Зачем нужен вентилятор для печи?
Содержание:
Принцип работы
Вентилятор приводится в действие, благодаря быстрому прогреву термодинамического модуля за счет накопления энергии от тепла печи. Термоэлектрогенератор прибора преобразует тепловую энергию в электричество, необходимое для работы устройства.
Обычно основу и радиатор выполняют из специально подготовленного алюминия. Выбор материала обусловлен отличной теплопроводностью и легкостью металла. Благодаря хорошей теплопроводности создается необходимая разница температур между основой и охлаждающими ребрами. Это нужно для запуска потока электронов в термоэлектрическом модуле прибора.
Полученная электроэнергия активирует работу лопастей, которые отвечают за распределение горячих потоков воздуха. Чем выше температура, тем быстрее вращаются лопасти вентилятора. При остывании печи, работа устройства постепенно затухает.
Виды конструкций для увеличения тяги в дымоходе
Виды конструкций для дымохода
Увеличивать скорость удаления помогает установка технических приспособлений. Механические и электрические устройства повышают и уменьшают быстроту передвижения дыма, при этом в трубе поддерживается оптимальное давление.
Увеличить тягу в дымоходе можно, если установить:
- ротационную турбину;
- флюгер;
- электрический вентилятор;
- стабилизатор;
- дефлектор.
Решение выбирается с учетом конструкции дымового канала, вида отопительного оборудования. Имеет значение высота трубы над уровнем кровли и присутствие многоэтажных строений по соседству. Любое приспособление на трубе вызывает скопление сажи и конденсат внутри канала, поэтому лучше правильно спроектировать и смонтировать дымоудаляющие каналы.
Роторная или ротационная турбина
Турбодефлектор приводится в движение воздухом и помогает дыму улетучиваться
Усилитель вытяжения содержит в конструкции одно или несколько поворотных устройств, ставится на окончание трубы и функционирует за счет движения ветра. Температура выходящего дыма не должна превышать 150 – 200°С в зависимости от вида турбины. Чаще такие приспособления ставятся на газовые печки и котлы.
Устройство поворачивается в одном направлении и вращением создает область пониженного давления над вершиной канала. Насадка дополнительно защищает выходное отверстие от попадания мусора и атмосферных осадков.
Недостатком считается невозможность работы в безветренную погоду. Турбина продолжает вращаться при отключенном отоплении в летние месяцы и создает повышенную тягу в помещении.
Флюгер
Флюгер поворачивается против ветра и защищает трубу от задувания
Насадка на дымоход для увеличения тяги выполняется в виде флюгера, который поворачивается против ветра за счет специальной конструкции. Задача дымника заключается в противодействии обратной тяге и придании эстетичного вида оголовку трубы.
Детали конструкции:
- центральная ось;
- фигура;
- роза ветров.
Колпак имеет внутри подшипники, требующие регулярной смазки. В мороз на поверхности корпуса появляется наледь, ее нужно сбивать.
Электрический вентилятор
Усилить скорость дыма можно с помощью электрического вентилятора
Применяется для вытягивания дыма из твердотопливных, газовых котлов, печей бань и саун, каминов, открытых очагов, с температурой продуктов горения не выше 200°С, а также в системе очистки воздуха. Вентилятор в дымоход для улучшения тяги представляет собой тягодутьевое устройство, чтобы повысить эффективность отопления. Установка прибора позволяет сделать компактными топку котла и другие элементы, а процесс горения при этом не зависит от погоды.
Повышается скорость циркуляции газов, организовывается подача воздуха к горелкам, воздух распределяется по зонам горения равномерно. Использование вентилятора не всегда является оправданным в небольших бытовых печах, котлах малой мощности, т. к. они делают сложной конструкцию и зависят от электричества.
Стабилизатор
Устройство представляет собой прерыватель для дозированной подачи кислорода и поддержания тяговой силы в дымоходе. В конструкции есть защитный клапан для остановки работы при избыточном давлении в трубе.
