
набор зондов для акупунктуры — 1 комплект
удлинитель для системы зажигания — 1 шт
аттенюатор 20:1 — 1 шт

Какой выбрать осциллограф для диагностики авто

Рассмотрим наиболее удобные и информативные приборы.

USB Autoscope Постоловского

На первом месте в рейтинге практиков стоит осциллограф Постоловского USB Autoscope IV. Имеет обширные диагностические функции.

Преимущества

  • Профессиональные скрипты от Андрея Шульгина.
  • Удобный интерфейс.
  • Широкий диапазон измерения от 6 до 300 вольт.
  • Обработка скриптов в автоматическом режиме.
  • Информативный скрипт эффективности по цилиндрам CSS, показывающий работу форсунок, системы зажигания.
  • Тест аккумулятора, генератора, стартера. Показывает неисправности в автоматическом режиме. Легкий процесс съема характеристик: достаточно иметь доступ к плюсовой или минусовой клеммам АКБ.
  • Тест давления в цилиндре. Показывает метки системы газораспределения, правильно ли стоят фазы. Выявляет провернутый задающий диск.

Полная документация по работе с прибором. Подробно описаны скрипты, схемы подключения. Есть видео инструкция на сайте производителя. Отзывчивая поддержка.

Мотодок 3

Вторым в списке рейтинга осциллографов для диагностики автомобиля любой марки стоит Мотодок 3. Имеет схожие характеристики.

Преимущества и недостатки

Скрипт Андрея Шульгина эффективности цилиндров. Есть некоторые недостатки по синхронизации с некоторыми автомобилями, имеющими слабый сигнал с датчика коленчатого вала

Но это сглаживается удобством и быстрой работой.
Подключения на любое расстояние по кабелю RJ 45.
Качество картинки при диагностике, что не маловажно при работе.
Подробная документация на сайте производителя.

Для примера приведены только два осциллографа для диагностики авто. Существуют и другие приборы: отличаются ценой, производителем, но принцип измерения одинаков. Самое главное иметь опыт в чтении осциллограмм к каждой марке автомобиля.

Особенности

Перед началом работы с осциллографом следует обратить внимание на две его характеристики:

  • полярность входа и выхода;
  • входное сопротивление.

Большинство современных осциллографов снабжены дифференциальной развязкой питания. То есть для пользователя не имеет значения на «плюс» он попал или на «минус», подключая прибор к бортовой сети. Но в любом случае не лишним будет перестраховаться, и проверить полярность контактов.

Входное сопротивление осциллографов, выпускаемых в настоящее время, указывается в специальном описании. Обычно оно колеблется от 0,1 до 1 Мом. Этот диапазон адаптирован под автомобильную электрическую сеть.

Если конкретное сопротивление не указано, прибор следует включать в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Типы приборов

В практике, в зависимости от поставленных задач, используются несколько типов осциллографических машин:

  1. Стробоскопы.
  2. Запоминающие осциллографы.
  3. Специальные.
  4. Скоростные.
  5. Универсальные.

Стробоскопы позволяют выделить на временной шкале осциллографа только те электрические импульсы от исследуемых узлов, которые интересуют в текущем отрезке времени.

В скоростных осциллографах используется принцип «бегущей волны». Широкополосный сигнал, «бегущий» синусоидой по монитору с большой скоростью, позволяет быстро оценить ситуацию в целом.

Задача специальных осциллографов – исследование высоковольтных импульсов. Применяются в основном для установки правильного момента зажигания и для анализа работы различных телевизионных систем.

У запоминающих или цифровых осциллографов, помимо основных диагностических свойств, отличительное достоинство– память. В комплект последних моделей включены устройства с вычислительными функциями. Это значительно расширяет возможности данных аппаратов.

Для автомобиля больше других подходит универсальный осциллограф. Его можно запитать от прикуривателя. Номинальное напряжении – 12В и 24В. Он экономичен и имеет малые габариты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector