Серия объективов гелиос 44 (helios 44) 58/2
Содержание:
- Зачем вам нужен объектив Гелиос
- Фокусировка
- Использование на современных фотоаппаратах
- Резюме
- Примечания:
- Устройство оправы и порядок пользования объективом (Гелиос-44)
- Диафрагма Гелиос 44-2
- Главные плюсы
- Основные минусы
- Альтернативы Гелиос 44М
- Схема советских объективов Helios 44
- Версия Гелиос — М
- Данные:
- Примеры фото c объектива Гелиос-44М-4
- Достоинства Гелиос 44-2
Зачем вам нужен объектив Гелиос
Странный вопрос, неправда ли? Но он имеет место быть. На дворе двадцать первый век и технический прогресс не стоит на месте. Однако, люди продолжают фотографировать при помощи объективов, не имеющих автофокус и проигрывающих по техническим параметрам современным линзам.
Первая причина, почему вам нужен объектив Гелиос, потому что он позволяет увидеть мир светосильной фотографии. И не потратить при этом лишние деньги. Ведь всегда есть риск, что фотография это не ваше. Не попробовав, не узнаешь. А Гелиос самый доступный объектив для данной цели.
Вторая причина – фотография ваше хобби и превращать его в работу нет никакого желания. Однако, хочется научиться делать фотографии с красиво размытым фоном. Тогда один из Гелиосов вам точно не помешает.
Есть еще один вариант. Многие бывалые фотографы любители сейчас меня поймут. Об этом упоминалось вначале статьи. Старая техника позволяет прикоснуться к аналоговому миру фотографии и вспомнить, как это было раньше. Пускай теперь уже и без фотопленки.
Разновидности объектива:
- Гелиос-44
- Гелиос-44-1
- Гелиос -44-2
- Гелиос-44-3
- Гелиос-44-3М
- Гелиос-44М
- Гелиос-44М-2
- Гелиос-44М-3
- Гелиос-44М-4
- Гелиос-44К-4
- Гелиос-44-Д
- Гелиос-44-7
Как видите, их очень много. И это не весь список. Моделей намного больше. Нужно быть настоящим энтузиастом-специалистом, чтобы знать все их технические тонкости. Но не упомянуть про основные модели было бы неправильно.
Фокусировка
Фокусировка Гелиос 44М ведется в пределах 0,5 — примерно 14 метров, значения на кольце фокусировки приблизительные. Имеется шкала для вычисления гиперфокального расстояния объектива, а также расчета глубины резкости. Выход переднего края оправы линзы на максимальной дистанции фокусировки — около 1,1 см.
Начиная с Гелиос-44M, модельный ряд приобрел иное положение кольца фокусировки. Кольцо фокусировки поменялось местами с кольцом диафрагмы в связи с внедрением нажимного механизма. Управление диафрагмой переместилось ближе к креплению камеры.
Кольцо фокусировки Гелиос-44М хваткое, ребристое, наведение на резкость производится путем вращения кольца фокусировки вокруг оси линзоблока. Родная смазка в механизме фокусировки Гелиос 44М со временем загустевает на столько, что объектив приходится разбирать и обслуживать.
На морозе наблюдались проблемы с вращением колец — из-за старой смазки кольца диафрагмы и фокусировки объектива было не провернуть. Замена смазки на новую устранило проблемы и вернуло плавный ход органам управления.
Использование на современных фотоаппаратах
Для работы на цифровых фотоаппаратах вам понадобится переходник с М42х1. Проще всего установить Гелиос 44м 4 через переходник на Canon EOS с байонетом EF и EF-s. Переходники без чипов, с Гелиос 44м-4 на Canon EF стоят сущие копейки.
Обратите внимание при покупке объектива, совместимы ли ваши переходники для работы с Гелиос 44М-4, имеют ли они фланец для блокировки прыгающего механизма диафрагмы. Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту «Фотолюбитель» покрывать расходы на содержание сайта и развитие
Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)
Заказывая вещи по ссылкам ниже, вы помогаете проекту «Фотолюбитель» покрывать расходы на содержание сайта и развитие. Список переходников, системы и байонеты (прямые ссылки для заказа)
- Canon EF/EF-S переходник M42-Canon EOS (без чипа или с чипом).
- Canon EF-M переходник M42-Сanon EF-M.
- Nikon DX/FX, а также Fujifilm и Kodak с байонетом Nikon F переходник M42-Nikon F с линзой и без.
- Nikon 1 переходник M42-Nikon 1.
- Pentax K переходник M42-Pentax K.
- Pentax Q переходник M42-Pentax Q.
- Sony/Minolta A переходник M42-Sony A (без чипа или с чипом).
- Sony NEX и Sony Alpha с байонетом Е переходник M42-Sony E (M42-Sony Nex).
- Four Thirds, он же 4/3 (Olympus, Panasonic) переходник M42-4/3
- Micro Four Thirds — Olympus, Panasonic, Kodak, Xiaomi с байонетом Micro 4/3 (Микро 4:3) переходник M42-Micro 4/3.
- Для фотоаппаратов с байонетом Fujifilm X переходник M42-Fuji X.
- Samsung NX переходник M42-Samsung NX.
- Leica M переходник M42-L/M.
- Для байонета Leica T переходник M42-L/T.
При заказе стоит учитывать то, что дешевые переходники некачественного исполнения с линзой на байонете Nikon F значительно портят картинку. Переходники без линзы уменьшают максимальную дальность фокусировки (из-за разницы рабочих отрезков). Переходники с чипами попадаются некачественные, от этого может страдать экспозамер и подтверждение фокусировки на некоторых моделях фотоаппаратов.
Резюме
В целом, объективы этой серии достаточно распространены, и найти более-менее пригодный экземпляр Гелиос 44 для применения не составит труда. Гелиосы различных версий очень распространены на вторичном рынке и достаточно недороги, поэтому могут прекрасно подойти для начинающих фотолюбителей.
Лучше всего объектив раскрывает свои художественные возможности на полнокадровых фотоаппаратах. На кропнутых будет не сильно заметно кручение фона, так как работает центральная, и наиболее резкая часть объектива. Гелиос 44 белый в неокрашенном корпусе встречается реже других объективов серии, так как большая часть из них уже считается антиквариатом.
Примечания:
Из-за огромного количества вариантов здесь упомянуты и приведены данные (как правило — незначительно отличающиеся) не всех существовавших модификаций объективов.Известны ещё: малосерийный Гелиос-44М (КМЗ, начало 1970-х годов), несколько отличающийся от более позднего, но так же маркированного объектива, и опытный Гелиос-44М-1 (КМЗ, 1979 год). Экспериментальные данные разрешающей способности опытных объективов, проведенные на фотоматериалах типа КН, разрешающих около 120–130 линий/мм (Волосов).Объектив Гелиос-44-7 был спроектирован для камер линии ЗЕНИТ-7 и из-за особой системы привода диафрагмы мог устанавливаться только на эти камеры через адаптер — резьбо-байонетное кольцо.В некоторых источниках автором расчёта указывается Д.С. Волосов (ГОИ).Гелиос-44-3 производился Минским механическим заводом им. С.И. Вавилова, имел иную конструкцию оправы. Поставлялся и как сменный объектив. Индекс «-3» был введён для отличия от варианта Гелиос-44.