Стабилизатор устанавливается на выпуск дымохода и выполняет следующие функции:
- стабилизирует давление в топке;
- ослабляет избыточную тягу в трубе и улучшает КПД котла;
- защищает помещение от возникновения обратного засасывания дыма.
Под зонтичным оголовком монтируется датчик тяги, который реагирует на повышение температуры продуктов горения. Дым накапливается под куполом при ослаблении потока и нагревает контролер, который прерывает поставку газа к горелке.
Дефлектор
Дефлектор с разным диаметром насадки усиливает скорость дыма
Устройство ставится на конце трубы и преобразует энергию ветрового потока для уменьшения статического давления в канале. Используется эффект Бернулли, который заключается в том, что при увеличении скорости ветра и уменьшении диаметра канала появляется разреженность в трубе и создается дополнительная тяговая сила.
Стандартное исполнение предполагает наличие трех деталей:
- верхний цилиндрический корпус, имеющий расширение внизу, к основанию он крепится с применением стоек;
- нижний металлический стакан, иногда в качестве материала используется асбоцемент или керамика;
- конусообразный колпак.
Назначение и роль мотора отопителя
Мотор отопителя салона (мотор печки) — компонент системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха салона транспортных средств; электрический двигатель постоянного тока без крыльчатки или в сборе с крыльчаткой, обеспечивающий циркуляцию холодного и теплого воздуха по системе и салону.
В легковых и грузовых автомобилях, автобусах, тракторах и иной технике поддержание микроклимата в салоне или кабине выполняется воздушной системой отопления и вентиляции. Основу этой системы составляет блок отопителя, в котором находится радиатор, система клапанов и задвижек, и электровентилятор. Функционирует система просто: радиатор, соединенный с системой охлаждения двигателя, нагревается, это тепло отводится проходящим потоком воздуха, который создается электровентилятором, далее нагретый воздух по воздуховодам поступает в различные зоны салона и к ветровому стеклу. Во всех транспортных средствах вентилятор имеет привод от встроенного электродвигателя постоянного тока — мотора отопителя.
На мотор отопителя в сборе с крыльчаткой возлагается несколько основных функций:
- В холодное время — формирование потока воздуха, который проходит через радиатор печки, нагревается и поступает в салон;
- При включении отопителя в режим вентиляции — формирование потока воздуха, который без нагрева поступает в салон;
- В системах с кондиционерами — формирование потока воздуха, который проходит через испаритель, охлаждается и поступает в салон;
- Изменение частоты вращения вентилятора при регулировании работы отопителя и кондиционера.
Мотор отопителя критически важен для работы автомобильных систем отопления, вентилирования и кондиционирования, поэтому при любой неисправности его необходимо менять или ремонтировать. Но прежде, чем идти в магазин за новым мотором, следует разобраться в существующих типах этих агрегатов, их конструкции и особенностях работы.
Конструкция и изготовление дымососа
Для дымососа потребуется изготовленный своими руками корпус. Для этого можно использовать отрезок стальной трубы с внутренним диаметром 21см при диаметре вентилятора 18см. Толщина стенок в пределах 3-5мм. С корпусом нужно соединить всасывающую труб с толщиной стенок 3-5мм, которая должна иметь внутренний диаметр соответственно внутренним краям лопастей вентилятора.
В дымососах используются центробежные вентиляторы. Они позволяют создать необходимое разрежение и защитить электродвигатель от горячих продуктов сгорания. Входящий поток, поступающий на лопасти вентилятора по всасывающей трубе, и исходящий поток перпендикулярны. Для того, чтобы дымосос получился наиболее простым, его лучше всего установить на крыше на дымоходе.
Двигатель дымососа должен быть расположен внутри трубы – корпуса. Её длина должна быть больше на 10-20 мм двигателя с вентилятором.
Если есть кусок трубы, который можно укоротить под необходимый размер, нужно:
- Поставить на стол вентилятором вниз сборку двигателя.
- Рядом поставить кусок трубы.
- Положить на двигатель линейку или уголок параллельно столу так, чтобы он касался трубы.
- Сделать отметку на трубе.
