Советы
Содержание:
- Тип гитары
- Разновидности акустических гитар
- Конструкция гитарных грифов
- Общепринятые размеры гитары
- Охрана грифов
- Воспроизводимость
- Вместо заключения
- Общие технические особенности
- Принцип действия
- Характерные особенности
- Какую гитару выбрать: классическую или акустическую
- Дополнительная классификация
- Происхождение
- Подставка акустической гитары (bridge)
Тип гитары
В первую очередь перед покупкой инструмента нужно решить, гитара какого типа необходима:
- Классическая — шестиструнный инструмент с более мягкими
- Акустическая — разновидность классической гитары, но со количество которых может варьироваться.
- Электрогитара — гитара с электромагнитным звукоснимателем.
- Бас-гитара — обычно четырехструнный инструмент, предназначенный для извлечения низких звуков.
Перечисленные типы — самые популярные и универсальные, доступные в большинстве музыкальных магазинов. Есть более редкие разновидности, такие как с несколькими грифами, но они больше нужны профессионалам.
Начинающим гитаристам выбрать инструмент поможет понимание того, какая музыка будет исполняться. Так, для романсов, классических произведений, фламенко или бардовской песни идеально подойдет классическая гитара. Она самая легкая, на инструменте подобного типа обучают играть в музыкальных школах, подбирая размер гитары в зависимости от возраста ученика. Для рок-музыки, блюза, джаза, кантри и других ритмичных мелодий лучше выбрать акустическую, электрическую либо бас-гитару. Последняя наиболее сложна для освоения новичками, так как у нее длиннее гриф и туже струны.
Разновидности акустических гитар
Акустическая гитара – это термин, который не определяет один инструмент. Это целая категория, включающая в себя ряд подвидов. Их различия в корпусе, размерах, характере звучания и в других факторах.
Дредноут (Dreadnought)
Самый распространенный вид акустической гитары, которую отличают тяжелый корпус, расширенная нижняя часть, широкая талия и тонкий гриф с закругленной рабочей стороной. Нередко под его основанием делают вырез cutaway, чтобы было проще играть на последних ладах.
Усиленный корпус выдерживает установку струн из металла, обеспечивающих более громкое звучание. Чтобы избежать повреждений верхней деки во время игры медиатором, на дредноутах иногда устанавливают пластиковую накладку. Инструмент подходит для любых музыкальных стилей, его часто выбирают профессионалы.
Джамбо
Корпус этого инструмента обладает схожими габаритами, но имеет более округлую форму. Джамбо предназначен для жестких струн и медиатора. Часто используется для сопровождения песен или сольных инструментов. Подходит для большинства музыкальных жанров (поп, рок, кантри, блюз и др.), а особенно для ритмических партий. Но сейчас их популярность гораздо ниже.
Малый джамбо
Джамбо уменьшенного размера. Отличается неглубоким корпусом и грифом с вырезом для упрощения игры на верхних ладах. Чаще всего на них играют дома, так как они тихие и удобные. Но с подключенным электрооборудованием пригодятся и для студийных целей.
Аудиториум
Инструмент предназначен для выступления в аудиториях, на небольших концертных площадках. Часто входит в оркестровый состав, поэтому бас и высокие частоты убавлены, чтобы сильно не выделяться на фоне остальных инструментов. Оснащена 14-ладным грифом и предназначена для фолка, блюза, камерной и эстрадной музыки.
Аудиториум гранд
Предыдущий вариант увеличенного размера. Для изготовления корпуса чаще всего используют древесину палисандра, ели и махагона. На корпусе, который меньше, чем у дредноута, имеется вырез катавей. Подходящий инструмент для музыки любого жанра.
Фолк гитара
Фолк-гитары – это уменьшенные версии дредноутов. У них небольшой корпус и узкий гриф с анкерным креплением. Звучат на порядок тише, но отличаются компактностью, поэтому играть на них легче. Подходит для исполнения музыки в домашней обстановке либо для обучения новичков.