Ссылки по теме:
Архивы: Д.С. Волосов — Фотографическая оптикаАрхивы: В. Федай — Объективы с маркой КМЗАрхивы: И. Бакланов — Создание ГелиосовРуководства: Фотоаппарат СтартРуководства: Фотоаппарат ЗЕНИТ-7Руководства: Фотоаппарат ЗЕНИТ-Д
Устройство оправы и порядок пользования объективом (Гелиос-44)
Фокусировка (наводка на резкость) производится вращением кольца 1 с нанесённой шкалой расстояний. Индексом шкалы расстояний является центральный красный штрих 3 шкалы глубин резкости 2. Конструкция узла предварительной установки диафрагмы позволяет изменять положение ограничителя величины диафрагмы, что осуществляется поворотом кольца 6, на котором нанесена шкала диафрагм. Индексом предварительно устанавливаемого упора является точка 7, нанесённая на неподвижной части оправы. Действительное диафрагмирование осуществляется вращением кольца 4. Объектив ввинчивается в камеру до упора и слегка затягивается. Перед началом работы диафрагма устанавливается на максимальное отверстие вращением кольца 4 до упора совмещением двух точек 5 и 7. Вращая кольцо 6 поставить упор в соответствие с выбранной рабочей диафрагмой совмещением индекса 7 с требуемым числом на шкале диафрагм. При этом надо ощутить лёгкий щелчок, подтверждающий, что кольцо 6 зафиксировалось. Произведя фокусировку поворотом кольца 1 за фигурную накатку при максимальном отверстии диафрагмы объектива, не прерывая наблюдений за объектом съёмки, повернуть кольцо 4 до упора, после чего нажать на спусковую кнопку фотоаппарата. Если расстояние до объекта съёмки заранее известно, находят его на шкале расстояний и поворотом кольца 1 устанавливают это значение против красного индекса 3. Расстояние до предмета съемки отсчитывают вдоль оптической оси объектива от плоскости пленки, обычно обозначаемой на фотокамере знаком . При фотографировании предметов, находящихся на различных расстояниях от фотоаппарата, рекомендуется пользоваться шкалой глубины резкости 2. Она состоит из пар делений, симметрично расположенных по обе стороны индекса. Каждая пара соответствует определённому значению установленной диафрагмы. Против этих делений можно прочесть два значения по шкале расстояний 1, в пределах которых все предметы окажутся резко изображенными на снимке. Эти два расстояния называются ближним и дальним пределами глубины резкости. |
Диафрагма Гелиос 44-2
Ирисовая, 8-лепестковая, ручного управления диафрагма. Лепестки недостаточного чернения, поэтому активно участвуют в снижении качества картинки при съемке в сложных условиях. Относительное отверстие Гелиоса 44-2 регулируется в пределах от 1:2 на открытой и до 1:16 на закрытой полностью диафрагме. Гайки в боке проявляются уже на f/4.
Кольцо предустановки
Гелиос 44-2 58/2 не имеет нажимного привода диафрагмы. Шток и прыгающий механизм, как на Гелиос-44М и поздних, отсутствует. Кольцо предварительной установки расположено непосредственно перед кольцом управления диафрагмой , и выглядит больше частью корпуса, нежели вспомогательным органом управления.
Зачастую пользователи не подозревают о существовании этого кольца. Предварительная установка диафрагмы необходима, так как нанесенные на корпус значения диафрагмы инвертированы, в виду особенностей замера экспозиции и фокусировки прошлых лет.
Управление диафрагмой без дополнительного кольца фиксации кажется странным — значение 1:16, по факту соответствует 1:2. Все встает на свои места, когда начинаешь пользоваться пред установкой диафрагмы.
Механизм предустановки диафрагмы не подойдет для использования на современных камерах. Современные цифровые фотоаппараты оценивают уровень экспозиции в кадре на открытой диафрагме объектива (старые пленочные тоже). Окончательный расчет экспозиции должен происходить в момент закрытия диафрагмы, перед самым открытием затвора. При использовании Гелиос 44-2 на диафрагме, отличной от открытой, придется вводить экспокоррекцию. Снимайте в RAW и режиме приоритета диафрагмы. Особенно, если впервые работаете с Гелиосом.