- На 10-15 см выше этой отметки нанести линию отреза.
- Болгаркой отрезать кусок для корпуса.
Всасывающая труба должна быть коаксиальна корпусу и соосна с валом двигателя. Для её соединения с корпусом необходимо сделать из стального листа кольцо и приварить к нему обе трубы. Длина всасывающей трубы может быть 10-20 см. Двигатель надо крепить за корпус в соответствии с его конструкцией. У каждого двигателя есть характерные для него отверстия с резьбой для крепления. Края лопастей вентилятора должны находиться в пределах 10-20 мм от кольца.
На стороне корпуса, противоположной кольцу, устанавливается крышка в виде конуса. Эта крышка будет защищать двигатель от осадков. Для того, чтобы обеспечить выход дыма с лопастей вентилятора, в корпусе напротив вентилятора болгаркой вырезаются 3-4 прямоугольных окна. Размер окна вдоль оси корпуса должен равняться высоте лопасти вентилятора.
Суммарная площадь окон должна быть равна или больше поперечнику дымохода на крыше, по которому проходит дым.
Для того, чтобы капли дождя не попадали в окна, между двигателем и окнами на корпусе устанавливается юбка из нержавейки или кровельного железа.
Дымосос всасывающей трубой погружается в дымоход на крыше. Кольцо должно лечь на края дымохода. Крепление дымососа к дымоходу должно соответствовать конструкции дымохода. Если двигатель выключен, дым всё равно выходит через окна под действием естественной тяги.
Работающий дымосос будет создавать тягу независимо от погоды.
Если такой дымосос необходимо расположить не на крыше, а внизу, вблизи стены дома, на короткой трубе потребуется изготовить переходник. Переходник должен окружить окна и создать закрытое пространство вокруг них для перемещения потока от дымососа в дополнительную трубу. Эта труба может быть закреплена вдоль стены дома и иметь необходимую длину.
Как правильно выбрать и заменить мотор отопителя
Для моторов отопителей характерны различные типы неисправностей: потеря электрического контакта в соединениях и проводах, износ щеток в коллекторных моторах, короткие замыкания и обрывы обмоток, заклинивания и потеря оборотов вследствие разрушения подшипников или деформаций, повреждение или разрушение крыльчатки. При некоторых неисправностях печка продолжает работать, однако с меньшей эффективностью, но иногда она полностью перестает функционировать. Зачастую неисправности сопровождаются посторонними шумами со стороны отопителя, а в современных автомобилях с системой самодиагностики при неисправности появляется соответствующее сообщение. В любом случае необходимо провести диагностику, и при необходимости — заменить мотор отопителя.
На замену следует брать тот агрегат, что стоял на автомобиле ранее, либо находится в списке рекомендуемых автопроизводителем. При покупке деталей нужно учитывать, что зачастую они не продаются отдельно. Например, на многие автомобили ставится только комплектный узел с мотором и крыльчаткой, и при поломке крыльчатки заменить только ее невозможно. Использовать детали или целые узлы других типов не рекомендуется, так как они могут просто не встать на свое место и не будут обеспечивать качественной работы печки.
Менять неисправные детали следует только в соответствии с инструкцией по ремонту данного автомобиля. Зачастую ремонтные работы требуют значительной разборки приборной панели и консоли, в таком случае ремонт лучше доверить специалистам. При верном выборе и замене мотора отопитель будет эффективно работать, создавая комфортный микроклимат в салоне в любое время года.
Популярные модели
Обзор моделей вентиляторов для печи
ThermoFan Nickel
Модельный ряд вентиляторов ThermoFan представлен устройствами, со следующими техническими характеристиками:
- мощность моторчика – 30Вт;
- скорость вращения двойной лопасти – от 800 до 1200 об/мин;
- создаваемый поток воздуха – 100 м/ч;
- уровень шума – не более 35 дБ;
- размеры устройства – 17 х 13 х 23 см;
- масса – 0,76 кг.
Модели отличаются цветом лопастей:
- никелевый,
- черный,
- золотистый.