Трэвел гитара
Вариант для тех, кто любит брать гитару в путешествие. Обычно длинна трэвел-гитары – 80 см, а вес около 1 кг. Звучание не громкое, достаточное для небольшой компании. Удобна для отработки техники и тренировки пальцев во время пути.
Парлор (Parlor)
Согласно своему названию (parlor – гостиная, кабинет) подходит для игры в небольших помещениях. Для нее характерны: уменьшенный корпус (по сравнению с классической гитарой), широкий гриф, приспособленный для игры пальцевым стилем, четкое звучание на верхних, средних и высоких частотах.
Русская семиструнная
Гриф гитары держится на винтовом соединении. Чем сильнее он прижимается к корпусу, тем ниже опускается верхушка и тем меньшее расстояние останется между его порожками и металлическими струнами. Пружины в виде планок внутри корпуса, выполняющих функцию ребер жесткости, расположены поперек верхней деки параллельно друг другу.
У 7-струнной гитары есть важная особенность – для упрощения чтения ноты пишутся на октаву выше их действительного звучания. Часто используют для аккомпанирования вокалистам, поэтому многие исполнители иногда меняют строй, чтобы подстроиться под возможности голоса.
Конструкция гитарных грифов
Устройство делится на шесть частей, каждая из которых выполняет важную функцию:
- головка;
- анкерный стержень;
- накладка;
- лады;
- порожек;
- пятка грифа.
В некоторых грифовых моделях имеется в середине вырез. Он предназначен для анкерного болта, помогающего настроить искривление конструкции.
Анкерный стержень
Это стальной прут, находящийся внутри бруска и удерживающий в состоянии прогиба гриф гитары. Он придает жесткость. При низком или высоком расположении струн над накладкой при помощи винта на конце прута происходит регулировка. Большая часть силы напряжения струн принимается анкерным стержнем. Он периодически требует настройки: после ремонта инструмента, замены струн, изменения уровня влажности, экспериментов с мензурой, бриджем и других факторов.
Лады и порожки
Это металлический профиль в строении гитары, разделяющий высоту звука и позволяющий определять нахождение конкретных нот, а также изменять звучание на полтона. Насчитывается от 19(в классических) до 27 (электрогитарах). Расположение нот по ладам грифа гитары соответствует белым клавишам на пианино.
Шкала деления октавы исчисляется 12 интервалами — полутонами. Располагаются они по схеме, где каждый лад равняется полутону. Между двумя соседними нотами находится два полутона. Исключение: ми-фа, си-до. Расстояние между ними составляет один полутон.
Лады различаются по:
- Материалам. Изготавливаются из нержавейки, серебра, никеля. Каждый исполнитель выбирает по своему желанию.
- Ширине. Узкие лады выходят из строя быстро, а также часто требуется шлифовка или приобретение новой детали.
- Высоте. В низких ладах, струну легче прижимать к накладке, однако, нелегко исполнять подтяжки (бэнды). В высоких — прижимать сложнее, а подтяжки делать легче.
В верхней и нижней части грифа расположен порожек, на который ложатся струны. Один из важнейших элементов конструкции. Передавая вибрацию струны на гриф, он влияет на звук гитары. От его качества зависит: точность расположения струны на грифе, строение по мензуре и удобство исполнения музыкального произведения.
Порожки изготавливают из таких материалов, как:
- дерево;
- кость;
- сталь;
- латунь;
- пластик;
- графит;
- алюминий.
Самыми качественными считаются порожки, изготовленные из слоновой кости.
Головка
Находится в верхней части гитары. Состоит из двух частей: тела и накладки. Головка различается по:
- наличию направляющих для струн;
- отсутствию направляющих для струн.
Необходима для увеличения угла наклона струны от порожка. На головке устанавливается колковый механизм, за счет которого можно отрегулировать и закрепить струны.
Колки
Это червячные механизмы, при помощи которых осуществляется точная натяжка струн. Они также позволяют экспериментировать со строем и регулировкой.