Управление глубиной поля
За счет плавного вращения кольца фокусировки и отсутствия фиксатора значений нажимной диафрагмы, Гелиос-44-2 лучше других Гелиосов подойдет для видеосъемки со звуком и мягким переводом фокуса с управлением глубиной резкости «на лету».
Из-за малой глубины резкости, фокусировка на фотоаппаратах с малым размером видоискателя может иметь проблемы с попаданием в цель. Использовать режим LiveView приходится значительно чаще, чем с автофокусными объективами.
Аберрации, боке Гелиос 44-2
На открытой диафрагме присутствует заметное «кручение» в зоне нерезкости, а также, цветовые аберрации на контрастных переходах. Некоторыми пользователями «кручение» высоко ценится, так как придает фотографии дополнительный художественный оттенок. Боке у Гелиос 44-2 имеет размытие такой степени, что позволяет отделить объект от фона. Однако, размытие не полное, и в боке у Гелиоса 44-2 можно разглядеть фактуру фоновых объектов. Стоит учесть это при подборе композиционной составляющей будущей фотографии.
Цветовые аберрации выглядят как фиолетовые или синие линии на границах переходов. Без проблем убираются в фоторедакторах при проявке RAW. В «Гелиос-44-2» хорошо исправлены кома и дисторсия.
Виньетирование
Объектив, установленный на полнокадровые фотокамеры, по углам дает серьезное виньетирование вплоть до f/5.6. На кропнутых камерах этот эффект практически не заметен.
Резкость, контрастность, цвет
Резкость по центру подобающая, на уровне современных объективов, на открытой диафрагме сильно падает к краям. Контрастность у объектива на нормальном уровне, однако, при попадании света проседает. Съемка без бленды (которую не найти) в контровом и боковом свете превращается в настоящий ад. Не смотря даже на то, что передняя линза утоплена в оправе. Дело в слабом просветлении. У Гелиос 44-2 оно простое, имеет голубоватый оттенок.
Дополнительной засветке способствуют лепестки диафрагмы, которые обычно смазаны большим количеством масла. Объектив способен создавать отражения от поверхностей элементов оптической схемы при падении света под определенным углом.
Резкость объектива увеличивается от центра к краям при диафрагмировании, и на f/5.6 практически полностью покрывает площадь кадра. На открытой диафрагме объектив закручивает задний план. Резкость на открытой достаточна только по центру кадра. Остальное поле рисует искажения, уменьшающиеся к f/4 и исчезающие к f/5.6.
Тем не менее, в основной своей массе кадры с объектива, «на выходе» только радуют глаз.
Главные плюсы
К положительным сторонам можно отнести художественный эффект закругления боке на заднем фоне. Причем за вполне вменяемый ценник. Такой рисунок придает дополнительный объем и очень ценится любителями.
Изображение имеет максимальную резкость по центру кадра и снижается ближе к краям, придавая дополнительную художественность в портретах. Однако, этот момент в других жанрах будет уже как недостаток.
Боке. Размывая фон, оно убирает все лишнее из композиции кадра
Но использовать этот прием нужно осторожно, соблюдая меру
Он просто создан для неспешной съемки атмосферных и психологических портретов.
Объектив имеет металлическую оболочку, которая защищает его от многих ударов. В интернете описано немало падений с высоты более метра и без последствий для оптики.
Основные минусы
Не держит контровый свет. Проявляется это резким падением контраста и всевозможными бликами. Кроме контраста цветопередача тоже искажается.
На широко открытой диафрагме резкость присутствует только по центру. Можно использовать как художественный прием, но такая картинка накладывает свои ограничения для применения объектива в других целях.
Ручная фокусировка. Именно поэтому он не годится для коммерческой фотосъемки репортажей, свадеб и прочих событий. Пожалуй, это главный его недостаток.
Хроматические аберрации
На пост обработке они легко удаляются, поэтому не стоит обращать на это внимание
По краям кадра присутствует виньетирование, которое тоже легко убирается во время обработки.