Hansa Sirocco
Литовский производитель предлагает стильный тепловой вентилятор для печи Hansa Sirocco. Прибор позволяет рационально использовать тепло от печи или камина, экономя до 20% топлива и увеличивая скорость прогрева помещения на 30%. Стоимость модели колеблется от 6300 до 12700 рублей.
Модели от китайских производителей
Обзор печей со встроенным вентилятором
Встраиваемые вентиляторы для печей также обеспечивают равномерный и быстрый прогрев воздуха помещения. Они располагаются в конструкции печи и работают от электричества.
Метеор
Модели печей отечественного производителя Метеор 150 и Метеор 220 сконструированы таким образом, что способны нагнетать воздух в нагревательный канал, обеспечивать длительное горение топлива, эффективно прогревать воздух и способствовать удалению дыма. Печь с вентилятором Метеор моделей 150 и 220 стоит 15790 и 20550 рублей соответственно.
Вентиляторы каминные, встраиваемые в дымоход
Такие устройства позволяют не только увеличить КПД печи или камина, но и удаляют из помещения вредный дым. Они могут быть горизонтальными и вертикальными, устанавливаться прямо в дымоход или на крышу.
Модели:
- Вентилятор Vents КАМ 125 (ВЕНТС) от украинского производителя имеет диаметр для соединения 125 мм, массу 4,5 кг, размеры 210х245х275 и скорость вращения лопастей 1300 об/мин. Предназначен для монтажа в круглые воздуховоды, имеет несколько скоростей вентиляции. Цена изделия около 6 000 рублей.
- Польские вентиляторы Dospel Kom, представленные разнообразными моделями, имеют встроенный термостат, позволяющий поддерживать заданную температуру. Цена на линейку приборов начинается от 16 000 рублей.
Разновидности каминных вентиляторов
В зависимости от ваших пожеланий и индивидуальных особенностей отопительной установки, вы можете купить и установить одну из следующих конструкций:
Разновидность
Описание и особенности
Дефлектор
Отличается своей прочностью, долговечностью и устойчивостью к образованию ржавчин и коррозий.
Установка выполняет роль отражателя или элемента проецирующего направленность воздушных потоков.
Тяговая сила повышается за счёт отражения потоков от крыши и боковых стенок. К недостаткам относится неэффективность вентилятора в штиль. Однако при этом полностью исключено опрокидывание такого прибора, даже при очень сильном, шквальном и порывистом ветре.
Основные критерии выбора – это соответствие диаметру дымохода и расчёт ветровой нагрузки.
Один из самых простых и недорогих вариантов. Его функциональность и влияние насилу тяги, напрямую зависит от интенсивности ветра.
Конструкция состоит из оголовка и крыла с небольшими габаритами. Также конструкция дополняется специальной лопастью, которая фиксирует и закрепляет флюгер на заданном участке дымоходной трубы.
Флюгер наиболее часто используется для повышения уровня тяги в твёрдотопливных котлах, работающих на простых поленьях или покупных брикетах.
Ротационная турбина
Работа таких механических средств осуществляется посредством вращения турбин от потоков ветра.
За счёт наличия встроенных в конструкцию особых насадок, вращение производится исключительно в одну сторону, вне зависимости от направленности самого ветра.
К преимуществам данной разновидности относится качественная защита от попадания во внутреннюю часть дымохода различной грязи, листьев, инородных предметов и осадков
Такие вентиляторы-усилители способны качественно отводить воздух, что особенно важно в неотопительный сезон.
Подходит для твёрдотопливных и газовых котлов с максимально допустимым пределом температур в 250 градусов.
Электрический дымосос
Данная вариация предназначается для печей и каминов, работающих на твёрдом топливе. К преимуществам таких устройств относится их универсальность в эксплуатации (в условиях с воздействием высоких температур, образованием большого количества конденсата, сажи и других продуктов горения).
Максимально допустимый температурный режим для таких приборов имеет предел в 800 градусов.
Работа и функционирование производится посредством специальных температурных датчиков, которые при необходимости способны как замедлять, так и увеличивать скорость вращения вентилятора.