Существуют две разновидности колков: открытые и закрытые. В первом варианте, червячный механизм у колков не защищен. Наиболее распространенный вид. Во втором прикрыт рамкой, обеспечивающей защиту от механического воздействия, грязи, влаги, пыли.
Чтобы играть на гитаре хорошо и запоминать аппликатуру аккордов быстро, желательно ознакомиться с расположением нот на грифе гитары, а также слушать известных музыкантов. Для легкости восприятия гитарных партий, можно использовать табы — удобную запись гитарных партий, которые легче классических нотных.
На стоковых векторных изображениях можно рассмотреть конструкцию грифа и выбрать наиболее подходящую для исполнения. Иногда на нее приклеивают наклейки, придающие красоту и индивидуальность инструменту.
Общепринятые размеры гитары
В гитаре есть два основных размера – это ее общая длина и длина мензуры. Общая длина измеряется по двум крайним точкам, началу деки и кончику головы грифа.
Общая длина гитары
Мензура замеряется от верхнего порожка до бриджа.
Длина мензуры гитары
Обратите внимание!
Если общая величина музыкального инструмента влияет только на удобство игры, то мензура нужна для настройки инструмента в нужной тональности.
Размер считается четвертями или восьмыми. Существует всего 5 основных размеров. Все они перечислены в таблице ниже.
Размер | Общая длина (см / дюймы) | Длина мензуры (см) | Рост гитариста (см) |
4/4 | 100 / 40 | 65 | 160 и выше |
7/8 | 94 / 39 | 62 | 153 |
3/4 | 88,5 / 36 | 57 | 140 |
1/2 | 82,5 / 34 | 53 | 130 |
1/4 | 76,5 / 30 | 48,5 | 110 |
Обратите внимание!
Цифры в сантиметрах имеют условный характер и могут колебаться в пределах 5-7 см. Вам не нужно заучивать эти данные наизусть. Ниже мы расскажем о каждом размере более подробно.
Размер 1/4
Гитара 1/4
Такие инструменты предназначены для детей 3-6 лет. Они самые маленькие из возможных и нужны только для обучения. Они не подходят для выступлений на публике. «Четвертинки» звучат по-игрушечному: тихо, серединисто и несколько мутновато из-за маленького корпуса и мензуры.
Размер 1/2
Гитара 1/2
1/2 – это уже полноценный инструмент, с которым юные гитаристы могут выступать на отчетных концертах в музыкальной школе. Их звук более яркий, нижние частоты не столь ватные, как у 1/4, середина немного провалена. Чаще всего дети начинают свое обучение именно с этих инструментов.
Размер 3/4
Гитара 3/4
3/4 – не самая популярная разновидность. Для детей младшего школьного возраста такая гитара будет слишком большой, а для подростка быстро станет слишком маленькой.
Но, с другой стороны, можно найти профессиональный инструмент этого размера. Кстати упомянутые трэвел-гитары очень часто предстают именно в таком исполнении.
Размер 7/8
Гитара 7/8
7/8 является переходной ступенью межу 3/4 и полноразмерным инструментом. Она звучит почти так же как 4/4, слегка уступая той в глубине низких частот.
7/8 выбирают исключительно из личных предпочтений музыканта.
Если же вы покупаете инструмент своему чаду для обучения в музыкальной школе, то лучше сразу возьмите 4/4, чтобы через год не тратить деньги снова.
Размер 4/4
Гитара 4/4
Это полноразмерный инструмент величиной примерно в 1 м. Его звук оптимален и зависит исключительно от качества производства и материалов. В большинстве музыкальных магазинов ассортимент состоит именно их таких инструментов.
Не надо думать, что все гитары 4/4 похожи друг на друга. В этом сегменте представлена и «классика» с широким толстым грифом, и «эстрадная» акустика всех типов.