Большой вес. Если ставить его на любительские фотокамеры начального уровня, он может даже слегка перевешивать тушку самой камеры.
Как видите, недостатков у него мало. Самый главный – это мануальная фокусировка. Именно по этой причине объектив не рекомендуется использовать в коммерческой сфере. Пока вы будете фокусироваться, множество моментов будет упущено. Такое простительно в любительской фотосъемке, но не в коммерческой.
Заключение
Тщательно выбирайте переходник для установки объектива на вашу фотокамеру. Если выбрали вариант с чипом, подтверждающим фокусировку, то обязательно его проверьте еще до покупки. Для этого сфотографируйте линейку под углом 45 градусов и оцените как совпала точка фокусировки с тем местом куда вы целились.
Довольно часто такие чипы обманывают. Найти достойный вариант бывает сложно, поэтому многие фотографируют, полностью полагаясь на другие способы фокусировки. Одним из таких методов является наведение на резкость, глядя не в видоискатель, а на экран (режим Live View).
Перед тем как купить объектив Гелиос, поспрашивайте ваших родственников и знакомых. Вполне возможно, что у них завалялся старый экземпляр где-то в гараже или на чердаке. Таким образом, у вас появится шанс получить его бесплатно или за символическую плату.
Альтернативы Гелиос 44М
Основное вероятное применение Гелиос 44М — это погрудные портреты. Для видеосъемки с изменением глубины резкости «на лету», как уже говорилось в статье, без удаления фиксатора кольца диафрагмы не совсем подходит.
Объективы, представленные ниже — наследие прошлых лет, которое до сего дня в ходу.
Гелиосы серий «Мх-Х»
Гелиосы старших модификаций имеют улучшенные оптические характеристики, чуть более стойки к контровому свету. Объективы с многослойным просветлением незначительно превышают стоимость Гелиос-44М и также достаточно распространены.
Индустар-61 Л\З 50mm f/2.8 m42
Резкий, четкий. Практически нет аберраций, бритвенно резок с открытой диафрагмы. За счет формы лепестков диафрагмы в боке получаются звездочки из бликов. Дешевый и распространенный объектив.
Carl Zeiss Jena Tessar 50mm f/2.8 T m42
Редок, настоящее немецкое качество из 60-80х годов. С идеально круглой 13-лепестковой диафрагмой, изящной конструкцией.
Carl Zeiss Jena Pancolar 50mm f/1.8 m42
Будет неплохим выбором для неспешной съемки портретов с малой глубиной поля, а также, художественного размытия фона.
Схема советских объективов Helios 44
Схема схожа с Carl Zeiss Biotar 2/58mm. С пересчета ее, собственно, и началась история серии объективов Гелиос-44 58/2 (Helios-44 58/2).
Советские объективы с названием «Гелиос» выполнены по схеме «Планар» (Planar) доктора Рудольфа (Paul Rudolph, 1896, Германия). Сам Рудольф не в полной мере оценивал возможности своей схемы. Они были раскрыты английским оптиком Г. Ли (Horace W. Lee), разработавшим в 1920 году объектив «Опик» (Opic, фирмы «Тейлор-Гобсон» — Taylor & Hobson), который обладал повышенной светосилой — 1:2,5 (вместо 1:3,3 у «Планара») при угле зрения 50 градусов. В дальнейшем объективы такой схемы выпускались под различными названиями очень многими фирмами. «Гелиос-44», разработанный профессором Д.С. Волосовым, — самый массовый советский объектив. С 1958 года он ставился в качестве штатного на фотоаппараты «Старт», потом — на «Зениты». (И.О. Бакланов, 1998 год)
Почему Гелиос-44 имеет фокусное именно 58мм?