Охрана грифов
Фото: Африканский гриф
Итак, уже было замечено, что численность грифов сокращается повсеместно, на разных материках их обитания. Различные природоохранные организации особо выделяют несколько видов грифов, которые находятся в очень опасной ситуации относительно их малой численности. К таким видам они причисляют кумая, бенгальского и капского грифов.
Международный союз охраны природы относит африканского грифа к числу вымирающих видов, это, несмотря на то, что его популяция распространена обширно по всей Африке, но численность очень мала. На западе африканского материка она сократилась на девяносто процентов. Орнитологи, проведя подсчет, выяснили, что этих пернатых осталось всего около 270 000.
Еще одна разновидность грифа, чья численность постепенно, но неуклонно снижается – белоголовый сип. Ему не хватает пропитания, а именно падали диких копытных животных. Человек вытеснил этого грифа с привычных мест его постоянной дислокации, что очень снизило численность птицы. Несмотря на все эти негативные тенденции, этого грифа пока к наиболее уязвимым видам не причислили, хотя ареал его расселения резко сузился, а поголовье уменьшилось.
Что касается нашей страны, то белоголовый гриф, обитающий на территории России, считается большой редкостью, встретить его практически невозможно. В связи с этим, он числится в Красной книге Российской Федерации. Ситуация с грифами по всему миру обстоит не очень утешительная, поэтому человеку стоит сначала продумывать последствия своих действий, а потом уже приступать к ним, минимизируя риски не только относительно себя, но и окружающей живой природы.
В конце хочется задать вопрос: до сих пор ли Вы испытываете чувство брезгливости и отвращения к этой интересной птице? Гриф имеет очень много положительных качеств, среди которых верность, неимоверная заботливость, покладистость, добродушие и бесконфликтность
К тому же, не стоит забывать, что потребляя падаль, они выступают в роли природных санитаров-чистильщиков, что немаловажно
Теги:
- Вторичноротые
- Грифовые
- Грифы
- Двусторонне-симметричные
- Животные Афганистана
- Животные Африки
- Животные Вьетнама
- Животные Гималаев
- Животные гор
- Животные Евразии
- Животные Индии
- Животные Кавказа
- Животные на букву Г
- Животные Пакистана
- Животные полупустыни
- Животные равнин
- Животные России
- Животные Северной Америки
- Животные степи
- Животные Субтропического пояса Южного полушария
- Животные Тибета
- Животные Умеренного пояса Южного полушария
- Животные ЮАР
- Животные Южной Америки
- Моногамные животные
- Настоящие птицы
- Новонёбные
- Позвоночные
- Птицы Африки
- Птицы России
- Птицы Северной Америки
- Птицы Южной Америки
- Хордовые животные
- Челюстноротые
- Четвероногие
- Эукариоты
- Эуметазои
- Ястребиные
- Ястребообразные
Воспроизводимость
Сочетание всех этих факторов, в том числе размера, веса и формы, приводит к явной разнице в общей играбельности. 38-дюймовая гитара легче, поэтому ее легче держать. Ненавязчивая форма позволяет легко играть, а меньшая шея облегчает игру на нотах. Поскольку гитара меньше, она, как правило, требует более тонких струн, что также облегчает игру. Конечно, те, кто развивает свои навыки на 41-дюймовой акустической гитаре, могут столкнуться с недостатком размера другой разновидности как препятствие, мало чем отличающееся от того, что водителя автобуса просят сесть за руль автомобиля стандартного размера.
Вместо заключения
Конечно, вы можете взять рулетку, провести необходимые замеры своего роста и ладоней, потом пойти в магазин и этой же рулеткой измерить длину гитары и ее мензуру.
А можете просто сходить в магазин и попросить консультанта показать гитару для вас или вашего ребенка.
Потом взять инструмент в руки, посидеть с ним, поиграть 20-30 минут и понять, удобно ли вам играть именно на нем. Насколько вас устраивает ширина грифа, достаете ли вы до 1 струны, не опуская плечо.
На основе своих ощущений и сделайте выбор. Кому-то даже с ростом в 2 м будет удобнее играть на 7/8.
Каждый человек индивидуален, и нельзя точно сказать, какая гитара 100% подойдет именно вам или вашему ребенку. В любом случае (тем более, если это первый инструмент) гитару нужно подержать в руках и послушать.
Поэтому, чтобы вы не теряли лишнее время в музыкальном магазине, изучите 4 таблицы, которые помогут вам в выборе и покажут, на какие размеры нужно обратить внимание в первую очередь
Общие технические особенности
Чтобы упростить процесс подбора, мы расскажем об особенностях гитар для начинающих и основных характеристиках:
1. Материал.
Стоимость и качество инструмента всегда зависит от используемых материалов. Самые недорогие модели изготавливают из шпона, ламината или музыкальной фанеры. Получить качественный звук на них очень сложно, зато они менее требовательны к влажности, температуре и долговечнее.
Хорошо звучат инструменты из натурального дерева. При этом на характер, глубину и тембр звука влияет тип породы. Из махагони изготавливают гитары премиум-класса – очень дорогие, зато звук более насыщенный, ровный, бархатистый и с усиленным нижним регистром. Ольха придает звонкость и четкость. Деки из ясеня гарантируют хорошо выраженные высокие частоты, при этом делая звук более жестким.
Кленовый или липовый корпус насыщают ноты всеми оттенками, но увеличивают резкость. Чтобы гитара звучала ярко и четко, лучше выбирать модели из ели. Из этой древесины обычно делают акустические виды. Одна из самых популярных пород для изготовления классических инструментов – кедр, который делает звук более глухим, вязким, но мягким и теплым. Аналогичными свойствами обладает и палисандр, из которого обычно изготавливают обечайку, заднюю деку и накладку на гриф.
Самый простой способ определить используемые материалы – изучить срез у резонаторного отверстия. На массив дерева укажет продолжение рисунка, на фанеру, ламинат, шпон – замазка или слой пленки.
В некоторых моделях породы древесины комбинируют, чтобы получить звучание с нужными характеристиками.
2. Гриф.
Чаще всего для его изготовления производители используют клен, который известен своей прочностью. Для дополнительного усиления в гриф для акустических гитар устанавливают анкер, чтобы древесина не деформировалась из-за нагрузки при натяжении металлических струн.
3. Размер.
Чтобы каждый желающий смог выбрать себе подходящую модель, производители выпускают классические, акустические и электроакустические модели разных размеров:
- 4/4 или полноразмерные инструменты подойдут взрослым мужчинам ростом от 150 см и выше.
- 3/4–гитары рассчитаны на женщин, молодых людей стройного телосложения или ростом от 136 до 150 см.
- 1/2 или 2/4 идеальны для подростков от 116 до 135 см.
- 1/4 от полноразмерной гитары предназначены для ребенка ростом 99–115 см.
4. Количество ладов.
От размера и типа инструмента зависит количество ладов. Чтобы быстрее освоить технику игры, лучше купить для начинающих гитару с 20 ладами. Модели с 16–19 воспроизводят меньше звуков, а с большим количеством – популярны у профессиональных музыкантов.
5. Струны.
Самые прочные и долговечные стальные струны. Менять их придется не чаще, чем раз в полгода. Если планируете серьезно заниматься игрой на акустической гитаре, купите дополнительный комплект струн, близких по диаметру к штатным. Они звучат громче, чище, легче настраиваются, но не подходят для быстрой игры и пальцы быстрее устают, если не использовать медиатор.
Нейлоновые струны устанавливают на классические гитары. Они мягче. Благодаря этому больше подходят для детей и подростков. Но средний срок службы – 2 месяца. К недостаткам владельцы относят более сложную и долгую настройку.
6. Колки.
Бывают открытого и закрытого типа. В первом случае их удобнее очищать от пыли, грязи, но они хуже держат строй. Закрытые колки сложнее очистить, зато лучше и дольше фиксируют струны с нужной силой натяжения.