Чтобы использоваться в зеркальных камерах, объектив должен иметь большой задний фокальный отрезок (грубо говоря, это минимальное расстояние от задней линзы до фотоматериала): тогда есть возможность разместить зеркало. Но это затрудняет разработку нормальных и короткофокусных объективов, так как часто максимального при избранной схеме качества можно добиться лишь с очень малым задним фокальным отрезком. Поэтому, чтобы не снижать чрезмерно качества, фокусное расстояние «Гелиоса-44» пришлось увеличить до 58 мм вместо стандартных 52 мм (поле зрения при этом уменьшается с 45 до 40 градусов). Но даже при таком довольно малом угле зрения разрешающая сила «Гелиоса-44» явно недостаточна, таковы уж возможности этой схемы (если применять обычные оптические стекла). (И.О. Бакланов, 1998 год)
Версия Гелиос — М
С внедрением механизма прыгающей диафрагмы в фотоаппарат появилась необходимость модернизировать Гелиос-44-2. Механизм прыгающей диафрагмы занимает достаточно много места внутри объектива, следовательно корпус «нового» Гелиоса должен был стать гораздо больше.
1. В 77-м году первой массовой ласточкой с нажимным толкателем диафрагмы стал объектив Гелиос-44М, где в названии литера «М» указывает на тип диафрагмы, моргающей. Но не все Зениты обладали прыгающей диафрагмой, для чего в объективе встроен Репетир.
Гелиос-44М производился на трех заводах:
- 1. КМЗ — Красногорский Механический Завод.
- 1.1 ММЗ — он же Беломо.
- 1.2 Валдайским заводом Юпитер.
1.0 Auto Cosmogon 1:2 F=58MM — экспортный вариант Гелиос-44м , штатный объектив для фотокамеры Cosmorex-SE (он же Зенит-ЕМ), ориентированную на западный рынок. Комплект производился Auto Cosmogon 1:2 F=58MM Cosmorex-SE исключительно на Красногорском Механическом Заводе. Несмотря на то что объектив «должен» был продаваться в капиталистических государствах, чаше всего продают данный объектив жители пост советских государств 1.
1.3 МС Гелиос-44М версия с многослойным просветлением оптики, крайне редко встречается.
2. После того как все камеры Зенит получили механизм прыгающей диафрагмы на КМЗ освоили Гелиос-44М-4, примерно 81-82 года. Объектив Гелиос-44М-4 представляет из себя упрощенную версию Гелиоса-44М, количество лепестков диафрагмы сократили с 8-ми до 6, отсутствует репетир диафрагмы. В середине 80-Х документация по гелиосам была передана на Валдай — Юпитер.
2.1 К 1984 году подготовили первый Гелиос-44 с байонетным креплением Pentax K, объектив получил вместо буквы М в названии Гелиос-44К-4 литеру К — указывая на его совместимость с байонетом К.
2.2 Позднее было применено МС — многослойное просветление МС Гелиос-44М-4.
2.3 Одновременно с выше указанным объективом был подготовлен МС Гелиос-44К-4 байонет Pentax.
2.4 К концу 80-х была выпущена малая (ограниченная) серия Гелиос-44М-4 с репетиром диафрагмы но без МС. Помимо того отличается разборным линзоблоком, линзы гораздо проще доставать.
3. В 1990 году начато производство Гелиос-44М-5, объектив по умолчанию имел многослойное химическое просветление МС.
3.1 В 1991 году корпус объектива получил иной дизайн, внутренний конструктив не претерпел никаких изменений.
3.2 Особняком стоят два МС Гелиоса-44М с индексом 5 и 6 произведенные в Белоруссии. На фото снизу фотоаппараты Зенит сделанные в той же Белоруссии, на среднем и правом стоят объективы родного производства с символикой летящей птицы.
4. В том же 91 году был выпущен МС Гелиос-44М-6.
4.1 Примерно в 92-93 году появилась версия МС Гелиос-44м-6 с черненной диафрагмой.