7. Фирмы.
За годы существования гитар список лидеров рейтинга лучших производителей остается неизменным: Fender, Ibanez, Yamaha, Epiphone, Alhambra.
Принцип действия
При изготовлении грифа, снабжённого ладами, производят точный расчёт положения ладов на грифе, решая несложную физическую задачу, или, с целью упрощения задачи мастера, обращаются к таблице стандартных расстояний между ладами. Эти таблицы широко известны для стандартных мензур. Так же можно записать общую таблицу коэффициентов (множителей), которые определяют положение каждого лада в зависимости от его номера в долях. Если величину реальной мензуры умножить на этот коэффициент получим точное расстояние от нулевого порожка до интересующего нас лада:
Лад | Коэффициент | Лад | Коэффициент |
---|---|---|---|
1 | .05613 | 13 | .52806 |
2 | .10910 | 14 | .55455 |
3 | .15910 | 15 | .57955 |
4 | .20630 | 16 | .60315 |
5 | .25085 | 17 | .62542 |
6 | .29289 | 18 | .64645 |
7 | .33258 | 19 | .66629 |
8 | .37004 | 20 | .68502 |
9 | .40540 | 21 | .70270 |
10 | .43877 | 22 | .71938 |
11 | .47027 | 23 | .73513 |
12 | .50000 | 24 | .7500 |
Основная идея, лежащая в основе такого расчёта такова: если натяжение струны неизменно, то собственная частота её колебания обратно пропорциональна её длине. Это означает, что для того, чтобы струна звучала на октаву выше (то есть частота колебаний возросла в два раза) нужно уменьшить длину струны в два раза. Это объясняет тот факт, что 12-й лад гитары, прижатая на котором струна звучит на октаву выше, чем свободная, делит струну примерно пополам.
Если бы при прижатии струны изменялась бы только её длина, 12‑й лад гитары был бы точно под точкой деления струны пополам, однако для реального инструмента при прижатии струны так же несколько меняется и её натяжение. В силу этого обстоятельства 12‑й лад смещён относительно середины струны так, чтобы скомпенсировать влияние изменения натяжения струны и получить точную октаву.
Следует отметить, что для того, чтобы получить повышение тона на октаву, нужно 12 раз повысить звучание на пол тона. То есть в октаве 12 полутонов. Причём при повышении звука на пол тона, его частота меняется в строго конкретное число раз, точно такое же, во сколько раз меняется длина струны. Эта величина и определяет точные значения расстояния между ладами на грифе. Это число может быть легко рассчитано исходя из следующих соображений:
- F=Fp12=2F{\displaystyle F_{0}=Fp^{12}={2}F},
где:
- F{\displaystyle F} — частота колебаний открытой струны (может быть выражена в герцах);
- F{\displaystyle F_{0}} — частота колебаний струны, укороченной в два раза (струна, укороченная в два раза, звучит в октаву по отношению к открытой струне);
- p{\displaystyle p} — искомый коэффициент, определяющий во сколько раз увеличивается частота звука при повышении на пол тона, а также во сколько раз укорачивается при этом струна.
Выразим p{\displaystyle p}:
p12=2{\displaystyle p^{12}={2}},
p=212{\displaystyle p={\sqrt{2}}}.
Гриф электрогитары может быть разделён на 21, 22 или на 24 лада. Счёт ладов идёт от головки: ближайший к головке лад — первый, второй, третий и так далее. В обечайке сзади корпуса гитары встроена пуговка — крепление для ремня. Один конец ремня фиксируется за пуговку, а другой привязывается к головке грифа или ко второй пуговке, вделанной в пятку грифа. Если гриф вклеен в клец корпуса гитары, то он может регулироваться анкером; анкер регулируется шестигранным ключом. Головка анкера скрыта под пластиковой накладкой на головке грифа или внутри корпуса на пружине.
На грифе может быть инкрустация. Она не только украшает гриф, но и облегчает игру на гитаре. Инкрустацию набирают из пластинок белой пластмассы или в более дорогих инструментах из перламутра. Толщина инкрустации обычно около 0,5—1 мм.
Характерные особенности
Классическая гитара имеет ряд особенностей:
- Это акустический инструмент. Звук усиливается лишь деревянным корпусом гитары.
- Используются струны из синтетики: нейлона, реже — карбона. В очень редких случаях — струны из кишок животных (жильные струны). Существуют модели шестиструнной гитары с металлическими струнами — так называемые «подъездные», «походные», «бардовские» гитары.
- Наиболее распространённые породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф может быть изготовлен из кедра или красного дерева.
- Гриф гитары более широкий, что с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, а с другой стороны, требует бо́льших усилий при игре (например, для баррэ́).
- Струны обычно перебирают пальцами. Часто гитаристы используют и ногти при игре, что позволяет достичь более яркого звучания. Однако на классической гитаре можно играть и медиатором, например, фламенко.
- Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. Это больше соответствует строгому дизайну гитары. На дорогих инструментах метки ладов могут отсутствовать.
- У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных.
- Обычно классические гитары делают без пластмассовой пластинки (гольпеадора) под струнами. В этом нет необходимости, так как нет медиатора (плектра), которым можно повредить корпус, а каждая лишняя деталь на верхней деке ухудшает её акустику. Исключение составляют гитары-фламенко, где по корпусу часто бьют пальцами и ногтями (гольпе) — там такая пластинка просто необходима.
- Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют простой микрофон, пьезоэлектрические звукосниматели: прикрепляющийся к верхней деке (так называемая «таблетка»), порожковый (вставляющийся вместо нижнего порожка) — или контактные датчики.
- Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку, при которой корпус гитары лежит на левой ноге, а гриф располагается под углом около 45° к полу. Для удобства под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» — подставки, устанавливаемые на колено. В этом случае подставка под ногу не требуется.
Какую гитару выбрать: классическую или акустическую
Неудачно выбранный инструмент может стать причиной разочарования и отсутствия желания продолжать обучение. Чтобы решить, какую гитару выбрать: классическую или акустическую, учитывайте цели и возраст ученика.
Для детей от 6 до 14 лет лучше начинать обучение с классической гитары. До этого возраста зажимать стальные струны будет сложно. Классика подойдет и для занятий в музыкальной школе: руки быстрее привыкнут к правильной постановке, развивается моторика.
Акустику лучше выбирать для подростков, мужчин или женщин, которые решили научиться играть на гитаре. Моделям этой же разновидности лучше отдать предпочтение, если нужен универсальный инструмент для блюза, джаза и других популярных музыкальных жанров.
Дополнительная классификация
Несмотря на то что акустическая гитара звучит благодаря колебанию струн, усиленному резонирующим корпусом, есть разновидности акустических гитар, которые не обошло электронное вмешательство:
- Электроакустическая – инструмент, оснащенный пьезодатчиком, позволяющим подключать любую усиливающую аппаратуру. Имеет предусилитель с регулятором тембра и эквалайзером для усиления акустического звучания на концертных выступлениях. А без подключения обладает всеми возможностями обычной акустики.
- Полуакустическая – неразрывное сочетание акустики и электрогитары. Имеет полый или частично полый тонкий корпус. На них ставят электромагнитные звукосниматели (хамбакеры), а из-за мягкого звучания часто играют блюз, джаз, рок-н-ролл и др. Можно играть и без усилителей, но звук будет тихим, так как нет большой резонирующей полости.
Каждый тип акустической гитары по-своему уникален и у каждого из них есть свои сторонники
Поэтому перед покупкой важно сделать три вещи: определить цель приобретения, подержать в руках, чтобы почувствовать габариты, и оценить звучание всех вариантов
Происхождение
Подобные инструменты находили в Месопотамии, Египте, Индии, Греции, Риме. Объединяли находки схожий внешний вид, звучание. Названия разные — кинорра, цитра, нефер, китара.