4.2 Гелиос-44М-6 с пластиковым декоративным кольцом с названием и данными объективами. (фото прощу у читателей).
5. И последний. самый лучший по ТТХ Гелиос (44) МС Гелиос-44м-7.
Объектив МС Гелиос 44м-5, 44м-6 44м-7 производилис на Валдайском заводе «Юпитер». Классификация по индексу 4, 5. 6. 7 в конце названия объектива реализовано для разных ОТК. МС Гелиос-44М -Х производились на одной линии, а уже после проверки ОТК объективу присваивался индекс, соответствующий ГОСТ. Чем выше индекс тем строже стандарт приемки и ГОСТ, таким образом процент брака на линии снижался на порядок. Конструкция объектива, а точнее оправа линз не идеальна, центровка линз относительно оси оптической схемы так же не может быть идеальна. Примечательно что МС Гелиосов-44м-7 было выпущено в разы меньше нежели МС Гелиос-44М-6, а не наоборот.
Мысль о том что на Валдае хотели сделать МС Гелиос-44м-7 а получался МС Гелиос-44м-4 не верна — они попросту делались в разное время. Исходя из данных технических характеристик и года производства Я могу полагать (ИМХО) что ужесточение ГОСТа приемки ОТК повышалось двумя ступенями и производитель оперировал одновременно двумя ГОСТами допуска приемки ОТК (а не четыре) .
Объективы Гелиос с креплением Pentax — К производился только на КМЗ, интересно что всем им присваивался индекс 4 -Гелиос-44К-4 и МС Гелиос-44К-4, даже прототим с креплением Canon EOS МС Гелиос-44С-4 имеет индекс 4.
1. Данный объектив автор не хотел добавлять в список так как данная версия крайне редко встречается на просторах интернета и отсутствуют качественные фото данной модели. Буду признателен кто может предоставить СВОИ качественные фото.
Данные:
(Ниже в индексах объективов под символом «x» — подразумеваются числовые индексы: «2», «3», «4», «5», «6», «7», а под символом «X» — подразумеваются буквенные индексы «М» или «K»)
Фокусное расстояние: 58 мм (58,60 мм)Относительное отверстие: 1:2Угол поля зрения: 40°28′Размер кадра: 24×36 ммКоличество линз/групп: 6/4Переднее вершинное фокусное расстояние: −34,25 ммЗаднее вершинное фокусное расстояние: 38,05 ммРасстояние от первой до последней поверхности: 39,80 ммСветовой диаметр первой поверхности: ∅29,5 ммСветовой диаметр последней поверхности: ∅24,7 ммРазрешающая способность (0/10/20 мм): 46/33/26 линий/ммРазрешающая способность по ТУ (центр/край):
Коэффициент светопропускания:
Геометрическое : 58%Формула цветности:
Тип просветления: однослойное, химическое; многослойное (MC)Ближний предел фокусировки:
Пределы шкалы диафрагм: 1:2–1:22, 1:2–1:16Количество лепестков диафрагмы:
Рабочий отрезок:
Соединения…объектива с камерой:
для ввинчивающихся насадок:
для надевающихся насадок:
Габаритные размеры…длина объектива без крышек:
наибольший диаметр оправы:
Масса:
Год разработки: 1953 г.Расчёт: нет подтверждённых данныхКонструкция:
Завершение ОКР:
Производство: крупносерийное (основных вариантов)Годы производства: с 1958 г. (Старт) |
Оптическая схема Гелиос-44, вариант для фотоаппарата «Старт» Гелиос-44 производства ММЗ Гелиос-44-2 Конструкция Гелиоса-44 Гелиос-44-7 — штатный объектив фотоаппаратов линии ЗЕНИТ-7 (отсюда и индекс) Гелиос-44Д — штатный объектив фотоаппарата ЗЕНИТ-Д (отсюда и индекс), вид на байонет Гелиос-44-4 MC Гелиос-44-4 MC Гелиос-44-3 производства ММЗ MC Гелиос-44-3М производства ММЗ MC Гелиос-44C-4 выпуска 2014 года |
Примеры фото c объектива Гелиос-44М-4
Гелиос-44М-4 устанавливался на пленочные камеры Зенит в качестве штатного объектива. Это означает его универсальность на полном кадре — им можно снимать широкий диапазон объектов. От крупного плана цветочков-бабочек с расстояния 0,5 метров до портретов с расстояния нескольких метров и пейзажей на бесконечности. С примерами работы этого объектива на полном кадре на пленке можно ознакомится в обзорах фотоаппаратов: Зенит-12сд.