Первые образцы имели иной вид. Корпус пустой внутри, более круглой формы. Изготавливали из похожих овощей (например, тыквы), черепашьих панцирей, деревянных брусков. Древние модели из Китая имели двойные деки — верхнюю, нижнюю. Слабо напоминали современный вариант.
Первые изображения инструмента, имеющего похожее строение, обнаружили в Испании. Находку отнесли к периоду II столетия до нашей эры. Следующие зарисовки появились в рукописных текстах Беатуса Льебана VIII век. Примерно в этот период щипковые модели — виола, виуэла, получили более широкое распространение. Начиная с Х века рисунки с инструментом встречаются у многих художников.
Основными моделями стали мавританская, латинская. Первая — овальной формы, более резкого звучания. Играли на ней при помощи плектора (медиатора). Вторая — сложной формы с изгибами, отличалась мягким звуком. Считается, что предпочтение второй разновидности отдавали музыканты нежной музыки, менестрели.
Затем на первый план вышла виуэла ручная — отличается узким, одновременно более выпуклым корпусом. Использовали для игры в частных богатых домах, поэтому украшали драгоценностями, золотом, серебром. Изначально играли аккомпанирующие партии. Благодаря музыкантам Фуэнльяну и Милано, появились первые сольные гитарные исполнения, почти одновременно — пьесы, написанные для гитары.
1674 год — появилось первое руководство по самостоятельному обучению игре на инструменте, написанное Гаспаром Сансом. Руководство содержало детальные объяснения, теорию, советы практикующего мастера. Книга получила широкое распространение, переиздавалась несколько раз несколько десятилетий.
В конце 18-го века гитара стала концертным инструментом. Форма, конструкция стали приближенными к привычным. Начальные варианты имели 4, 8, даже 10 струн. Модели 19-го века имели шесть. Музыканты 18-19 века (из Италии — М. Каркасси, М. Джулиани, из Испании — Ф. Сор, Д. Агуадо) написали множество произведений — фантазий, пьес, концертов, сонат, специально для гитарного соло. Агуадо получил прозвище Бетховен гитары, а мелодии Сора до настоящего момента считаются одними из лучших.
В России до конца 17-го столетия инструмент считался диковинным, встречался редко в богатых домах как эксклюзив. Путешественники из Италии познакомили российских жителей с возможностями и красотой гитары, романтичные мелодии приобрели повсеместную известность. В 19-м веке российский гитарист А. Сихра доработал семиструнную модель. Благодаря этому она стала популярна во всех слоях населения России.
20-й век стал решающим. Инструмент стали активно использовать на концертах, хотя раньше чаще играли дома, на бардовских или молодежных встречах. Появились различные технические дополнения, расширился круг музыкальных направлений, появились новые разновидности и модели. В начале прошлого века гитара приобрела современный вид.
Подставка акустической гитары (bridge)
Подставка — это элемент, который позволяет закрепить и удержать струны на верхней деке инструмента. Кстати она имеет и другое название — bridge (бридж), что в переводе с английского языка означает мост.
Помимо того, что бридж придуман для удержания струн на деке инструмента, он также помогает создать благоприятный внешний эстетичный вид гитары в целом! Гитарные мастера могут из бриджа создать целое произведение искусства, либо подчеркнуть свой стиль! Так же многие гитарные фирмы делают подставку гитары своим товарным знаком. То есть они придумывают ей такой внешний вид, который не встречается у других производителей, либо ассоциируется у потенциального покупателя, именно с этим производителем. Ярким примером является гитарная фирма Dean.
Подставка для гитары крепится к верхней деке с помощью 2-х шурупов и клея, либо с помощью клея. Подставка изготавливается, как правило, из очень плотных пород древесины. Самым хорошо подходящим вариантом является палисандр, так же можно встретить подставку, изготовленную и из черного дерева.