При установке на популярные кропнутые зеркалки, например на семейство Canon эффективное фокусное расстояние объектива составляет 58*1,6=93 мм. То есть такой объектив можно использовать как портретник. Действительно, при съемке портретов на больших диафрагмах видно красивое закрученное боке, что придает фотографиям определенный шарм.
f/2
f/2
Красивое боке на открытой диафрагме f/2
Красивое боке на открытой диафрагме f/2
При прикрытии дифарагмы боке принимает форму шестиугольных «гаек»
Боке в форме «гаек» f/4
Благодаря узкой ГРИП на открытой диафрагме легко отделить объект съемки от фона.
f/2
f/2
f/2
На кропе угол обзора снижается, поэтому затруднительно использовать объектив для съемки пейзажей, где обычно нужен широкий угол. Но все же объектив можно использовать там, где можно отойти от объекта съемки на значительное расстояние.
f/4
f/8
Гелиос-44М-4 боится контрового света. При его попадании картинка теряет контрастность. Если прямого или бокового света нет, то объектив дает хорошую контрастность.
f/2
f/2
Вывод
Объектив имеет неплохие характеристики. В силу своей простоты и дешивизны его сейчас часто используют как альтернативу фиксированным автофокусным объективам на кропнутых современных цифровых зеркалках. Из за своего фокусного расстояния может использоваться как портретник, который хорошо размывает задний фон, имеет интересное боке — может получится художественная картинка. Но на роль универсального для кропнутых матриц он не подойдет — маленький угол обзора налагает свои ограничения на использование например в помещениях, когда невозможно отойти чтобы объект съемки поместился в кадр.
Достоинства Гелиос 44-2
- Любой исправный Гелиос даже сейчас способен побороться в нижнем сегменте за качество, с современными пластиковыми автофокусными конкурентами.
- Отсутствие автофокуса не должно смущать, ведь, например, в портретной фотосъемке его можно не применять.
- Калькулятор ГРИП и шкала расстояний в подавляющем большинстве современных объективов отсутствует. Гелиос-44-2 можно выставить по меткам на самом объективе и снимать, не глядя в видоискатель.
- Доступность и дешевизна Гелиос-44-2 дает ощутимое преимущество при выборе объектива начинающим фотолюбителем. Объективы Гелиос-44-2 производились с 50-х годов двадцатого века, шли в качестве штатников к фотоаппаратам «Зенит-Е».
- Неубиваемая конструкция. Объектив не боится морозов, перепадов температур и влажности, падений. Металлический корпус не расколется при случайном ударе, а отсутствие электроники не подведет в самый нужный момент. Объектив прост в разборке и обслуживании. Чем выше сложность, тем ниже надежность.
- Возможность использования практически с любыми цифровыми фотоаппаратами, через соответствующий переходник. О переходниках чуть ниже.
- Высокая художественность. Даже при отсутствии особых умений в обработке, можно получить теплое ламповое фото. Фирменное кручение боке, неплохая цветопередача, радующий глаз переход от зоны резкости в зону боке — сказываются фирменные немецкие корни.
- Отличный выбор начинающего портретиста. 58 мм на полном кадре, и почти 93 на кропе 1.6.